Суверенитет Беларуси - реальный фактор мировой политики
Суверенитет Беларуси - реальный фактор мировой политики
(Продолжение. Начало в № 52 (866) за 4 марта) Наши люди заслуживают большего! Ведь зарплаты даже в 260 долларов, по большому счету, уже не хватает. Конечно, это не 25 долларов, как было 10 лет назад, но для сегодняшнего времени это скудновато. Сегодня ребенка надо не просто одеть и накормить, надо одеть красиво, купить ему разного рода инструмент, роликовые коньки, а то и горные лыжи, благо сейчас в республике есть где кататься, и еще и компьютер, без него молодежь в наши дни не обходится. Все это стоит немалых денег. Но это же в среднем! А сколько людей живут в нашей стране ниже среднего уровня? Сколько малообеспеченных семей? Взять жизнь на селе. Разве можно мириться с теми условиями, в которых живут наши сельчане?! В общем, нам надо с вами, дорогие друзья, еще работать и работать. Но в пессимизм и панику впадать не надо. Мы все сможем и все сделаем, если будем вместе, если будем едины, если будем нацелены на решение единых задач. Сколько бы ни было у нас средств, львиную долю, больше, чем любая страна Содружества Независимых Государств, страны Восточной Европы, наше государство отдает на социально-культурные нужды. Мы в отличие от большинства постсоветских государств не только сохранили, но и укрепили систему государственной социальной поддержки различных категорий населения. Сегодня у нас выплачивается 10 видов различных социальных пособий. Реализуются государственные программы социальной помощи ветеранам, одиноким пожилым людям, инвалидам. Мы предоставляем разностороннюю помощь социально уязвимым категориям граждан, в том числе проживающим в самых отдаленных населенных пунктах. Социальную направленность нашей экономики вынуждены признать и на Западе. Даже эксперты того же Всемирного банка отмечают, что экономический рост в Беларуси имеет под собой широкую социальную основу, что, в отличие от ряда других стран СНГ, структура роста в Беларуси более благоприятна для трудовых ресурсов, а увеличение зарплаты и доходов способствует распределению результатов экономического роста среди достаточно широких слоев населения. Об этом же говорит и признание международными экспертами того факта, что по индексу человеческого потенциала наша страна опережает все страны СНГ. Беларусь оказалась единственной из бывших республик Советского Союза, которая не допустила ухудшения здравоохранения. Объем предоставляемых медицинских услуг в расчете на 1.000 жителей у нас на 30 процентов выше, чем в Украине, и на 20 процентов выше, чем в России. По такому крайне чувствительному показателю, как коэффициент детской смертности, мы находимся на уровне самых высокоразвитых стран мира. Государство целенаправленно вкладывает огромные средства для того, чтобы сделать медицинское обслуживание качественным и доступным для всех наших граждан, в какой бы местности или регионе они ни жили. Неотложная медицинская помощь, педиатрия, общая терапия, профилактика, борьба с эпидемиями, другие медицинские услуги оказываются государством за бюджетный счет. И от этого принципа мы не отойдем и не имеем права отойти впредь, если мы себя назвали государством для народа. Конечно, все эти социальные программы были бы невозможны, если бы мы не преуспели в экономике. Но как раз тут наша белорусская модель социально-экономического развития на деле доказала свою эффективность. Валовой внутренний продукт за прошедшие пять лет вырос больше чем на 43 процента. Это невиданные темпы! Если в Европе ВВП возрастал в период с 2000 года до 2004 года в среднем на 1,7 процента в год, в США - на 2,8 процента, в Японии - на 1,9 процента, то в Беларуси в прошлом году этот показатель достиг почти 10 процентов. Объем промышленного производства потребительских товаров в стране за пять лет был увеличен в полтора раза. Конечно, надо понимать, что в упомянутых странах прирост идет совсем от другого базового уровня. Тем не менее это хорошие результаты. И более того, надо понимать, что и у нас уже базовый уровень не начала 1990-х годов и не середины, когда мы «обвалились». Мы первыми среди республик бывшего Советского Союза превзошли уровень самого высокого в советский период 1990 года. А тогда были высочайшие темпы развития нашей республики. В Советском Союзе мы имели самые высокие темпы развития. Мы его превзошли и сегодня прирастаем к тому высокому уровню. Однако не надо слишком обольщаться. Ведь львиную долю в валовой внутренний продукт внесло сравнительно небольшое число наших ведущих предприятий. Но сколько предприятий еще «сидят» на дотации государства и никак не могут подняться с колен! А это ведь не только вопрос экономики. Это и социальный, и, если хотите, политический вопрос. Какое настроение сегодня может быть у людей в малых городах и поселках, если градообразующее предприятие не в состоянии выплатить людям зарплату? Западные теоретики советуют избавляться от таких предприятий, банкротить их. Мол, поднимать экономически отсталые производства невыгодно. Однако мы ни при каких условиях не можем следовать таким советам. Банкротить - это проще всего. А как быть с жителями этих населенных пунктов? С ними что делать? Тоже банкротить? Для нас такие подходы неприемлемы. Экономика должна работать на людей, а не против них. Более того, это же ведь тогда государство, создавая такие предприятия, как стеклозавод «Неман», как Микашевичский завод по производству щебня, и многие другие аналогичные, строило вокруг этих предприятий поселки и свозило, переселяло людей со всего Советского Союза в эти поселки до трех и чуть больше тысяч человек. И если сегодня эти предприятия уничтожить, обанкротить и закрыть, то надо оставить на полуголодную смерть, на выживание от 3 до 5 тысяч человек в каждом поселке. Мы на это пойти не можем. Вот поэтому мною поставлен жесточайший вопрос, чтобы в этой пятилетке раз и навсегда закончить разговор по подъему экономики малых и средних городов. Конечно, вопрос об убыточных предприятиях - это непростой вопрос. И нам его надо обязательно решать. Причем не только государству, но и местным органам власти, и прежде всего самим предприятиям. Сегодня всем надо шевелиться, проявлять инициативу, а не сидеть сложа руки и ждать, чтобы государство взяло на себя решение всех проблем. В нынешнем динамичном, конкурентном мире места для иждивенцев нет! В целом наша экономическая стратегия, предусматривающая активное участие государства в управлении экономикой, оказалась правильной. И мы не намерены отказываться от наработанного опыта, от сложившейся системы. Другое дело, что нам надо постоянно совершенствовать экономические методы работы, модернизировать экономику, чтобы не допустить закостенения и топтания на месте. Кстати, сегодня и ведущие западные страны все чаще обращаются к государственному регулированию экономики. Сами-то они давно отошли от принципов стихийного рынка, а нам продолжают предлагать старые и негодные модели развития. Но у нас есть и своя голова на плечах. И мы видим, как сегодня ведущие государства, которые нас поучают демократии, действуют в управлении обществом и не брезгуют чрезвычайщиной. Вспомните французские события, когда в кольце оказался Париж - прекрасный город, глядя на который мы ахаем и охаем. Когда пылали и горели здания, сооружения и автомобили. Они на что пошли? Они пошли на введение чрезвычайного положения. И это - оплот демократии в мире. Они знали, что им нужно сохранить страну и надо сохранить свой народ. Как только доходит до нас - любое наше телодвижение по наведению порядка в нашей стране воспринимается с воем и гвалтом, которые отражаются в умах и сердцах наших доморощенных нацменов, оппозиционеров. Последовательная реализация нашей стратегии позволила не только обеспечить стабильный рост валового внутреннего продукта, но и укрепить национальную валюту, банковскую систему страны. А это чрезвычайно важно для успешного развития государства. Мы справились с инфляцией и в результате получили устойчивый рост объемов банковских вкладов населения и предприятий в белорусских рублях. Только за прошлый, 2005 год они увеличились на 41 процент. Сегодня доверие к нашему рублю уже никак не меньше, чем