21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

ТОРГ УМЕСТЕН

25.08.2009 21:34 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Торг уместен
Куда пойдет покупатель в 2010г.

Ольга МИКША

№ 8 [527] от 27.02.06 - http://www.belgazeta.by/20060227.8/080031511

Беларусь постепенно осваивает новую для себя крупноформатную торговлю, предпочитая, впрочем, и здесь идти своим путем. Сейчас эта ниша на рынке практически пуста, но чрезвычайно перспективна. Поэтому грамотный подход к строительству гипермаркетов и торгово-развлекательных центров позволил бы застройщикам обеспечить себе устойчивый доход и развитие бизнеса.

На Западе переход от маленьких магазинов к крупной рознице происходил эволюционным путем снижения издержек. Сначала отказались от продавцов - появились магазины самообслуживания; затем настала пора увеличить товарооборот - маленькие магазины стали большими. В свою очередь это потребовало увеличения ассортимента, что означало выход на совершенно новый уровень организации торговли. Потребители получили возможность купить под одной крышей все необходимые продукты на неделю: такая форма шопинга удобна, а значит, востребована. Когда в одном городе не один-два гипермаркета, как сейчас в Минске, а много, они начинают конкурировать между собой, играя не на цене и качестве товара (эти позиции у всех уже выровнялись), а используя различные маркетинговые ходы: распродажи, дисконты, подарки и т.п. Когда же и эти инструменты освоены игроками рынка, приходит черед дальнейшего укрупнения. На рынке появляются торгово-развлекательные центры, где можно провести целый день, одновременно решив проблемы покупок и досуга.

Эволюционный путь развития розницы хорош тем, что у владельцев магазинов и застройщиков есть время для решения многих вопросов, связанных с переходом на более крупный формат - например, поиска новых поставщиков и создания собственной товаропроводящей сети у первых, проработки проекта комплекса под якорных арендаторов и собственников у вторых.

ПЕРЕСКОЧИЛИ

В Минске развитие крупноформатной торговли было вызвано волевым решением властей, в результате чего была пропущена важная фаза - широкое распространение супермаркетов. Причем для потребителя это меньшая потеря, чем для торговли и застройщиков торговых центров, поскольку технология их создания осталась неотработанной. Это подтверждает практика выделения и освоения участков под гипермаркеты. Некоторые из них не были востребованы даже во время торгов в 2003г., освоение значительной части до сих пор не закончено.

Во многом это связано с тем, что поиск владельцев и арендаторов площадей в будущих гипермаркетах и торгово-развлекательных центрах разворачивается уже после начала строительства. А объект, который возводится без учета потребностей будущих владельцев, намного труднее продать.

Но до осознания этого факта еще далеко. Рынок торговли прод- и промтоварами имеет огромную емкость, при этом в Минске ощущается значительный дефицит торговых площадей в аренду и еще больший - в собственность. Кроме того, есть заметные перекосы в расположении крупных объектов: в основном они находятся в центре, на окраинах - лишь два крупнейших рынка, а в спальных районах, где проживает большинство населения столицы, шопингом заниматься негде.

В результате застройщики торговых центров уверены, что проблем с реализацией объектов не будет. Поэтому продолжается строительство зданий с минимальным набором услуг, множеством маленьких магазинчиков с высокой арендной платой - формат, устаревший везде, но еще проходной в Беларуси.

Негативное влияние на процесс придания розничной торговле цивилизованной формы оказывает отсутствие в Минске иностранных предприятий, которые обычно привносят на рынок современные технологии и стандарты, заставляя шевелиться «местных».

ДЕФИЦИТ РАЗВЛЕЧЕНИЙ

По оценкам экспертов, белорусская столица испытывает дефицит объектов для шопинга и досуга. Так, Минску нужны еще 7-8 гипермаркетов, не менее 4 крупных торгово-развлекательных центров и аквапарк; не помешают еще 10 боулингов и 20 бильярдных клубов; ощущается настоятельная потребность в объекте общепита на каждые 2 тыс. населения, а не на 3 тыс., как сейчас.

Эксперты полагают, что товары и услуги в этих объектах будут востребованы в долгосрочной перспективе, и это подтверждает статистика.

По данным Минэкономики, в прошлом году белорусы стали тратить на еду 45% от общего дохода, и это хорошая тенденция для страны, которая долгое время работала «на унитаз». Это означает, что семья сможет больше средств потратить на непродовольственные товары и развлечения. Конечно, важнейшим стимулом активного развития розничных сетей является рост платежеспособности населения и перераспределение статей расходов семейного бюджета. Считается, что в идеале на продукты народ должен тратить не более 20-25% дохода.

НЕ ОСТАВЛЯТЬ НА ЗАВТРА

Поскольку минская розница перескакивает в своем развитии от мелкого к крупному, владельцам участков, выделенных под строительство гипермаркета или торгового комплекса, необходимо уже сейчас просчитывать далекую перспективу и проектировать объект, который будет успешно функционировать не только завтра, но и через 5-10 лет.

С ростом платежеспособности у потребителей будут расти и требования к шопингу: народ с большим удовольствием станет тратить деньги в более просторных и удобных магазинах. Со стороны продавцов сформируется спрос на магазины больших площадей, и владелец комплекса должен быть готов к этому.

Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и психологический аспект потребителя: покупать в том или ином комплексе должно быть не только удобно, но и престижно, а значит, торгово-развлекательный центр должен быть капитальным зданием с узнаваемой архитектурой и продуманной планировкой торговых площадей. Разумеется, такие проекты оказываются более капиталоемкими, с более длительным инвестиционным циклом, чем строительство нескольких этажей, расчерченных прямоугольниками по 10-20 кв. м. По мнению экспертов, Беларусь вступила в конечную стадию доминирования на рынке «лоскутных» торговых центров - в будущем выживут те, кто сделал ставку на инвестиционный, а не спекулятивный путь развития.

ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ТОРОГОВЫМИ ПЛОЩАДЯМИ



 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Беларусь постепенно осваивает новую для себя крупноформатную торговлю, предпочитая, впрочем, и здесь идти своим путем. Сейчас эта ниша на рынке практи
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика