21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Кто разгадает ребус кинорынка?

25.08.2009 21:33 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Кто разгадает ребус кинорынка?

Алла КАЗАКОВА

Цифры и факты могут рассказать о многом. Но житейские наблюдения порой красноречивее сухой статистики. Корреспондент «МК» убедилась в этом на собственном опыте

Впереди планеты всей В последнее время отечественный кинопрокат стал чаще баловать нас новинками. Показы самых громких фильмов в столичных кинотеатрах теперь нередко проходят одновременно с мировыми премьерами. Раньше о подобном мы могли только мечтать. Впечатляет и статистика. Так, в минувшем году минчане увидели 232 новые ленты, многие из которых успели получить те или иные награды на престижных фестивалях. Всего, по данным минского «Киновидеопроката», в кинотеатрах в 2005 году побывали более трех миллионов человек. И эти цифры постоянно растут. К примеру, в 2004-м в городе состоялось только 199 кинопремьер. Но так ли все гладко на самом деле? Оказывается, не совсем. Посудите сами. Вопреки высоким показателям залы даже во время показа самых нашумевших лент пустовали. Особенно в удаленных от центра кинотеатрах «Дружба», «Аврора», «Берестье». А в будние дни на дневных сеансах там и вовсе находились лишь несколько человек. Убедилась в этом в «Дружбе» на демонстрации «Ночного дозора».
Кстати, широко разрекламированные по российским телеканалам ленты «Ночной дозор» и «Дневной дозор» минчане встретили довольно спокойно. Аншлагов и длинных очередей у нас не было. Лишние билетики тоже никто не спрашивал. И это радует. Неспроста гость прошедшего минувшей осенью ХII Минского международного кинофестиваля «Лiстапад» российский режиссер Станислав Говорухин отметил тактичность белорусских зрителей. «Такого в Москве давно нет, - подчеркнул мастер. - Нормой у нас стали постоянные звонки во время показов фильмов мобильных телефонов, хруст от поедаемого попкорна, чипсов. А больше всего меня пугает реакция так называемых новых русских. Точнее, ее полное отсутствие. Такого безразличия и холодности не увидишь больше ни у кого». Заочно солидарна с мнением мэтра и заведующая культурно-просветительским сектором управления культуры Мингорисполкома Наталья Старикова.
- Мы стали более разборчивыми и требовательными к работам кинематографистов, - пояснила в беседе с корреспондентом «МК» Наталья Николаевна. - Но людей часто уводит с верного пути слишком резвая реклама. Конечно, пиар необходим. Но зрители и прежде всего молодежь не всегда могут сориентироваться в потоке современной кинопродукции, льющейся на нас с больших, малых и видеоэкранов.

Верная рука друга При подготовке этой публикации корреспонденту «МК» довелось побеседовать со многими любителями и специалистами кино. При разнообразии жанров одним по душе комедии, другим - мелодрамы, третьим - детективы и исторические ленты. Но все оказались единодушными в одном: собственную нишу должны активнее искать отечественные кинематографисты. Тем более что творческий потенциал у нас есть. Только за первое полугодие минувшего года доход от продажи продукции киностудии «Беларусьфильм» достиг более 180 тысяч долларов. В минувшем году на международных фестивалях неоднократно получали призы документальные фильмы Виктора Аслюка «Кола» и Галины Адамович «Боже мой», а также художественные ленты «Дунечка» (режиссер Александр Ефремов), «Маленькие беглецы» (Рената Грицкова), видеоальманах группы молодых авторов «Территория сопротивления». Дни белорусского кино успешно прошли в Болгарии, Германии, Молдове, России.
Весомую поддержку коллективу киностудии оказывает государство. Значительные средства были выделены на создание лент «Анастасия Слуцкая», «Глубокое течение». Исторический фильм оказался удачным. За короткое время он успел собрать рекордное количество призов на различных фестивалях. Ко второй работе зрители отнеслись неоднозначно. На одной из встреч с журналистами режиссер Маргарита Касымова объяснила собственные просчеты спецификой литературного материала. Мол, иначе снять картину по произведениям народного писателя Беларуси Ивана Шамякина «Снежные зимы» и «Глубокое течение» было невозможно.
- Много слышала о готовящейся премьере и ждала ее с нетерпением, - поясняет Наталья Старикова. - Но лента вызвала двойственное впечатление. Слишком заметными оказались режиссерские промахи. К тому же там могло быть больше белорусских актеров. Зачем понадобилось приглашать на эпизодические роли Зинаиду Кириенко и Екатерину Васильеву? Неужели у нас нет таких ярких, интересных актрис?
Против излишней погони за российскими звездами возражает и главный редактор киностудии Николай Лукьянов.
- Окончательное решение при выборе актеров всегда остается за съемочной группой, - говорит Николай Валентинович. - Так, я был против участия в маленькой роли врача небольшой сельской больницы Бориса Невзорова. Все-таки это очень колоритный актер. Но режиссер новой мелодрамы «Соблазн» Маргарита Касымова выбрала именно его. И мы согласились. В целом, на мой взгляд, больше внимания надо уделять сценариям. Сейчас вместе со студентами мы готовим коллективный сценарий о жизни современной молодежи. Надеюсь воплотить этот замысел в жизнь.
А еще в этом году киностудия планирует выпустить десять художественных лент. Среди них - мелодрамы, детская музыкальная сказка, исторические детективы, милицейский сериал.