к доллару. Неуклонно росли наши инвестиции на создание и воспроизводство основных средств. За последние три года среднегодовой прирост инвестиций составил больше 20 процентов. В прошлом году на развитие экономики и социальной сферы государство направило почти в два раза больше средств, чем в начале пятилетки, в 2000 году. Представьте: за один только год, и это не припишешь, на капитальное строительство направлено свыше 7 миллиардов долларов! Когда мы подсчитали эту цифру, я вспомнил начало своей президентской жизни. И даже не начало, а уже, может быть, ближе к середине. Вы помните, когда демарш совершил ставший потом «демократом» Чигирь, и мы назначили премьер-министром старой закалки человека - Сергея Линга. И тогда, я уже приводил где-то этот пример, он пришел ко мне и говорит: «Александр Григорьевич, если бы мы в год 1,5 - 2 миллиарда долларов направляли инвестиций в нашу экономику, в строительство и прочее, мы были бы через 10 лет процветающей страной». Сегодня за год, за прошлый, мы направили 7 миллиардов долларов. Семь! И это победа! Потому что инвестиции в модернизацию, в строительство, в создание нового - это залог того, что страна будет жить и процветать. Если этих инвестиций нет - страны не будет. (Аплодисменты.) За пять лет капитальные вложения и инвестиции, направляемые в сельское хозяйство, - за пять лет! - увеличились почти в 4 раза, в промышленность - в 2 раза, в транспорт - в 2 раза, в жилищное строительство - почти в 1,5 раза. И это дало свои плоды. Особенно хочется отметить работу флагманов нашей индустрии. Приведу только один пример. Это тоже не придумаешь. За прошедшую пятилетку производственное объединение «Белорусский автомобильный завод» (генеральный директор, Герой Беларуси Павел Лукьянович Мариев) увеличило объем производства почти в 2,5 раза, а рост валютных поступлений у этого предприятия за пятилетку увеличился в 7 раз! То есть валюты поступило, живой валюты, на предприятие больше за 5 лет, чем на начало, в 7 раз! Сегодня БелАЗ держит в руках почти 1/3 мирового рынка большегрузных автомобилей. Это достойный результат. При этом у него не только техника получила развитие, но и улучшились условия жизни людей. Более 70 процентов бюджета Жодино составляют налоговые поступления от предприятия. Создано более 1,5 тысячи новых рабочих мест. Сегодня уже проблема: нуждается предприятие в рабочей силе больше, чем есть рабочих рук фактически, квалифицированных рук, грамотных, толковых, дисциплинированных людей в Жодино. Обеспечено динамичное повышение зарплаты, которая к концу 2005 года составила свыше 650 тысяч рублей. Вы хотите сказать, что это одно и исключительное предприятие? Нет и нет. Мы вам можем показать кадры моего первого посещения БелАЗа в середине девяностых годов - полная растерянность и слезы на глазах у того же Мариева. Не потому, что они не умели работать. Первый его вопрос был, обращенный ко мне, после власти наших доморощенных оппозиционеров, которые сегодня стремятся снова прийти к власти: «Александр Григорьевич, что будет с нашим предприятием, мы что, будем его закрывать?» Я говорю: «Не за этим приехал к вам на предприятие, и почему закрывать?» А потому, что курс был взят такой, что «Катерпиллер» сильнее, мы с ним не можем конкурировать, надо приватизировать это предприятие, продать этому же «Катерпиллеру» или ликвидировать его вообще». Но и тот, и другой путь были негодны. Что такое продать предприятие конкуренту? Оно немедленно будет закрыто через несколько лет, а эти автомобили они будут производить в Америке, в Японии подобные автомобили производят, и эти 30 процентов рынка быстро займут. Кто будет получать богатство и доход? Их народы - в Японии и в США. И тогда мною было принято однозначное решение, так же как по «Горизонту» и другим предприятиям, МТЗ, МАЗу и так далее: эти предприятия мы не бросим, последние деньги отдадим, займем валюту, ресурсы кредитные возьмем, но мы их вытащим. Я сегодня говорю, не совсем хорошо, что мы за счет нескольких тысяч предприятий создаем основной валовой внутренний продукт, но ведь это и была наша стратегия. Помните, мы на втором Всебелорусском собрании вели разговор о точках роста. Мы тогда говорили, что мы не сможем, к сожалению, вытащить всю нашу экономику, нам надо взять основные, обнаружить в нашем обществе точки, которые должны дать быстрый эффект и потянуть за собой всю экономику страны. И мы, выполняя ваше решение, второго Всебелорусского народного собрания, да и на первом об этом речь шла, определили эти точки. И такими точками стал в том числе и БелАЗ. Что такое БелАЗ сегодня? Это не только Жодино, это еще ряд предприятий в республике, которые они взяли на себя, в том числе МоАЗ (Могилевский автозавод), который «кувыркался» несколько пятилеток подряд. Они, поднявшись с колен, взвалили на свои плечи это предприятие, и я уверен, что за 5 лет оно станет процветающим. Точно так поступили и другие: Белорусский металлургический завод, МАЗ. Возьмите «Белтрансмаш» могилевский - тот же МАЗ забрал. Почему забрали? Потому что им нужны объемы, потому что их продукция пользуется спросом. Они могут произвести больше, но зачем же нам строить новые производственные мощности для этих предприятий, если у нас есть аналогичные производства, но пока еще слабо работающие? И таким образом, создаются «белорусские монстры», которые и дальше будут поглощать слабо работающие предприятия. Будут создаваться огромные компании, которые в свое время выйдут на мировые биржи… Вот тогда мы скажем, что мы готовы акционировать эти предприятия и продавать акции. Но эта акция будет стоить не бутылку белорусской водки, а несколько миллионов долларов. Вот тогда мы предложим нашим инвесторам эти акции, вот тогда мы получим наибольший эффект от этого. И это не мечты. Сегодня меня просят продать акции наших предприятий сотовой связи. В прошлом году контрольный пакет акций одного из предприятий нам предлагали за 150 миллионов долларов, в позапрошлом году - всего за 30, а в этом году предлагают 350. 350 миллионов за контрольный пакет! Мы пока не соглашаемся. А зачем? Оно эффективно работает, оно платит налоги, оно оказывает нормальные услуги нашему населению. Зачем нам его продавать сегодня, если мы видим, что перспектива за этими высоконаукоемкими предприятиями? Если сегодня они стоят 350 миллионов - контрольный пакет, то завтра этот контрольный пакет подойдет к миллиарду. И когда нам уж невмоготу будет или нам надо будет какое-то производство в стране создать суперэффективное, мы можем продать эти акции, которые сегодня принадлежат государству. Притом ничего не потеряем, те же налоги будут идти в бюджет. Правда, надо иметь в виду, что продажа акций - это уменьшение доли прибыли в распоряжении государства. Это надо всегда иметь в виду. Мы это имеем в виду. Поэтому мы наращиваем мускулы наших предприятий, нашей экономики. Может, придут к власти наши дети, мы им оставим это хорошее, то, что, к сожалению, нам не осталось после распада Советского Союза. Думаю, придут умные, и они решат, что делать с этими предприятиями. Но мы честно и добросовестно, приличным образом передадим им настоящее богатство нашей страны. Часть 2 Большую роль в подъеме нашей экономики играет строительство жилья. В отличие от большинства постсоветских стран, Беларусь не допустила развала строительного комплекса и сформировала систему государственной поддержки жилищного строительства. В республике ежегодно на эти цели направляются значительные финансовые ресурсы, в том числе за счет выделения льготных кредитов. За пять лет введено в эксплуатацию больше 16 миллионов квадратных метров общей площади жилья. Притом почти 50 тысяч квартир были построены в сельской местности. Такого никогда еще не было. По размаху жилищного строительства страна устойчиво занимает первое место среди стран СНГ. В 2005 году в республике на 1.000 человек населения введено в эксплуатацию почти 400 квадратных метров общей площади жилых домов. Это почти на 40 процентов больше, чем в России, и в два с половиной раза больше, чем в нашей братской Украине. Но главная проблема сегодня - это не только строительство квартир, но и их доступность. Мы целенаправленно работаем над решением этой проблемы. В 