ВЛАДИМИР ДАВИДОВИЧ: «НАДО СРАЗУ ПРОЕКТИРОВАТЬ ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР, А НЕ ЯРМАРКУ»
Владимир Давидович: «Надо сразу проектировать торговый центр, а не ярмарку»
Ольга МИКША http://www.belgazeta.by/20060227.8/080041511 Местный шопинг, представляющий собой толчею в узких проходах множества павильончиков, вряд ли может считаться антистрессовой терапией. В обществе крепнет желание делать покупки с комфортом. О том, когда же отечественная розница сможет предложить покупателям удобные торговые центры, корреспонденту «БелГазеты» рассказал генеральный директор агентства недвижимости «Твоя столица» Владимир ДАВИДОВИЧ. - Каким главным параметрам должен соответствовать современный торговый объект? - Сам по себе формат торгового центра очень зависит от его местоположения и того, на каком этапе развития находится розничная торговля в целом. Когда мы говорим, что торговые центры должны быть с правильной планировкой и большими красивыми магазинами, это идеальная ситуация, которую всегда скорректирует действительность. Например, ТЦ «Импульс» расположен в таком месте и имеет такую концепцию, которая позволяет ему работать с максимальной эффективностью. Если его прямо сейчас переделать в большие магазины с более дорогими товарами, очевидно, что экономическая эффективность снизится. Такие последствия будут обусловлены недостаточной развитостью ритейла в Минске и все еще не очень высокой платежеспособностью населения. В целом я бы выделил пять основных форматов, в которых сегодня существует белорусская розничная торговля: «универмаги» - магазины социальной направленности с товаром преимущественно отечественного производства; «вещевые рынки» - то же, только с импортным товаром; «вещевые рынки под крышей» - то же, но немного дороже; «торговые центры» типа «Зеркала», «Европы» - рассчитаны на более обеспеченных покупателей, что проявляется в больших площадях, в определенном дизайне; последняя категория - «бутики». - Преобладает не самый удобный шопинг… - Это еще раз подтверждает тезис о том, что мы пока не можем позволить себе много тратить на непродовольственные товары. А отечественный ритейл сейчас не имеет возможности создавать ТЦ европейского формата. Мы должны созреть до того, когда у нас либо появится развитая зарубежная сеть, либо наши предприниматели, имеющие собственные небольшие сети (правильнее - несколько магазинчиков), подрастут для нового формата торговли. Например, в России и на Украине застройщик ищет факторы, которые сделают его объект привлекательным для будущих продавцов, и условия застройщикам стали диктовать серьезные сетевые компании. Во-первых, потому, что у них есть выбор среди ТЦ, а во-вторых, застройщик сам заинтересован в привлечении в свой центр такого собственника: с одной стороны, он привлечет покупателей, с другой - заставит других подтянуть уровень. У нас же конкуренции между ТЦ фактически нет, поэтому застройщики опасаются только того, что работать точно не будет. Например, если ТЦ площадью 10 тыс. кв. м будет расположен в спальном районе, там точно нельзя делать магазины с дорогими товарами. Соответственно, надо ориентироваться на невысокую ставку арендной платы. - Какие аспекты надо учитывать при планировании работы ТЦ на долгосрочную перспективу? - Важнейший момент - надо сразу проектировать торговый центр, а не просто ярмарку. Потом надо определиться с его наполнением. Обязателен «якорь» в виде продовольствия: в зависимости от площадей, это может быть мини-, супер- или гипермаркет (это в случае, если общие площади превышают 30 тыс. кв. м). Желателен развлекательный комплекс: очевидно, что возможность развлечься в будущем будет привлекать потребителей в ТЦ. Это связано с постепенным изменением представления о совершении покупки: она уже не тяжелая обязанность, а отдых. Важный момент: сочетание этих функций на нынешнем этапе не должно быть масштабным. В Беларуси все еще небольшой товарооборот, вследствие чего слишком просторный торговый зал просто нечем будет заполнить. Сейчас это приводит к тому, что один хозяин будет брать в таком центре несколько торговых точек с одинаковым ассортиментом. Кроме того, каждый предприниматель рассчитывает, сколько товара ему нужно продать, чтобы отработать аренду. Обычно это соотношение - товар стоимостью $1 тыс. на 1 кв. м. Реально успешно функционировать такие гиганты смогут только после того, как в страну придут иностранные сети со своими товарами, новыми для нашего рынка. Второй важный момент - рост реальных доходов населения. Когда у нас растет зарплата, растет и товарооборот. Это в свою очередь означает, что желание потратить деньги нужно где-то реализовать: нужно больше торговых мест. Сейчас в Минске строится торговых центров намного меньше, чем требуется для удовлетворения спроса на рынке, и это позволяет застройщикам диктовать условия. Такая ситуация сохранится еще несколько лет, до насыщения рынка. - Выходит, сейчас строить современный ТЦ невыгодно даже в расчете на перспективу? - Современный ТЦ можно адаптировать к изменяющимся условиям рынка. Нельзя сказать, что у нас нет компаний, способных содержать большие магазины, - просто они находятся в неравных условиях, например, с магазинами индивидуальных предпринимателей. Даже при продаже одинакового товара, по одинаковой цене и в равных объемах затраты первых выше, чем затраты вторых. Поэтому сейчас невозможно ожидать, чтобы владелец ТЦ принял волевое решение и предлагал только крупные магазины, например от 100 кв. м. Но вот когда хозяева маленьких боксов увидят, что покупатель в большинстве своем идет в большой, оснащенный современным оборудованием магазин, потому что ему там удобнее и приятнее делать покупки, это заставит их пересмотреть и свою концепцию. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Местный шопинг, представляющий собой толчею в узких проходах множества павильончиков, вряд ли может считаться антистрессовой терапией. В обществе креп |
|