Когда курица побеждает бычка
Когда курица побеждает бычка
Может ли небольшая курица победить бычка? Как ни странно, экономически может. Птица процент за процентом отвоевывает себе сегмент в мясном рационе населения Земли. Набирает она популярность и у белорусов. А с ростом потребления прогрессирует и отечественное птицеводство. Птицей в Беларуси занимаются более 70 хозяйств. Но основа отрасли – 22 предприятия республиканского объединения «Белптице-пром», на них приходится почти 90 процентов продукции. Всего же в прошлом году в Беларуси произвели 151 тысячу тонн мяса птицы и более 1,9 миллиарда яиц. В 2006 году их производство должно увеличиться до 2,3 миллиарда, а на каждого белоруса будет приходиться в среднем 25 килограммов курятины. Это относительно немного. В мировой мясной отрасли производство птицы составляет 28 процентов. Причем если потребление говядины растет ежегодно на 0,5—0,8 процента, свинины – на 3 процента, то курятины – на 6,3. Рацион наших граждан пока формируется несколько по-иному. Более 80 процентов – мясо крупных животных и только 16 процентов — доля «пернатых». Правда, за последние годы структура потребления постепенно выравнивается под мировые стандарты. В прошлом году мы употребляли птицы на 20 процентов больше. У кулинаров курица вызывает уважение по многим причинам. Во-первых, мясо бройлера хорошо усваивается организмом и считается диетическим. Во-вторых, курятина в 1,5—2 раза выигрывает у говядины и свинины в цене. Да и по экономическим параметрам птицеводство выгоднее. Путь от яйца до тушки бройлер проходит за 40—50 дней (читай – цикл оборота средств на птицефабриках). К тому же наши птицеводы стараются уменьшить себестоимость и повысить конкурентоспособность своих курочек за счет внедрения новых технологий. С 2003 года отрасль освоила 258 миллиардов рублей для своего технического перевооружения. — В СССР строили типовые птичники на 20 тысяч голов, — говорит Борис Зинчук, директор РУССП «Птицефабрика «Солигорская». – Но когда мы установили украинское клеточное оборудование, то стало помещаться уже 36 тысяч. Думали, предел. Но оказалось, что европейские технологии позволяют на этих площадях содержать до 80 тысяч голов. Приобрели новую яйцесортировочную машину «Моба», она по специальной транспортной системе доставляет яйца из птичников на склад. При ручной погрузке-разгрузке всегда есть определенный процент боя. Машина работает более аккуратно. И выход продукции сразу увеличился. Активно меняют свое оборудование и другие. Благо, что спрос на их продукцию повышается. А вот среди производителей яиц начинается серьезная конкуренция. На стандартных Д-0 или Д-1 уже не выедешь. И радует, что наши фабрики пошли по пути расширения ассортимента. Птицефабрика «Солигорская» разработала технологию обогащения яиц природным селеном. Доказано, что этот элемент — один из источников здоровья человека. Скажем, в Финляндии даже действует специальная программа по добавлению природного селена в пищу. И, как установили врачи, количество сердечно-сосудистых заболеваний снизилось в 2,5 раза, онкологических – в 1,8 раза, а число больных вообще уменьшилось на 47 процентов. Кстати, селен в избытке содержится в яйцах диких птиц, которые питаются более-менее натуральными продуктами. Поэтому, как говорят в Солигорске, их «яичная» разработка – возвращение к природе. А прошлогодняя новинка солигорчан – копченые яйца в вакуумной упаковке, которые готовы к употреблению. Рассчитаны они на слишком занятых людей, которым некогда их варить, скажем, для салата. Сейчас на «Солигорской» осваивают производство добавок к тортам на основе яиц. А ОАО «Минская птицефабрика имени Крупской» в прошлом году произвело более 600 тонн яичного порошка. Открылся там и новый цех по выработке меланжа – яйца без скорлупы. Яичную продезинфицированную массу фасуют в полиэтиленовую вакуумную упаковку. Пока продукт рассчитан на промышленных потребителей: кондитерские цеха, хлебозаводы и так далее, так как минимальный вес упаковки — 3 килограмма. Однако в последующем, как сообщили руководители птицефабрики, будут делать меланж и для рядового покупателя. Тем более что меланж уже занял свою нишу на рынке. В прошлом году его реализовали около 300 тонн. Расширение ассортимента – это шансы на будущее отрасли и прицел на экспорт. В 2005 году белорусские фабрики продали за рубеж 8,5 тысячи тонн куриного мяса и 30 миллионов яиц. К 2010 году экспорт мяса планируют довести до 30 тысяч тонн, а яиц – до полумиллиарда штук. В основном продукция уходит в Россию: Москву, Санкт-Петербург, Смоленск. Но там и своих птицеводов хватает. Подвинуть местных производителей можно, уменьшая свои издержки, повышая качество и применяя маркетингово-технологические инновации. Скажем, обогащенные селеном яйца, кроме своих новых потребительских свойств, имеют и более долгий срок реализации. Если диетическое яйцо может храниться 7 дней, то обогащенное селеном, как доказали специальные исследования, 30 дней. В этом году большинство крупных птицефабрик планирует пройти сертификацию менеджмента качества ИСО 9001. А официальное соответствие мировым стандартам открывает для наших производителей рынки ЕС. Потребности белорусов наши птицеводы обеспечивают полностью. В прошлом году в страну импортировано лишь около 20 тысяч тонн курятины. Причем большая часть как сырье для перерабатывающих предприятий свободных экономических зон. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Может ли небольшая курица победить бычка? Как ни странно, экономически может.
|
|