2001 году за месячную зарплату можно было купить только 0,3 квадратного метра жилья. В 2005 году - почти 0,7. Но в мире за среднемесячную зарплату можно купить квадратный метр. Нам надо достичь за пятилетку этого высокого мирового уровня развития в строительстве жилья. И когда семья за среднюю зарплату может купить квадратный метр, она в мире считается платежеспособной и может взять льготный кредит на строительство и покупку новой квартиры или дома. На следующую пятилетку нам необходимо поставить такую цель: молодая семья должна иметь возможность приобрести собственную квартиру не позднее чем через 3 - 5 лет после свадьбы. И прежде всего через льготное кредитование. При этом я хочу предупредить: мы действительно ставим грандиозные задачи не для популизма. Это проект решения. Нам придется через пять лет отчитываться за это. И мы об этом говорим, потому что мы уже посчитали, что мы можем, а что нет. Я исключаю из этого многодетные семьи. Мы в строительном комплексе, особенно по жилью, немножко откорректируем курс. Я об этом буду ниже говорить. У нас наиважнейшая проблема, связанная с безопасностью, - это проблема демографическая, проблема рождаемости! Поэтому я столько внимания уделяю этим вопросам и поворачиваю нашу экономику, наше население, во-первых, к образованию, во-вторых, к здравоохранению. Неужели вы забыли, когда я патронировал эту проблему и ходил в родильные дома, создавая суперсовременные, такие, как в лучших странах на Западе, роддома, когда мы всячески поддерживали женщину, когда мы ее вели к власти (больше 30 процентов сегодня в Парламенте женщин)? Цель была одна: чтобы женщина заняла достойное место в нашем обществе, потому что не мы же, мужики, а они будут рожать. И вот для решения этой проблемы мы должны отдать все, потому что пройдет еще 10, 20, 30 лет, может, нас уже не будет, но что после нас останется? Я понимаю, вы по-доброму улыбаетесь… И, наверное, улыбаются те, у кого один ребенок. Обычно так бывает. К сожалению, действующая сегодня в Беларуси система ценообразования в строительстве не отвечает потребностям развития жилищного комплекса. Она сложна, громоздка, проведение подрядных торгов превращено в формальность. И, как я чувствую, коррумпирована. Правительству здесь надо как следует разобраться и как можно быстрее навести порядок. В квартирном вопросе имеется еще одна сторона, касающаяся всех. Это - коммунальные платежи, которые оказывают значительное влияние на уровень жизни людей. Учитывая это, я просто уже своим решением в 2004 году установил ограничение роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги в размере не более 5 долларов в год. Да, это не рыночное - административное решение. Но такое ограничение позволило обеспечить опережающие темпы роста зарплаты по сравнению с темпами роста платежей за жилищно-коммунальные услуги. Сегодня удельный вес указанных платежей в расходах среднестатистической семьи составляет около 9 процентов с учетом отопления. При этом я еще раз хочу опуститься на грешную землю и сказать вот что. Коммунальники могут сказать, что вот это ограничение, в пять долларов роста в год, уменьшит поступления в их бюджет и тогда не за что будет ремонтировать квартиры. Подчеркиваю и предупреждаю всех губернаторов, руководителей органов власти, особенно председателей гор-, райисполкомов: коммунальные службы должны заниматься только основными вопросами, заниматься тем, чем не должен и не может заниматься наш человек. Если мы живем в многоквартирном доме, потекла крыша, что - каждый из жильцов полезет на крышу ремонтировать? Нет. Отремонтируйте им эту крышу. Если у нас фасады домов плохо покрашены, выглядят плохо, мрачный город, что - жильцы будут ремонтировать фасады? Нет. Отремонтируйте их. Если надо заменить где-то столярку, окна, я имею в виду окна, потому что не каждый человек залезет на верхотуру и на девятом этаже заменит это, - замените им. Все остальное должен делать сам человек внутри своей квартиры. Говорю об этом потому, что у нас огромное количество денег, которые мы собираем на «коммуналку», разбазаривается. Списывается на краски, подмазки, плинтусы и прочее, и прочее, на мелочевку. А мы должны сконцентрировать свои усилия на главном, а не на второстепенном. И тогда легко будет проконтролировать, куда пошли деньги. И вот когда мы решим эти глобальные вопросы, связанные с коммунальными услугами для людей, тогда мы уж будем смотреть и на то, чтобы заменить полы внутри квартиры, почистить окна, за кем-то убрать, помыть… И это выгодно коммунальникам: лезть в мелочевку, покрасить трубу внутри отопления или батарею и списать туда не пять, а десять килограммов краски, остальные разбазарить или унести на свою дачу и там пользоваться этими благами. Поэтому нам надо сконцентрироваться на главном. У нас здесь проблем предостаточно. Но решение проблем возможно в этой сфере только при переходе на новый противозатратный механизм, о чем я вам говорил. И Правительство по моему поручению уже год работает над этой проблемой. Думаю, что в этом году выдадут нормальный результат. Неплохие результаты достигнуты в сельском хозяйстве. За пятилетку рост сельскохозяйственной продукции составил 26 процентов, причем в общественном секторе - почти 40. И это, дорогие мои, в тех колхозах, совхозах и кооперативах, которые нам предлагали разогнать, все раздать частникам, фермерам и т. д. К сожалению, в начале девяностых это и было сделано. Раздали тракторы, автомобили, лошадей, повозки и прочее. В некоторых колхозах, совхозах ничего не осталось. И нам приходилось начинать воссоздавать колхозы заново. И они «на марше» дали 40 процентов, а два года были совсем неблагоприятные, 40 процентов прироста. В результате мы не только обеспечили продовольственную безопасность страны, но и создали возможности для экспорта. Лучших показателей к тому уровню, который был, добились Гомельская и Витебская области, увеличившие выпуск сельхозпродукции более чем в 3 раза, Минская и Брестская - более чем в 2,5 раза. Ну что говорить о Гродненской области? Она стабильно работает хорошо. Из всех стран Содружества в нашей республике самый высокий уровень сельскохозяйственного производства на душу населения. В 2005 году в расчете на одного жителя произведено 70 килограммов мяса, получено 575 килограммов молока. Это в два раза больше, чем в России и Украине. В общем, за пять лет сделано очень много. Но мы не должны впадать в эйфорию, а то некоторые научились уже так браво рапортовать, как будто и проблем у нас больше нет. А все потому, что сидят на месте и переписывают приятные для них цифры из одной колонки в другую, вместо того чтобы съездить на проблемное предприятие, где люди все еще на нищенской зарплате сидят, да поговорить с ними, постараться им объяснить, самому понять, что же надо сделать, как помочь этому предприятию и людям. А то и того хуже - прибегают к чисто бюрократическим уловкам: чтобы положение выглядело получше, переоценивают основные фонды - глядишь, сотня предприятий, которые еще вчера были убыточными, сегодня уже в этой категории отсутствуют. Кого мы хотим обмануть? Народ? Народ никогда не обманешь. Он, может, иной раз и смолчит, но правду все равно видит. Если мы будем терпеть очковтирательство, формализм, имитацию деятельности, народ всех нас отсюда живо попросит. И будет прав! Сколько у нас за пятилетку вскрыто подобных фактов? Море. С таким багажом нам в новой пятилетке делать нечего. Кроме того, к сожалению, по некоторым показателям мы все-таки не достигли намеченных рубежей - по удельному весу оплаты труда в валовом внутреннем продукте, по доле расходов, выделяемых на развитие здравоохранения, по соотношению зарплаты бюджетной сферы и среднемесячной зарплаты в народном хозяйстве. Надо прямо сказать, что установленные здесь задания правительство не выполнило. И это отставание в следующей пятилетке необходимо, безусловно, наверстать. Надо также не забывать, что Беларусь еще существенно отстает от экономически развитых стран Евросоюза по основным экономическим показателям: производству ВВП на душу населения, уровню и качеству жизни людей, развитию внешнеэкономической деятельности, объемам оказываемых услуг, производительности труда и, самое