Не только фэст Увидеть все самое лучшее белорусские зрители могут и на наших кинофорумах. В тринадцатый раз в этом году состоится Минский международный фестиваль «Лiстапад». С 2000 года он проходит под патронатом Президента Беларуси. От имени главы государства вручаются награды: главный приз «За гуманизм и духовность в кино» и специальный приз «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве». Именитых гостей обычно собирает и Национальный фестиваль белорусских фильмов, прописавшийся в Бресте. Как правило, на них демонстрируются картины, уже получившие лавры. Но и здесь не бывает без подвохов. Так случилось с документальным мюзиклом латышского режиссера Виеструса Кайришса «Ромео и Джульетта», заявленным в конкурсной программе ХII «Лiстапада». Фильм демонстрировался в кинотеатре «Центральный» и собрал всего около десятка зрителей, большинством из которых оказались журналисты.
Недоумение вызвало присутствие в программе фестиваля необычной картины (действие происходит под музыку Леонарда Бернстайна из «Вестсайдской истории» на фоне пустых заводских цехов; в ленте заняты глухонемые подростки) и у членов жюри. В итоге работу решили вычеркнуть из конкурсной программы. Курьез сопровождал и демонстрацию иранской ленты «Левой, левой, левой». Ее в кинотеатре «Центральный» представляли сотрудники Посольства Ирана в Беларуси. Почти пять минут кадры на экране шли без звука. Ситуацию изменил председатель международного жюри кинематографистов Сергей Урсуляк, потребовавший немедленно начать показ сначала.
И еще. Качественное кино нужно смотреть не только в дни фестивалей. А как это сделать, если в городе давно нет кинотеатра документальных фильмов? Правда, в том же «Центральном» работает клуб документального кино. Но творческие встречи здесь проходят эпизодически. График четко соблюдается только, когда идет вал новых работ. Тогда устраиваются премьерные показы, презентации. В перерыве между ними клуб проводит дежурные мероприятия по заказу вузов и школ. Разумеется, приобщение молодежи к высокому искусству необходимо. Однако в данном случае в стороне остается основная масса зрителей. До сих пор в Минске не открыт кинотеатр повторных фильмов. Хотя, по данным статистики, именно они, а не многочисленные американские боевики, могли бы принести коммерческий доход. Это давно поняли на телеканале «Лад».

