Трудяга-«Беларус»
Трудяга-«Беларус»
Сергей ЮРЬЕВ В том, что намеченное будет выполнено, сомневаться не приходится. «Минский тракторный завод и его продукция являются торговой маркой Беларуси, и этим все сказано. Коллектив с большим потенциалом, с большим опытом и традициями», - говорит о предприятии генеральный директор Минского тракторного завода Александр Пуховой. На постсоветском пространстве МТЗ - практически единственное предприятие, которое с момента распада Союза ССР понесло наименьший ущерб по сравнению с другими флагманами советского тракторостроения. Только в России за минувшие годы объемы выпуска тракторов снизились почти в 18 раз! И о подъеме сегодня можно только мечтать. В Украине, к примеру, «добились» еще большего - 30-кратного падения. Более того, одно из ведущих предприятий экс-СССР - Харьковский тракторный - сегодня на грани банкротства. А печальный рекорд принадлежит Казахстану, где производство стальных пахарей упало... в 341 раз. Ну а те предприятия, которые еще, что называется, «дышат», не предлагают покупателям новые модели тракторной техники. В то же время в Беларуси выпуск тракторов сократился только в 3,93 раза. Да и то - ненадолго. После того как в 2000 году вместо обычных для МТЗ с 1995 года 26,5 - 27,5 тысячи машин было изготовлено 22,5 тысячи, объемы производства вновь пошли в рост. И в 2003-м Минский тракторный выпустил уже 26,7 тысячи тракторов, выйдя на прежние объемы производства, в минувшем году - свыше 40 тысяч тракторов, в планах на этот год - 50 тысяч. И сегодня минские тракторы занимают, по разным оценкам, до 80 процентов всего постсоветского рынка этой техники. При этом МТЗ планомерно идет по пути научно-технического прогресса, который выражается не просто в разработке и выпуске новых моделей, но в применении новых высоких технологий. Предприятие постоянно совершенствует свой модельный ряд, улучшает технические характеристики машин. Перспективная продукция создается и запускается в производство в течение двух лет (раньше этот процесс занимал до 8 - 10 лет). И сегодня МТЗ выпускает более 60 моделей тракторов и 100 их модификаций. Притом, что в начале 90-х годов на конвейере стояло только четыре базовые модели. Именно за счет новинок - в первую очередь, энергонасыщенных тракторов мощностью 150 - 180 лошадиных сил, а в перспективе - 265 и 300 лошадиных сил, - и происходит наращивание объемов производства. Новейшая разработка предприятия - 300-сильный трактор «Беларус-3022». Он рассчитан на работу с тяжелыми орудиями, в составе комбинированных агрегатов, легко справляется с плугами на 8 - 9 корпусов. Такой трактор заменяет два-три обычных. Машина способна за один проход выполнять сразу несколько операций, что значительно повышает производительность труда. А конструкторы уже разрабатывают 450-сильные машины. Но чтобы быть конкурентоспособными, надо все время обновлять станочный парк, внедрять новые технологии. Сегодня у Минского тракторного завода имеется инвестиционная программа на 2005 - 2010 годы с объемом инвестиций более 680 миллионов долларов. Эти средства в первую очередь будут направлены на наращивание мощностей по выпуску энергонасыщенных тракторов, техническое перевооружение литейного производства. Программой технического переоснащения предусмотрено также внедрение новых ресурсосберегающих технологий. В частности, будут установлены экономичные газовые радиационные обогреватели. Сейчас уже внедряются устройства быстрого пуска компрессоров, что позволит значительно экономить электроэнергию. Сегодня МТЗ заказывает не отдельное оборудование или инструмент, а целый комплекс, к примеру, технологии изготовления шестерен, валов, корпусных деталей и отливок. Такой подход не только экономически выгоден, но и социально оправдан, так как кроме снижения себестоимости и повышения качества продукции решается одна из кадровых проблем - в коллектив приходит молодежь, которая стремится работать на новом оборудовании. Именно поэтому планируется заменить станочное оборудование на роботов-манипуляторов, чтобы в цехах, где раньше трудились 100 человек, могли работать всего несколько специалистов и обслуживающий технический персонал. Для создания конкурентоспособной продукции Минский тракторный завод особое внимание уделяет контактам с деловыми и научными кругами Российской Федерации, в том числе Москвы. Особенно прочные связи установлены с Научно-исследовательским тракторным институтом (НАТИ). Результатом совместной работы стало создание в короткие сроки семейства тракторов, отвечающих самым современным требованиям мирового тракторостроения. Система проверки качества продукции, действующая на заводе, соответствует требованиям международных стандартов. Ведь без этого сейчас просто невозможно поставлять сельхозтехнику в страны Евросоюза. Однако при работе в рыночных условиях главное - не только произвести товар, но еще и продать его, найти своего потребителя. И на этом фронте у Минского тракторного завода наметились серьезные положительные сдвиги. В числе покупателей тракторов МТЗ - более 100 стран мира, среди которых Англия, Франция, Испания, Россия, Германия, Сербия, Болгария, Венгрия, Австралия, Украина, Казахстан, Молдова, Туркменистан, Литва, Латвия, Эстония, Вьетнам. Понятно, что все это не пришло само, а стало результатом целенаправленных усилий руководства МТЗ и страны, по наращиванию фирменной товаропроводящей сети, которая сегодня представляет собой двухуровневую прозрачную систему продвижения продукции от товаропроизводителя через дилера к конечному потребителю. Подобная схема позволила практически полностью исключить так называемый серый экспорт, который существенно обесценивал результаты работы предприятия на внешнем рынке. За сравнительно короткий срок также почти напрочь изжиты бартерные сделки, что позволило предприятию проводить ценовую политику, отвечающую интересам государства. Ведь Минский тракторный завод является валообразующим предприятием в экономике Беларуси - занимает 12 процентов в общем объеме производства предприятий Министерства промышленности. А Минпром создает более четверти всей промышленной продукции страны. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На вопрос, какой трактор вы бы купили, большинство потребителей из стран бывшего социалистического лагеря и СССР не задумываясь ответят - «МТЗ» |
|