главное, материало-и энергоемкости производства. И тут нечего ссылаться на то, какое нам, видите ли, в 1994 году досталось наследство. Нельзя все время оглядываться назад. Мы должны целенаправленно и активно работать, чтобы и наши показатели были не хуже, чем в самых развитых государствах мира. Конечно, для достижения поставленных целей нам необходимо добиться кардинального роста производительности и, главное, качества труда. А это возможно только при условии внедрения новых, перспективных форм хозяйствования, более эффективного использования научно-технического потенциала и повышения заинтересованности работников. О перспективах социально- экономического развития Беларуси Уважаемые участники Всебелорусского народного собрания! На ваше рассмотрение представлен проект Основных положений Программы социально-экономического развития нашей страны на 2006 - 2010 годы, программы, которая определяет цели, задачи и пути развития Беларуси в предстоящем пятилетии. Основные ориентиры новой пятилетки В предстоящий период на первый план выдвигается задача кардинального повышения качества жизни людей. Мы должны стремиться к тому, чтобы через пять лет качество жизни наших граждан довести до уровня, сравнимого с западноевропейским. Реальна ли такая задача? Реальна, если иметь в виду, что качество жизни - это не только зарплата, но и жилье, образование, доступная медицинская помощь, детские сады, гарантированные рабочие места, безопасность граждан и многое другое. По зарплате мы, конечно, еще не сравнимся с Англией и Германией, но по ряду других параметров мы это должны сделать. Чтобы достичь поставленной цели, нам надо научиться использовать более действенные подходы, стремиться к более высокому уровню организации всей нашей деятельности. Каковы главные целевые ориентиры развития Беларуси, которыми мы будем руководствоваться в ближайшие пять лет? Прежде всего это дальнейшее развитие эффективного правового государства, работающего на благо народа. Мы должны еще больше повернуть государство лицом к простому труженику. «Государство для народа, для человека» - вот основной лозунг, которым мы будем руководствоваться в новом пятилетии. Государство по-прежнему должно держать руку на пульсе жизни общества во всех областях: обеспечивать законность и порядок, стабильность и спокойствие, безопасность и защиту своих граждан. Оно несет полную ответственность за состояние экономики и социальной сферы. Но вместе с тем государство, власть должны все в большей степени открывать возможности для проявления творческой инициативы и самоуправления. Нам надо создать более благоприятные условия для развития мелкого и среднего предпринимательства. Это вопрос не только экономический, но и политический. Если мы не разовьем достаточно обширный слой предпринимателей, не выработаем цивилизованные формы их деятельности, традиции, законодательную базу, в общем, не наработаем в этой сфере необходимый опыт, мы никогда не сможем по-настоящему включиться в систему мировых рыночных отношений. А без этого в условиях наступающей глобализации государство не выживет. Поэтому особое внимание следует уделить развитию рыночной инфраструктуры, институтов предпринимательства, оптимальному сочетанию механизмов государственного и рыночного регулирования, совершенствованию системы налогообложения. Мы будем всячески способствовать формированию отношений партнерства между государством, профсоюзами, союзами предпринимателей, общественными организациями. Наша основная цель - обеспечение возможностей для всестороннего развития человека: физически здорового, духовно богатого, грамотного, восприимчивого к научно-техническим нововведениям. Поэтому мы по-прежнему будем заботиться о развитии образования, науки, культуры и спорта. Повышение социальных стандартов, социальных гарантий для всех слоев общества, обеспечение возможности хорошо зарабатывать каждому, кто может и, главное, хочет плодотворно трудиться, - все это будет предметом неослабной заботы государства. Особенно бережно и неустанно будем заботиться о единении всех граждан нашего общества независимо от национальной и религиозной принадлежности. Переход к более высокому качеству жизни людей и всего общества потребует придания более высокого качества развитию экономики. Предстоящий период будет характеризоваться переходом к ресурсосберегающему типу производства, при котором решающее значение приобретают не объемы израсходованного металла и затраченной энергии, а человеческий капитал - наука, образование, информация и творческий труд. Использование новейших технологий, опережающее развитие наукоемких отраслей, импортозамещающих и экспортоориентированных производств - вот основные направления, по которым мы будем двигаться. На этом этапе развития общества наряду с производством все возрастающую роль должна приобретать сфера услуг. И это понятно. В высокоразвитом обществе человек перестает быть универсалом, мастером на все руки. Это становится невыгодным. Каждый выполняет в обществе только строго определенные функции, но зато выполняет очень качественно и высокопрофессионально. А все остальные вопросы его жизнеобеспечения решают другие профессионалы, каждый в своей области. Поэтому развитие услуг и их специализация - это не второстепенный и не побочный вопрос. И это не только вопрос занятости населения и получения прибыли. Это вопрос более совершенной организации труда, основанной на специализации и профессионализме каждого работника. Особая роль в новой пятилетке отводится науке. Наука должна стать питающей средой инноваций, а инновации - основой развития экономики. Именно эта цепочка: умный, толковый, трудолюбивый и образованный человек - инновации и благосостояние призвана обеспечить намеченный социально-экономический рост нашей страны. Наши экономические ориентиры на пятилетие - это увеличение валового внутреннего продукта в полтора раза, продукции промышленности - на 50 процентов, сельского хозяйства - на 40 процентов, объема реализации услуг населению - на 60 процентов. При этом инфляция должна быть снижена до уровня не более 5 процентов в год. Почему я все больше и больше говорю и буду говорить в этом докладе о науке? Ответ прост. Регулированием, давлением дальше мы не продвинемся и эти цифры не получим. Мы не получим этих результатов обычным путем, которым шли. Все лучшее из тех методов управления, которыми мы пользовались, мы оставим, но в целом они уже непригодны в новом веке. На «ручном управлении» нельзя держать экономику, общество и государство. Надо переходить к более совершенным методам, которые основаны на объективных законах развития нашего общества. И в экономике, чтобы достичь этих высот, надо включать не только административный и даже рыночные методы - надо включать науку, умных, талантливых людей, носителей самых современных научных идей. Без науки дальнейшего развития не будет. Хотим мы этого или нет, перед нами объективно жизнь поставила эту проблему. Поэтому «образование - наука», «наука - образование» - эти слова мы должны во сне произносить, руководители всех рангов - от Президента до председателя сельского Совета, руководители всех предприятий, рабочие, крестьяне и интеллигенция. Необразованному человеку, не знающему азы науки, в новом столетии делать просто нечего. Еще раз подчеркиваю: мы не можем сунуть под Минском оглоблю в землю и оттуда польется фонтан нефти, как в Ираке или в Саудовской Аравии, не можем пробурить скважину в полтора, даже три километра - и хлестанет газ. У нас этого нет. Только ум, творческая инициатива на основе науки дадут нам возможность выжить, как выживали и выживают и неплохо сегодня живут многие государства. И, самое главное, мы это осознали и у нас для этого все есть. У нас есть хорошие научные школы. У нас уже не выезжают «пачками», извините за это слово, ученые за пределы страны. Те, кто выехали, к нам возвращаются. И мы создаем им нормальные условия для работы. В том числе и от науки мы должны получить хорошие дивиденды и хорошую прибыль для развития нашего государства. Я всегда считал, и практика государственного строительства в Беларуси это подтвердила, что основа стабильности и динамичного развития страны - это сильная социальная политика. Поэтому в новой пятилетке социальным вопросам будет уделяться первостепенное внимание. В соответствии с намеченным планом через пять лет средние размеры заработной платы и пенсий должны удвоиться. С учетом инфляции это будет означать повышение реального уровня доходов населения в полтора раза. Но важна не только зарплата. Важен весь комплекс социального обеспечения человека. Сегодня у нас в стране создана система социальных стандартов. Их 44 - социальных стандарта. Они определяют виды и качество важнейших социальных услуг в образовании, здравоохранении, в физической и духовной культуре, в жилищно-коммунальном хозяйстве, торговле, на транспорте, в связи, бытовом обслуживании. Вы помните те времена, когда мы бросили бытовое обслуживание. Извините меня, когда на селе, в районном центре человек не мог себе заказать костюм, юбку и так далее. Мы все это фактически уничтожили, то, что нам досталось от советских времен. И тогда мы спохватились: «Господи, да из деревни за 15 - 20 километров в районный центр не на чем приехать?» Автобусов не стало. Дороги оказались заброшенными, особенно внутрихозяйственные. Я уже не говорю о селе. Телевизор вышел из строя - отремонтировать не можем. А ведь зарплата была тогда всего 25 долларов. Как купить новый телевизор? Система бытовых услуг была практически уничтожена. Здравоохранение - не могли провести операцию, в районном центре практически не оперировали. И сейчас еще много проблем. Я об этом ниже скажу, в частности о здравоохранении. Но тогда не было вообще. И мы вынуждены были пойти на то, чтобы выработать эти 44 социальных стандарта и каждому председателю гор-, райисполкома сказать: вот 44 показателя, которые вы железно должны выполнить, - вот столько автобусов, вот такая освещенность улиц, вот столько дорог с твердым покрытием, вот такое здравоохранение, ФАПы, амбулатории, больницы сестринского ухода и так далее, и так далее. Начали кое-где восстанавливать, а кое-где заново воссоздавать новые структуры как в бытовом обслуживании, так и в здравоохранении. Мы выстрадали эти 44 социальных стандарта. Эти стандарты должны выполняться повсеместно. Это государственная гарантия для нашего человека. Кто еще, какая другая страна взяла на себя такую ответственность? Назовите ее! Нет таких стран! А у нас, я в этом не сомневаюсь, эта система будет работать! Спрашивать с чиновников за это будем жестко и постоянно. Обращаю внимание Правительства, руководителей обл-, гор-, райисполкомов: если выявится, что в каком-либо регионе не выполняются установленные социальные стандарты, их руководители будут немедленно освобождаться от занимаемых должностей, несмотря на любые заслуги. Обеспечение социальных стандартов жизни населения - это святое! Здесь не может быть никаких недовыполнений. Дорогие мои, да в деревне же остались наши родители, наши родственники. Как им приехать за 20 километров в районный хотя бы центр и получить услугу? Отремонтировать телевизор, утюг, холодильник? Как мастеру приехать на место, чтобы оказать эти услуги? Как отремонтировать обувь, пошить одежду? Это же элементарно, без этого не может быть ни одного государства. И это все - в социальных стандартах. Это все должно работать на человека, поэтому такая жесткая постановка вопроса с моей стороны и требовательность к руководящим кадрам всех уровней. Социальная поддержка со стороны государства должна иметь конкретный и исключительно адресный характер. В этой системе необходимо навести полный порядок. Что такое социальные выплаты и льготы? Это деньги, которые зарабатывают одни и которые государство передает другим. Поэтому тут надо быть очень аккуратными. Акцент надо делать на наиболее нуждающихся категориях граждан. По льготам ежегодно мы «размазываем» около миллиарда долларов. Разве мы не можем считать эти деньги? Мы обязаны каждый цент посчитать и подумать, куда направить прежде всего эти деньги. А направить надо на помощь нуждающимся! Поэтому мы говорим об адресности этой социальной поддержки. Особое внимание государство уделяет и будет уделять политике занятости. Эти вопросы также поставлены на жесточайший контроль. Мы создали государственную службу занятости, систему переподготовки и организации общественных работ, выплачиваем пособия по безработице, пусть и скромные. Но главное - мы сохранили общественное производство, крупные, градообразующие предприятия, коллективные хозяйства на селе, что позволило благодаря растущему спросу на нашу продукцию обеспечивать новые рабочие места. Мы все больше и больше, особенно в предвыборной кампании, обращаемся к вопросу создания новых рабочих мест. Так вот, дорогие мои, сегодня вакансий в производстве больше, чем безработных. Пожалуйста, идите и работайте. В настоящее время уровень безработицы в Беларуси составляет ниже 1,5 процента экономически активного населения, что значительно ниже, чем не только в государствах Содружества, но и в большинстве самых развитых стран Европы. Вместе с тем в этой сфере еще имеется ряд острых проблем, требующих решения. Это прежде всего безработица среди молодежи и обеспечение занятости в небольших городах. Сегодня в стране разработана и внедрена система мониторинга и предупреждения роста безработицы. На сегодня проблема малых городов и поселков - одна из наиболее острых и болезненных в нашей стране. Без ее решения мы не сможем сказать, что добились нового качества жизни, в том числе и занятости населения. Но при этом - я скажу опять же непопулярную вещь - на Западе, в развитых государствах, на которые мы ориентируемся, не работа идет за человеком (это их формулировка), а человек идет за работой. Человек стремится туда, где есть работа, чтобы там осесть и работать, чтобы за-ра-бо-тать. Это непреклонный принцип. У нас же пока мы стараемся, где человек привык, там ему принести и поставить рабочее место. Мы это делаем до тех пор, пока выполним свои обязанности перед народом в малых и средних городах, о которых я говорил, где государство создало предприятие и создало поселок. Мы обязаны это сделать, потому что это ответственность государства. Но наш народ в этой пятилетке должен привыкать к новым принципам. Если мы будем идти этим путем, меня тоже это очень волнует, мы не сможем рассредоточить по всей стране трудовые ресурсы. Мы все, если хотите, 7,5 - 8 миллионов работающего населения свезем в Минск, и в центре будут жить люди. Что такое 8 миллионов? В центре Европы? Вполне реально создать такой город. Сегодня в Москве около 10 миллионов живет. Здесь между Москвой и Западной Европой запросто можно его сделать. Меня волнует другое - чтобы люди жили в других регионах нашей страны. А как их туда привлечь? Мы же не сможем их былыми советскими методами удерживать на тех территориях. Мы должны будем создавать там нормальные рабочие места. Вот в чем сущность и причина создания агрогородков - в нормальных условиях. Чтобы там удержать людей, цивилизованным образом привязать их к земле, к производству, которое там существует. Надо заниматься уже сегодня рассредоточением производительных сил в нашей стране и рабочей силы. И это очень важная проблема для нас. Ее наскоком не решишь, административными методами в том числе. Поэтому мы будем создавать производства по всей стране. И народ должен быть готов ехать туда, где есть производство, как бы это непопулярно сегодня ни звучало. В новой пятилетке Правительству предстоит принять конкретные меры по каждому населенному пункту, по каждому проблемному предприятию, чтобы вытащить их из прорыва и обеспечить людям работу и зарплату. Но и местным органам власти также следует шевелиться. Нечего ждать поручений! Надо поднимать предприятия в малых городах и рабочих поселках, открывать новые производства, создавать условия для предпринимательства, малого бизнеса. Все эти меры будут поддержаны государством. Транспорт, торговля, служба быта - все эти службы как в больших, так и в малых городах и поселках должны быть нацелены на повышение уровня жизни людей. Посмотрите, как похорошели наши райцентры после организации ежегодных «Дажынак», Дней письменности и культуры Беларуси. Люди, живущие там, получили дополнительный импульс уважения и любви к своей малой родине. Каждый населенный пункт должен стать образцом благоустроенности, чистоты, бережного отношения к природе - всего того, что мы называем порядком на нашей земле. Часть 3 Важнейшие задачи, которые стоят перед нами, - это повышение рождаемости, снижение смертности и укрепление семьи. Это проблемы государственной важности. Если хотите, проблемы выживания нашего государства в будущем. Население нашей страны сокращается, и очень быстро. Примерно 50 тысяч ежегодно. И если мы не ликвидируем эти «демографические ножницы», не обеспечим равенства, а лучше - превышения рождаемости над смертностью, Беларусь как самостоятельное государство потеряет историческую перспективу. Наша земля, как я уже говорил, может свободно прокормить не 10, а 30 миллионов населения. И, в принципе, к этому надо стремиться. Тогда у нас будет стабильная страна с хорошим потенциалом для развития. Для того чтобы на этой земле жили белорусы, надо, чтобы наши семьи стремились иметь побольше детей, минимум по трое. (Аплодисменты.) Но, конечно, государство должно проявить особую заботу о таких семьях. Мы нашли возможность для поэтапного повышения пособий на детей. Усилена материальная поддержка многодетных семей. Вместе с ростом денежных доходов это заметно помогло стабилизировать рождаемость. Уже в 2005 году в Беларуси родилось почти на 2 тысячи детей больше, чем в 2004-м. В следующей пятилетке будут приняты радикальные меры по стимулированию рождаемости и поддержке многодетных семей. Главное здесь - квартира, жилье, крыша над головой. Родил пятерых детей - вот вам бесплатная квартира, четверых - 50, возможно, процентов стоимости, троих - 70, а может, и 50 процентов стоимости, то есть платишь за квартиру около половины да еще с рассрочкой платежей. Плюс материальная поддержка на каждого ребенка. Введем такие условия и во многом решим проблему. Дети - это счастье и радость не только в доме, но и в государстве. Конечно, надо позаботиться о том, чтобы женщина при рождении ребенка не потеряла работу. Сегодня женщины, как я уже сказал, играют очень большую роль в обществе. И надо создавать все условия, чтобы женщина и при наличии детей могла активно и плодотворно работать, участвовать в общественной жизни и в управлении государством. Необходимо также радикально улучшить медицинское обслуживание беременных женщин и детей, добиться полного охвата детей дошкольными учреждениями. К 2010 году размер денежного пособия по уходу за ребенком будет не ниже бюджета прожиточного минимума. Но это минимальное задание. Наша задача состоит в том, чтобы размер этого пособия довести до такого уровня, когда оно будет полностью компенсировать семье дополнительные расходы в связи с рождением и воспитанием ребенка. Наше государство всегда помнит о детях-сиротах и детях, оставшихся без опеки родителей. В Беларуси около 33 тысяч сирот. Из них почти 13 тысяч воспитываются в государственных учреждениях. К сожалению, при выходе из таких учреждений их воспитанники не имеют достаточных навыков психологической и социальной адаптации к взрослой жизни и даже навыков ведения домашнего хозяйства. В случае жизненных неудач им некуда, как говорят в народе, приткнуться. Выход здесь один - в увеличении количества семейных детских домов. Будем оказывать хорошую материальную помощь родителям, взявшим детей на воспитание. Средства найдем. Кстати, государство ежегодно расходует из бюджета на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, около 20 миллиардов бюджетных средств. А сколько спонсорских? Еще столько же, а может быть, и больше. Не могу в очередной раз не сказать об ответственности родителей. Наше общество не может допускать того, чтобы родители бросали своих детей. Ответственность родителей должна быть не только полной, но и подконтрольной закону и общественной морали. И горе-родителям, которые не обременяют себя воспитанием детей, придется компенсировать государству все расходы на их содержание и воспитание. Да при этом еще нести и моральную ответственность, ощущать общественное презрение. Более того, уважаемые мои, мы должны четко видеть, какая семья может, а какая не может в силу определенных критериев воспитывать детей, ибо они нам вырастят, простите меня за это слово, преступников, на которых мы потом будем тратить в десять раз больше денег, чтобы их нейтрализовать, чем нам взять их и воспитать, затратить на их воспитание деньги. Поэтому, если спившиеся алкоголики не кормят детей и дети влачат нищенское существование, вы правильно делаете там, где забираете, изымаете этих детей из таких, если можно так сказать, семей. Это уже не семьи. И мы должны этих детей взять на поруки государства, воспитать, вырастить нормальных детей, но за счет этих алкашей. (Аплодисменты.) Мы применим самые жесткие методы. Самые жесткие меры будут предприняты к таким родителям в плане «заставить их работать». Они должны работать, а не пить. И деньги пойдут на детей. А что останется - им. Не могу в очередной раз об этом не сказать. Это очень больная проблема, которая для славян никогда не была такой. У нас умели пить, и пили немало - и в Беларуси, и в Украине, и в России, но чтобы детей бросать! Слушайте, такого я, как историк, такой тенденции не знаю в истории ни Украины, ни России, ни Беларуси. Это приобретенная «зараза», и мы ее должны выкорчевать, как пришла она сюда, так отсюда она должна и уйти. (Аплодисменты.) Недавно рассмотрена президентская программа «Дети Беларуси» на 2006 - 2010 годы. В ней намечен ряд конкретных мер по оказанию помощи детям-инвалидам и детям-сиротам, предусматривается работа по профилактике детской преступности и наркомании, разработка и выпуск высококачественного детского питания, меры по социальному обслуживанию семьи и детей. Думаю, что реализация данной программы позволит решить ряд больных вопросов в этой сфере. Наряду с проблемой увеличения рождаемости надо принять самые серьезные меры к сокращению смертности нашего населения, увеличению средней продолжительности жизни. Средняя продолжительность жизни мужчин у нас на десять лет меньше, чем в развитых западных странах. Скоро женщины будут от западных мужиков рожать, дорогие мои… (Смех в зале, аплодисменты.) Вот и поаплодируете потом. Я не знаю только, это женщины аплодируют… Ну спасибо. Это по крайней мере честно. С этим мы, мужики, безусловно, мириться не можем. Причин здесь несколько, но главные из них - две. Во-первых, это несоблюдение здорового образа жизни: отсутствие физических нагрузок, переедание, особенно поздно вечером. Это главное. А потом мы ахаем, охаем, дышать не можем, 130 - 150 килограммов (я имею в виду веса), ходить не можем, задыхаемся, а женщины аплодируют западным мужикам. (Смех в зале.) Но это же действительно так. Все хотят быть подтянутыми и худыми. Рецепт один: надо питаться умеренно и есть те продукты, которые произведены в Беларуси, к которым организм привык. И вам любой врач и Косинец, вице-премьер, наш один из лучших врачей-ученых, об этом расскажут. Это главное, с чем борются сейчас, особенно в Соединенных Штатах Америки. Я недавно встречался в Кремле, когда мы у Бориса Николаевича Ельцина были на дне рождения, с Биллом Клинтоном, и он начал рассказывать, какая у них самая больная проблема. Самая больная проблема - борьба с ожирением, потому что нация вымирает. Не потому даже, что много едят, а потому что едим, говорит, все подряд - от картошки до фаст-фудов, гамбургеров, чизбургеров, или как они называются. Честно вам скажу, ни разу в жизни не ел, честно вам клянусь, даже не пробовал, что это такое, и вам не советую. (Аплодисменты.) Поэтому, еще раз говорю, первое, почему мы, мужики, живем на десять лет меньше даже наших женщин и почему вообще у нашего населения смертность очень высока, это несоблюдение здорового образа жизни, это переедание, пьянство, безразличное отношение к собственному здоровью. А зачем за здоровье болеть? Если на Западе человек понимает: заболел, нет денег в кармане, никто не посмотрит, под забором умрешь в цивилизованном государстве. У нас никто не бросит, привезут, помоют, почистят, если пьяный, протрезвеет, еще погладят и начнут лечить. Плохо, хорошо - никому умереть не дадут. Человек не думает о том, что ему надо за это заплатить! Здесь мы сами виноваты, и нам надо радикально изменить отношение общества к этому вопросу, прежде всего к самим себе. Во-вторых, это недостаточно эффективное медицинское обслуживание нашего населения. Прежде всего лечение сердечно-сосудистых заболеваний, которые являются основной причиной преждевременной смертности. В связи с этим перед медициной ставится серьезнейшая задача - сократить смертность нашего населения до европейского уровня. Недавно мне вице-премьер докладывал по этому вопросу. Ребята, молодежь, у него хорошая группа, подсчитали, что происходит в стране. Первое место в смертности занимают сердечно-сосудистые заболевания. Дальше, как вы думаете? Травмы. Поехал не туда. Вместо дороги в столб заехал. На производстве - безалаберность, сломали человека и т.