Плюс малые формы Одной из первых в республике Белтелерадиокомпания перешла на принцип показа лицензионной кинопродукции в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах». Проанализировав опыт крупнейших телеканалов мира, здесь разработали собственную концепцию кинопоказа. В основе документа оказались жанровые и тематические предпочтения различных социальных и возрастных групп зрителей, популяризация национального кинематографа, лучших образцов мирового киноискусства. И хотя для демонстрации на голубом экране отбираются рейтинговые комедии, фантастика, детективы, все они в основном позитивно влияют на аудиторию. В результате увеличилось число показов фильмов в целом. На Первом национальном канале в 2003 году прошли 212 лент, а в 2005 - более 640. Значительная часть из них - белорусские и советские фильмы.
На ОНТ решили пойти своим путем. Тут в первую очередь обратили внимание на создание собственных лент. Кроме сериала «Отель «Исполнение желаний» одна за другой были сняты документальные ленты «Новейшая история» и «История Победы». Авторский коллектив первой ленты получил Государственную премию Беларуси, а творческая группа второй стала лауреатом премии Президента республики «За духовное возрождение».
- Телевизор смотрю редко, - признается директор кинотеатра «Комсомолец» Татьяна Корнелюк. - Обилие крови, жестокости, насилия приводит в ужас. По-моему, особого контроля за телепродукцией нет. Репертуар в кинотеатрах отслеживается немного строже. Некоторые поправки стараемся вносить и мы. Так, минувшей осенью в «Комсомольце» начался показ фильмов, посвященный памяти Владимира Высоцкого. Ретроспектива проходит в рамках программы Минского городского киноклуба, организованного рабочим МАЗа Иваном Способовым. В дальнейшем планируем шире использовать возможности видеоустановки. Такое оборудование сегодня есть лишь в трех кинотеатрах города. На его базе думаем открыть тематический кинолекторий для школьников, студентов вузов. Ребята смогут изучать у нас литературу, историю, культуру. На отдельные кассеты можно записать экранизированные по тем или иным произведениям фильмы, старые картины. Думаю, это привлечет внимание и представителей старшего поколения.
Пока же для желающих окунуться в атмосферу киноискусства прежних лет можем подсказать пару адресов. Киноклуб с показом ретро-лент действует на базе кинотеатра «Пионер». Обычно сюда ходят истинные киноманы. Подобную форму работы избрали и в Музее истории белорусского кино. Хорошей традицией здесь стали ретроспективы, посвященные мастерам мирового и отечественного кинематографа. С большим успехом уже прошли программы фильмов, в которых снимались Грета Гарбо, Владимир Высоцкий. Сейчас демонстрируется цикл, приуроченный к 105-летию со дня рождения Марлен Дитрих. В перспективе аналогичные ретроспективы расскажут о жизни и творчестве белорусских мастеров кино.
И все-таки несмотря на внешнее многообразие репертуарно-творческих возможностей отечественного кинорынка, немного грустно. Ведь главное для зрителей еще не сделано. Так, из состоявшихся в минувшем году в Минске 232 кинопремьер 54 фильма оказались американскими (или 23 процента от числа показанных лент. Но следует заметить, что это цифры лукавые. Они в основном получились за счет фестивалей, а в репертуаре кинотеатров по-прежнему преобладают американские боевики. Они же впереди по количеству киносеансов), 112 - европейскими, 31 - российским, 32 картины произведены кинематографистами стран Латинской Америки, Азии, Индии. Киностудия «Беларусьфильм» представила три новые работы. Впервые за последние двадцать лет на первое место по посещаемости вышли российские картины. Самую высокую ступень рейтинга занял фильм «9-я рота», за ним идет американская лента «Александр», а потом снова один за другим фигурируют фильмы наших соседей: «Турецкий гамбит», «Бой с тенью», «Статский советник».
А вот статистика голубого экрана совсем неутешительна. К примеру, с начала этой недели телеканалы ОНТ, СТВ и БТ успели показать такие «шедевры», как «Нож в облаках», «Солдаты-3», «МЭШ», «Секретные материалы», а также новоиспеченные сериалы «Люба, дети и завод», «Исцеление любовью», «Хозяйка судьбы», «Мятежный дух», «Бедная Настя». А канал НТВ вообще установил рекорд. Только за два дня - понедельник и вторник - здесь продемонстрированы пять милицейско-криминальных лент и несколько боевиков. Среди них - «Ментовские войны», «Улицы разбитых фонарей», «Терминатор».
Удручающая ситуация и с программо й выходного дня. В минувшие субботу и воскресенье белорусские и российские каналы предлагали погрузиться в мир фильмов «Еда и женщины на скорую руку» (БТ), «Матрешки» (СТВ), «Дракула» и «Смерть в океане» (ОРТ). С небольшими интерпретациями этот список могут продолжить и сами телезрители. Проститутки и сутенеры, бандиты и киллеры, вчерашние бандиты, ставшие бизнесменами, и менты, живущие и действующие по бандитским понятиям, - это герои нашего времени. Именно они - цвет общества, люди, которым нужно подражать. В этом нас пытаются убедить кино- и телепродюсеры, те, кто формирует репертуарную политику на больших и малых экранах. Слава Богу, в жизни все иначе, и такие «герои» все-таки в абсолютном меньшинстве. Но тех, кто делает и демонстрирует кино, нормальные люди давно не интересуют. Происходит это потому, что уже лет двадцать как наше кино перестало быть искусством: оно теперь - одна из сфер бизнеса, инструмент для зарабатывания больших денег небольшой кучкой ограниченных людей. И до тех пор, пока государство не заберет кино из рук коммерсантов, ждать появления чистых и светлых лент не приходится. Кино - мощнейший идеологический инструмент. А идеология требует вложения денег, и чем большей отдачи ждет заказчик (государство), тем больше придется вкладывать в создание киношедевров. Не стоит надеяться, что ленты вроде «Летят журавли» или «Судьба человека» принесут баснословные барыши. Они отзовутся светом и добром в душах нашей молодежи. К примеру, Минские телевизионные информационные кабельные сети - тоже коммерсанты, но почувствовали, что и на некоммерческих на первый взгляд фильмах можно заработать деньги.
Единственным исключением на общем фоне можно считать каналы «Лад» и международный спутниковый «Беларусь ТВ».
К примеру, в минувшем году последний показал 183 белорусские картины. Аналогичной политики придерживается и «Лад». «Земля Санникова», «Табачный капитан», «Село Степанчиково и его обитатели», «Дон Сезар де Базан», «Торговка и поэт» - такие картины шли в последнюю неделю января на этом канале. Жанровое разнообразие репертуара тоже радует - мюзиклы, лирические комедии, ретро-фильмы.
Хороший вариант предложило унитарное п редприятие «Минские телевизионные информационные кабельные сети», которое открыло свой канал «Наше кино» на прежней частоте Первого музыкального канала.

Комментарий «МК» - Больше всего от беспринципности кинематографа страдают дети, - считает начальник отдела по делам молодежи Мингорисполкома Виталий Брель. - Посмотрите, что сегодня изо дня в день демонстрируется на телеканалах. Почти в каждом современном фильме присутствуют сцены жестокости, насилия, убийства. Подобные тенденции характерны и для многих российских лент. Взять, к примеру, прошедший некоторое время назад сериал «Бригада». Возможно, авторы преследовали иную цель, но в конечном итоге получилось, что успех в жизни зависит от умения вести разборки, своевременно убирать конкурентов, проявлять физическую силу. Через каждые пять минут в картине демонстрировались драки и лилась кровь. Незаметно героями лент стали воры, бандиты, проститутки. А ведь когда-то мы учились совсем на других примерах. Кино- и телеэкраны знакомили нас с жизнью учителей, строителей, военных. Картины показывали, что достичь успеха в жизни можно собственным трудом, интеллектом. А теперь пропагандируется мир сомнительного бизнеса, призрачной удачи. Такие псевдоценности заполонили даже детские фильмы. Я воспитывался на вечных лентах. Это «Кортик», «Тимур и его команда», «Неуловимые мстители». Недавно некоторые из них шли по телевидению и я с удовольствием их посмотрел, наверно, в десятый раз. И несколько слов об американских боевиках. В какой-то момент они могут произвести впечатление на молодых зрителей своей красочностью, динамизмом, экзотикой. Но, как свидетельствуют факты, почти все эти ленты уже через два года становятся некассовыми. По-моему, есть над чем подумать и нашей киностудии. Когда-то здесь выпускались прекрасные работы. Где они сейчас? Нам нужны собственные герои, свои примеры, духовные ценности. То же самое можно сказать и о мультфильмах. «Каникулы в Простоквашино», «Ну, погоди!» будут любить и через полвека. Но вряд ли можно гарантировать такой рейтинг голливудской анимации. Я все-таки надеюсь, что рано или поздно истина восторжествует.

 
Теги: Брест, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Цифры и факты могут рассказать о многом. Но житейские наблюдения порой красноречивее сухой статистики. Корреспондент «МК» убедилась в этом на собств
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика