В последние годы минский Театр юного зрителя лихорадило. После смерти Андрея Андросика главный режиссер театра Наталья Башева пытается вырулить из кризисной ситуации. Битва с театральными ветряными мельницами на каком–то этапе закончилась тем, что в 36 лет Башева получила инфаркт... Тем не менее сегодня ее творческие поиски продолжаются. ТЮЗ делает ставку на яркий развлекательный театр. Недавняя премьера «Бесплодные усилия любви» в постановке московского режиссера Николая Шейко — это во всех смыслах новая высота для театра: никогда ранее происходящее на сцене не было окрашено в ТЮЗе в столь откровенно фривольные тона.
Вообще, все ТЮЗы бывшего Союза в новом времени оказались в странной ситуации. Нагрянувшая свобода заставила задуматься и о репертуарной политике, и о качестве спектаклей, и об их нравственном содержании. Со взрослыми театрами все оказалось просто: кого–то захлестнула чернуха «новой драмы», салонные изыски Виктюка и Житинкина, претензии на сытый буржуазный театр. И все это с тяжкой думой о кассе. А куда же идти ТЮЗу? К какому берегу причалить? О чем говорить с юным поколением и на каком языке? В конце концов, как избавиться от печати театра «второго сорта»? Ответы так и повисли в воздухе.
Новое время требовало диалога нового качества. Наиболее грамотно, точно и профессионально решала эту дилемму главный режиссер московского ТЮЗа Генриетта Яновская. Не делая скидок на прилагательное «юный» и не размениваясь на никому не нужные компромиссы, она ставила крепкие с точки зрения режиссуры и ясные по этическому замыслу спектакли. Например, «Иванова» Чехова с Сергеем Шакуровым. А также приглашала на постановки своего знаменитого мужа Каму Гинкаса. Его «Черный монах» и «Скрипка Ротшильда» — одни из лучших спектаклей московской афиши последних лет.
В этом смысле в нашем театре была предпринята одна попытка поиска нового языка — это «Маленькие трагедии» Михаила Лошицкого. Абсолютная «белая ворона» на фоне прочего репертуара.
Главный «манок» новой премьеры — легкая «клубничка». Подать ее пытаются под правильным соусом. Мол, и не «клубничка» это вовсе, господа, а эстетическое воспитание молодежи, прививание чувства прекрасного... Говорить можно все, что угодно. Любые словесные конструкции рушатся перед лицом происходящего на сцене.
Конечно, мы навидались уже всякого. Но чувство не то чтобы стыда, а какой–то странной неловкости еще долго не покидает после того, как за возбужденными наготой друг друга актерами закроется занавес. Недоумение вызывает и тот факт, что режиссер спектакля отнюдь не какой–нибудь малоизвестный местный постановщик, а приглашенный из самого МХАТа — нынешнего МХТ — Николай Шейко.
Хотя полностью в спектакле так никто
и не разденется. Решимости режиссеру не хватило. Будет лишь сладострастное любование телами, демонстрация нижнего белья. Отчего все происходящее отдает чем–то уж совсем болезненным. Кларнет предстает здесь фаллическим символом, к которому актрисы, выгнув гибкие, молодые спины, так и сяк игриво пристраиваются, виолончель соответственно символизирует женское тело. Что символизирует игра на виолончели в крепких мужских руках, нетрудно догадаться. Ведь по сюжету, напомним, герои этой ранней комедии Шекспира дают обет не общаться со слабым полом, который нарушает приехавшая свита очаровательной королевы. В общем, почва для всяческих комических вариаций благодатная.
На главной площадке России, во МХАТе, Шейко ставил «Учителя словесности», «Блаженный остров», «Маскарад», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский антиквар», о котором известный московский критик Роман Должанский написал: «Беда даже не в том, что вся эта приторная, измельченная театральность разворачивается в каком–то замедленном темпе... «Антикварная» иллюзия во МХАТе рушится, не успев выстроиться». Полностью можно применить эти слова и к минской премьере.
Хотя будем справедливы: премьеру в ТЮЗе осуществил опытнейший театральный игрок. И отнюдь не шулер. Скорее, фокусник, предложивший нам коллаж из собственной коллекции эротических открыток.
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.