д. и т.д. И только третье, четвертое место - онкология и другие. В последние годы мы немало сделали для развития здравоохранения. Сегодня наша медицина имеет на вооружении самые современные приборы и аппараты. За пять лет все больницы, я вам это гарантирую, в том числе районные, будут иметь все необходимое на высшем европейском уровне для того, чтобы лечить людей. Все больницы! Но уважаемым делегатам-врачам, а это лучшие наши светила, которые находятся в этом зале, и тем, кто нас сегодня услышит, надо иметь в виду, что спрос с них, с их работы ужесточится, спрос за нормальное сохранение жизни человека. Я вам скажу еще больше. Мы же люди советские, «совковые», мы привыкли, если кто-то контролирует, а в нашем государстве, если Президент проблему видит и держит на контроле, будет результат. Если мы взяли на контроль пять лет назад, может, семь лет назад детскую смертность, мы достигли мирового уровня. У нас на мировом уровне сохранность жизни детей. Нам надо точно так, Сергей Сергеевич Сидорский, взять под жесточайший контроль эту проблему. И я уверен, решим. И тогда, повернув людей к нормальному образу жизни и оказав им необходимую медицинскую помощь, мы сможем на 6 - 7, а может, и на 10 лет за пятилетку или 7 лет увеличить продолжительность жизни нашего населения. Более того, мы знаем уже, как это делать, и у нас есть средства для этого, мы начали решать эту проблему. Но опять же главное - не воля и желание Президента. Я очень хочу, чтобы вы следом бегали за мной, прыгали и так далее. Но заставить же вас я не могу. Каждый человек должен этим по-настоящему «заболеть». И будете жить нормально. Не гарантирую руководителям, потому что у нас слишком много других стрессовых ситуаций. Но в целом народ будет на 10 лет жить дольше. (Аплодисменты.) Сохранив бесплатную и доступную медицинскую помощь, мы должны существенно повысить ее качество за счет использования передовых технологий, создания новых современных медицинских центров. Очень важно также преодолеть различия в обеспеченности медицинской помощью городского и сельского населения. Здесь есть над чем поработать. И мы не будем жалеть средств на эти цели. В предстоящие пять лет мы планируем выделить на здравоохранение не менее 7 процентов ВВП. Хочу отдельно сказать о молодежи. Сегодня в Беларуси как никогда необходимы ее инициатива, энергия и целеустремленность. Именно эти качества, помноженные на возможности новейших технологий, обеспечат динамичное развитие нашей страны. И, конечно, стратегической задачей государства является обеспечение молодых людей высококачественным образованием, а затем - хорошо оплачиваемой работой по специальности. Особое внимание будет впредь уделяться талантливой молодежи. Необходимо, чтобы каждый смог занять в профессиональном плане ту нишу, где его талант будет раскрываться с максимальной отдачей и для него самого, и для общества. Талант - это большой капитал. Поэтому США и западноевропейские страны не жалеют денег, чтобы переманить к себе самых талантливых и способных. Но нам надо не смотреть на это безучастно, а противопоставить западным соблазнам свои собственные заманчивые возможности, интересные перспективы и свой патриотизм. Талант талантом, но без гражданской позиции, без патриотизма любой талант - это пустоцвет. Одним из важнейших приоритетов сферы социальной ответственности государства является обеспечение общественной безопасности. И здесь особое значение имеет работа по упреждению негативных явлений. Не зря мудрые люди говорят: «Наводить порядок надо тогда, когда еще нет смуты». Криминальная среда всегда пользуется политической нестабильностью, с удовольствием участвует в общественных беспорядках и отнюдь не по политическим мотивам. Поэтому с первых своих шагов мы приняли действенные меры по ликвидации организованной преступности и бандитизма. Обеспечена безопасность наших городов и сел. Рынки, ярмарки, торговые центры перестали быть источниками доходов криминальных структур. Эффективнее стало противодействие незаконному распространению наркотиков, поставлен барьер дельцам, торгующим «живым товаром». Сегодня уровень преступности на 100 тысяч населения в Беларуси в два раза ниже, чем в Литве и Польше, и в пять раз ниже, чем в Германии и Франции. Можно с полной уверенностью сказать, что в стране обеспечен уровень общественной безопасности, достаточный для дальнейшего успешного социально-экономического развития нашего государства. И самая высокая, лично для меня, оценка, когда к нам приезжают москвичи, россияне, из Украины, особенно из западных государств и с удивлением говорят: «Как?! В этом государстве вечером еще дети на улицу выходят?» Они ведь считают, что у нас, как только начинает темнеть немножко на улице, нет ни света, ни автомобилей, ни движения, а дети с родителями сидят в городах и селах тихо в своем углу и не выходят никуда. Мне приятно слушать, когда наши москвичи говорят о том, что «у вас жить комфортно, мы у своих родственников в Беларуси бываем, - они не так, как мы, волнуются за детей, которые ушли на танцы, на дискотеку или еще куда-то». Это большое достижение в государстве, которое фактически является проходным двором, если грубо говорить, и с запада на восток, и с востока на запад, с юга на север и в обратном направлении, здесь миллионы людей пересекают нашу страну. Мы на эту стабильность в нашем государстве, наведение порядка должны тратить огромные средства. А прежде всего мы должны быть порядочными. Потому что когда к нам приезжает гость, он видит, что в стране чистота и порядок, он волей-неволей втягивается в наш образ жизни, и ему в подавляющем большинстве не хочется нарушать этот порядок. То есть мы своим примером должны нашим гостям показывать, как себя вести в собственном доме, в собственном государстве. Хочу подчеркнуть, что главным принципом деятельности органов внутренних дел должно быть вежливое и внимательное отношение к людям, реальная помощь и содействие нашим гражданам, каждому простому человеку. Каждый работник служб безопасности, милиции должен знать, что он продукт нашего общества, что это общество - это его дети, родные и близкие, это его родственники, это его родители, и относиться надо к людям соответствующим образом. Люди не должны бояться милиции, а должны видеть в них помощников и защитников. Об инновациях Об этом уже много сказано как о главном направлении промышленной политики. Главная особенность развития производственной сферы в новой пятилетке - это усиление инновационного направления. Сегодня мы имеем хорошие примеры инновационных проектов. Таких, например, как создание белорусского спутника Земли, строительство нового здания Национальной библиотеки, создание комплексной компьютерной системы проектирования в машиностроении, развитие конкурентоспособных производств в химической и нефтеперерабатывающей отраслях нашей страны, создание систем управления Вооруженными Силами и вооружениями. И таких аналогов в мире нет. Сегодня наши предприятия, работающие на «оборонку», завалены заказами на создание подобных систем. Потому что только наши предприятия, головным из которых является «Агат», умеют это делать. В прошедшей пятилетке мы начали работу по интеграции науки, образования и производства. Приняты меры по совершенствованию управления и организации научной сферы в целом и ее центра - Национальной академии наук Беларуси. И результаты уже есть. Сегодня один рубль затрат на науку дает у нас до 11 рублей