Фантаст, пророк и “неудобный сосед” для Ленина
Фантаст, пророк и “неудобный сосед” для Ленина
Блестящий польский мыслитель, философ и писатель- фантаст Станислав Лем ушел из жизни 27 марта 2006 г. на 85-м году жизни. Его произведения обрели широчайшую популярность не только среди читателей тогдашнего социалистического лагеря, но и далеко за его пределами, а научные прогнозы опередили время. Александр ГРИЦАНОВ Цивилизация у Лема — это уклад жизни общества (причем необязательно земного), в отличие от образа существования биологических видов. Писатель постоянно подчеркивал идею о том, что Космос не есть увеличенная до масштабов Вселенной Земля — человек всегда будет сталкиваться там с Непостижимым. Лем сформулировал идеи о закономерности возникновения разума в Космосе, о принципиальной неограниченности инженерного потенциала всех мыслящих существ, о безграничной множественности путей эволюции звездных цивилизаций. В романе “Возвращение со звезд” — абсолютно шокирующем для людей советского типа — Лем обосновал идею: счастье вовсе не тождественно добру. Чем активнее государство стремится к поголовному добру для своих подданных, тем в большем упадке оказывается общество, состоящее из реальных людей. Два поздних романа автора — “Глас Божий” и “Фиаско” — привели в смятение монолитные ряды фантастов и футурологов. Многие из них восприняли эти тексты как трагические притчи о принципиальной невозможности контакта между разнопланетными мирами. Другие же сделали вывод о принципиальной недостижимости всестороннего контакта даже между земными людьми. Абсолютно необходимым условием для выживания человечества в третьем и четвертом тысячелетиях Лем полагал отказ людей от противоборства между капитализмом и коммунизмом. Трескучую борьбу политиков Запада и Востока Лем оценивал в то время как “фоновый лесной шум”, лишь оттеняющий потрясения и коллизии технологических и интеллектуальных революций. Польский мудрец сыграл выдающуюся роль в раскрепощении мышления научно- технической и гуманитарной интеллигенции стран социалистического лагеря (особенно Польши и Советского Союза) в 1960-1980 гг. После кинотрилогии “Матрица” мир виртуальной реальности (ВР) стал безумно популярным. Однако отсчет истории систем ВР, которую в самом общем виде можно определить как искусственный мир, генерируемый при помощи компьютеров, следует начать с 1964 года, когда в Кракове вышла книга Станислава Лема “Сумма технологии”. В этом труде целая глава была посвящена “фантомологии”. По Лему, “фантоматика” — это область знания, решающая проблему: “Как создать действительность, которая для разумных существ, живущих в ней, ничем не отличалась бы от нормальной действительности, но подчинялась бы другим законам?.. Фантоматика предполагает создание двусторонних связей между искусственной действительностью и воспринимающим ее человеком. Фантоматика предполагает создание такой ситуации, когда никаких выходов из созданного фиктивного мира в реальную действительность нет... Фантоматизация — это короткое замыкание, то есть подключение человека к машине, фальсифицирующей действительность и изолирующей его от внешней среды”. Последующие определения “виртуальной реальности”, данные американскими специалистами уже в конце ХХ века, лишь практически дословно воспроизвели идеи Лема. В границах этой же своей гипотезы Лем предложил рассмотреть вопросы: “Что может испытывать человек, подключенный к фантоматическому генератору? Как можно создать такие ощущения? Может ли человек, находящийся в полном сознании, обнаружить фантоматический ”обман"?". Что касается истории возникновения ВР, то можно сказать, что в части приоритетов сложилась довольно несправедливая ситуация. Англоязычные исследователи (главным образом в США) отцами-основателями ВР считают ряд американцев. Немецко- и русскоязычные справочные издания, как правило, перечень основоположников ВР начинают с Лема. А причина незамысловата и много говорит о нашем мире: книга Лема “Сумма технологии”, как и почти все его публицистические работы (в том числе и по тематике ВР), не были в свое время переведены на английский язык. Хотя на немецком и русском языках книга была издана неоднократно: в СССР — в 1968 г., в ФРГ — в 1976 и 1981 гг., в ГДР — в 1980 г. На немецком языке работ Лема было опубликовано даже больше, чем на польском, особенно философской направленности. В итоге, согласно — увы! — общепринятой точке зрения, первооткрывателем считается американец Гибсон (1948 года рождения). Хотя когда тот еще только получал начальное образование, Лем уже опубликовал основные идеи ВР, обосновал их, предсказал их развитие, и при этом не только в фантастической литературе. Мир очень много потерял из-за того, что философско-публицистические произведения Станислава Лема в свое время не были опубликованы на английском языке. В коммунистических отечествах редко встретишь признанного пророка. Сам же Лем гордился (и заметим: очень обоснованно) тем, что еще в начале 60-х годов ему пришли в голову мысли о чем-то, что сегодня уже осуществляется на наших глазах. Определенную попытку восполнить пробел в оценках польского мыслителя в свое время предприняли и в Беларуси. В первом немарксистском и русскоязычном гуманитарном издании — “Новейшем философском словаре” (Минск, 1999) — была размещена статья о Леме как блестящем философе мирового уровня. Широко известный переводчик работ Лема на русский язык, специалист по математической кибернетике, минчанин Виктор Язневич познакомил гениального поляка с этим изданием. Мыслитель отнесся к этому со всей серьезностью. Спустя почти три года в интервью “Сильвические размышления CXXX” изданию “Одра” (Вроцлав, № 3/2004) Лем заметил: “Я хорошо знаю, что в нашей стране считаюсь автором нескольких книг из области научной фантастики. Но как-то странно получилось, что за границей Польши я выступаю не как литератор, а как философ. Например, как аналитический философ я фигурирую на странице 362 в ”Новейшем философском словаре", изданном в Белоруссии, и единственное неудобство мне там доставляет сосед, потому что затем в словаре рассматриваются философские труды хорошо известной личности, каковым был Ленин". Несмотря на кажущийся пессимизм Лема, для автора этих строк он сохранится в памяти строками из романа “Эдем”. Персонаж книги Инженер, характеризуя плавильный тигель для людей, созданный чуждым разумом, сказал: “Там внутри есть какие-то элементы — они не соединяются ни с чем? Это не может работать. Так мне кажется. В конце концов, за столько лет в человеке вырабатывается какая-то профессиональная интуиция”. Лем отверг идею о необходимости домена для “выплавки” желательного властям человеческого материала, должного обеспечить показатель 92% пришедших на президентские выборы — в режиме “явки с повинной”. В этом и не только он оказался пророком, который всегда будет на интеллектуальном “гребне волны”. Cправка "БР" Наиболее значимые произведения Станислава Лема — "Магелланово облако" (1955), "Эдем" (1959), "Возвращение со звезд" (1961), "Солярис" (1961), "Непобедимый" (1964), "Сумма технологии" (1964, 2-е расширенное издание — 1967); "Повести о пилоте Пирксе" (1968), "Глас Божий" (1968), "Фантастика и футурология" (1970), "Мир на Земле" (1987), "Фиаско" (1987), "Философия случая" (в 2 томах, 1988) и др. — обрели широчайшую популярность не только среди читателей тогдашнего социалистического лагеря, но и за его пределами. Книги С. Лема переведены на десятки языков. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Блестящий польский мыслитель, философ и писатель- фантаст Станислав Лем ушел из жизни 27 марта 2006 г. на 85-м году жизни. Его произведения обрели шир |
|