экономического эффекта. Поэтому мы не жалеем денег на науку. В нынешнем году на поддержку науки предусмотрено 310 миллиардов рублей, а это почти на треть больше, чем в прошлом. К 2010 году ассигнования на науку возрастут как минимум в два раза. Я только что сказал о том, что мы строим, фактически построили искусственный спутник Земли. Он готов к запуску. В ближайшее время мы его отправим на околоземную орбиту. Строительство нового здания библиотеки и прочее, и прочее. Открою секрет, о котором я никому не говорил и поделиться не мог. Я просто поручал и требовал выполнять эти мои поручения и строить. Почему? Ну неужели мы не могли, к примеру, обойтись без Национальной библиотеки еще 5 - 10 лет? Могли. И вокзал у нас был неплохой. Могли и без него. Да и этот Дворец Республики. Ну во Дворце спорта когда-то же проводили всенародное собрание, даже больше людей помещалось. Тоже могли. И почему все-таки я настоял на строительстве этих новых объектов? Секрет один. Я хотел, чтобы наше общество, наша страна знали, что мы не «лаптежники», что мы ходить в лаптях не будем, что мы способны сами построить новое. Я старался построить эти объекты для того, чтобы показать всему обществу, всему миру, что наша страна обращена в будущее, этот уровень завтра нужен будет: уровень искусственного спутника Земли, Национальной библиотеки, сложнейшего в строительном отношении сооружения. Никто не верил, что мы его построим, наши рабочие, много было там недостатков и борьбы, и прочее, но за 3 года построили, что надо было за 10 лет строить, как это планировалось в советские времена. И я эти объекты создавал в стране для того, чтобы народ наш видел, на каком уровне нам предстоит работать в ХХI веке. Вот для чего это надо было сделать. (Аплодисменты.) И сегодня, когда встают вопросы строительства спортивных сооружений, каких-то образовательных центров, белорусской «Силиконовой долины», это же сотни миллионов долларов, уже ни премьер, ни Правительство мне не говорят: «Это же такие деньги, а где же их взять? А не сделаем?» Они знают, что мы сделаем, потому что мы это умеем. Мы уже убеждены. А убеждены - значит, я уверен, и деньги найдем, и сделаем. Семь миллиардов долларов инвестиций в прошлом году! Так если из семи миллиардов только один направить вот на такие сложные, но интересные творческие проекты, страна будет устремлена в будущее, и не на словах, а на практике, в конкретных делах. И это мы всегда можем сделать. (Аплодисменты.) Но без науки не сделаем. В прошедшей пятилетке мы начали работу по интеграции науки, образования и производства. Приняты меры по совершенствованию управления и организации научной сферы в целом и ее центра - Национальной академии наук Беларуси. И результаты есть. Я уже о них сказал. Я просто это повторяю. К чему я повторяю? Помните, когда очередная была волна наката на Президента - авторитаризм, диктатура и так далее… За что? Три раза просил ученых: реформируйте науку сами, предложите эффективную систему с учетом мирового опыта, чтобы не потерять прошлое, хорошее. Мы его должны оставить, но с учетом мирового опыта предложите реформу науки. Сколько они мне написали проектов! Писали и бесплатно, и за деньги, просили сами себя реформировать, но чтобы я деньги заплатил. Я все это терпел, терпел 5 или 6 лет. Потом собрал их и сказал: «Академию наук возглавит вот этот менеджер, вы становитесь центром - Академия наук. Не хотите, можете не становиться, я не буду вмешиваться, но будете общественной организацией, как во всем мире». Академия наук там - общественная организация, государство им деньги не дает. Как партия. Профсоюзы - мы же им деньги не даем. Но если вы пришли и просите миллиарды, сотни миллиардов на развитие науки и хотите сохранить Академию наук, извините - я должен проконтролировать, куда пойдут народные деньги. Что здесь не так? И я еще раз подчеркиваю, я просил трижды: дайте мне проект реформирования. Потому что наука - это специфическая сфера. Потому что и мне, человеку, может быть, не совсем просвещенному в этой сфере, «воевать» с учеными очень сложно, трудно, и надо ли? Но ученые сами себя реформировать не захотели. Тогда мне пришлось предпринять ряд конкретных административных шагов - не все их поняли. А сегодня все говорят: правильно сделали. Потому что науку, Академию наук мы поставили в центр в нашем государстве и сказали: руководитель Академии наук сегодня обладает такими-то возможностями, член Правительства, непосредственно подчиняется главе государства, вот вам зеленая улица, вот вам деньги, но вы подвязываете науку к себе: и в производственной сфере, и в вузах. Один центр в стране должен управлять этим. И мы от этого получаем сегодня определенный эффект, дивиденды: 11 рублей на один вложенный рубль. В Советском Союзе, когда уровень науки был мировой, на вложенный рубль приходилось 9 - 10 рублей, сегодня у нас уже 11 рублей. Так надо было этим заниматься? Надо! И сегодня я отнюдь не говорю, что ученые нам не нужны. Наоборот, поднимаем их на самый высокий уровень. И более того, заявляем, что без ученых у нас нет перспективы развития. И Героем Беларуси - а их у нас-то всего сколько? - стал один, один из самых ученых людей-практиков. Это тоже показатель, да еще какой! Поэтому я от ученых жду конкретных предложений уже на новом этапе, имея в виду, что настало время разработать новую долгосрочную стратегию развития науки под ту роль, которую мы ей отводим. В этом плане мы пока еще работаем на советских традициях. Сегодня Михаил Владимирович Мясникович уже «выжал» из нашей Академии наук все, что только возможно. Дальше нужны новые подходы. Нужно найти эффективные формы интеграции науки с производством и образованием. Особое внимание следует уделить развитию фирменной науки, то есть научного потенциала непосредственно на крупных предприятиях и в объединениях. Это очень важное направление нашей работы. Хочу подчеркнуть, что именно переход от предприятий-производителе й к современным саморазвивающимся фирмам с мощным научно-техническим ядром позволит вывести нашу страну на уровень наиболее развитых европейских государств. Науку нужно приблизить к производству. Мы часто об этом говорили. Мы будем выделять средства, огромные средства на науку, но не просто выделять: государственная поддержка научных разработок будет осуществляться по принципу адресного финансирования. В основном она будет направлена на решение задач рационального использования сырьевых ресурсов, альтернативных источников энергии, развитие информационных, нано-и биотехнологий, микроэлектроники, фармакологии и промышленной химии. Нам нужны собственные лекарственные препараты, научно обоснованные проекты по использованию местных топливных ресурсов, предложения по развитию химических производств, новые агропромышленные технологии - все это и многое другое должна обеспечить наука. Нам нужны хорошие экономические теории. К сожалению, здесь мы не сильно продвинулись. И вообще, мы защищаем сотни диссертаций, а как доходит до конкретного дела - из этой диссертации взять нечего. Конечно, и в прошлой пятилетке мы не стояли на месте. Интенсивные факторы производства - производительность труда, научно-технический прогресс, модернизация - обеспечивают у нас основной процент прироста валового продукта. Сегодня этот показатель в полтора раза выше, чем в советский период. Но задача состоит в том, чтобы вопросы повышения конкурентоспособности продукции за счет освоения результатов научных исследований и разработок были в центре внимания каждого предприятия. Хорошие примеры у нас есть. Так, на Белорусском металлургическом заводе в тесном сотрудничестве с учеными впервые в мире в условиях одного предприятия создан полный технологический цикл: от выплавки стали в электропечах до получения металлокорда, бортовой проволоки и других металлоизделий. Продукция экспортируется почти в 50 стран мира и включена в перечень высокотехнологичных производств, в которых используются новые и высокие технологии. Следующий шаг - это освоение производства бесшовных горячекатаных труб с объемом выпуска 250 тысяч тонн в год. Это производство сегодня с Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
(Продолжение. Начало в № 52 (866) за 4 марта) |
|