Отрасль нереализованного потенциала
Отрасль нереализованного потенциала
Свой взгляд на состояние и перспективы белорусской стекольной отрасли корреспонденту "Экономический газеты" изложил директор фирмы Harkover Grosshandel Consulting GmbH (Ганновер, Германия) Исак ХАРКОВЕР, который с 1991г. является заказчиком стеклозаводов "Неман" (г. Березовка, Гродненская область) и Борисовского хрустального завода и хорошо знает не только проблемы этих предприятий, но и отрасли в целом. - Белорусские стеклозаводы испытывают в последнее время серьезные финансовые проблемы и трудности со сбытом. Например, на складах "Немана" скопилось готовой продукции на 7 млрд. руб. Недавно Президент даже подписал указ о реструктуризации многочисленных долгов "Немана" в обмен на акции предприятия. Как вы думаете, почему при том экспортном потенциале, которым располагают стеклозаводы, они, тем не менее, оказались в таком положении? - Это проблема не одного дня. Еще в 2000 г. в своем письме на имя руководства "Немана" я отмечал, что заводу необходимо провести реконструкцию стекловаренных печей не только для выпуска изделий из хрусталя, но и для выпуска изделий из качественного стекла. Кроме того, еще тогда нужно было реорганизовать работу формового цеха, чтобы сократить до минимума время изготовления новых образцов, запросы на которые постоянно поступают на завод. К сожалению, отсталая техническая база "Немана" не позволяет быстро реагировать на запросы заказчиков, и предприятие "упускает" потенциальных клиентов. Например, еще в 1999г. концерн "Нахтманн" из-за ужесточения требований по качеству со стороны покупателей был вынужден уменьшить объемы закупок на заводе "Неман" и переориентироваться на заводы в странах Западной Европы, где качество выше, отсутствуют ввозные таможенные пошлины и ниже стоимость доставки груза. Естественно, для внедрения новых технологий, без которых увеличить объемы экспортных поставок невозможно, заводу крайне необходимы инвестиции. К слову, возможность привлечения иностранного капитала на белорусские стеклозаводы обсуждалась неоднократно. Были попытки в 1994-1995 гг., когда французская фирма Cristal de Paris, немецкие фирмы Harkover и "Анна Хютте" готовы были создать с Борисовским хрустальным заводом совместное предприятие, но, к сожалению, не получилось. В 2001г. голландская фирма "Дюмонт" и моя фирма имели намерения создать совместное предприятие со стеклозаводом "Неман", но также не получилось: - Как в Европе оценивают качество белорусской сортовой посуды и стекла? Пользуется ли продукция спросом? - Преимуществом стеклозавода "Неман" является ручной способ выработки и обработки изделий из стекла и хрусталя, которые пользуются спросом населения, так как производятся мелкими сериями и виден характер их ручной работы. Если у них еще красивый цвет и дизайн, то цена будет еще более высокой. Качество работы мастеров стеклозавода считается высоким. Коллектив завода может заслуженно гордиться своими выдувальщиками и шлифовщиками. К сожалению, качество самого стекла недостаточно высокое из-за устаревших стекловаренных печей. То же касается хрусталя, который всегда являлся подарочным изделием, и поэтому производить изделия из хрусталя низкого качества заведомо убыточно, т.к. технологическая стоимость их производства очень высокая. Надо вкладывать деньги в современные стекловаренные печи, тогда будет успех. Имея же устаревшее формовое оборудование в своих механических цехах, оба стеклозавода не всегда могут делать быстро и качественно формы, чтобы в кратчайшие сроки изготовить образцы новых изделий и таким образом получить новые заказы. - В Беларуси не очень хорошо относятся к посредникам. Считается, что предприятия сами должны напрямую продавать свою продукцию за рубеж. Как вы оцениваете такое требование применительно к стеклозаводам? - Вопрос сложный, так как касается в первую очередь объемов продаваемой продукции. Оба белорусских завода - это большие предприятия с общей численностью работающих более 6 тыс. человек! Они производят большое количество товарной продукции разного ассортимента, вида и качества, которое должно быть быстро продано, чтобы своевременно обеспечить людей заработной платой. Думаю, для этого целесообразно использовать любые имеющиеся возможности. Сейчас для производителей складывается очень благоприятная конъюнктура: в Европе огромный спрос на стекло и хрусталь. Главные конкурентные преимущества белорусских производителей сортовой посуды и стекла - более низкие цены (из-за разницы в цене на энергоносители) и традиционное мастерство рабочих-выдувальщиков. Это мастерство передается в городе Березовка из поколения в поколение. Именно традиции выдувания являются залогом успеха завода. За прошедшие 15 лет моего сотрудничества с "Неманом" рабочие-выдувальщики освоили много новых видов и приемов ручной работы. Например, в 1997-1998 гг. - производство изделий с цветными стеклопорошками, которые и сегодня дают возможность заводу вести успешную конкуренцию со многими зарубежными производителями. Учиться сейчас тяжелому труду выдувальщиков хотят не все, поэтому надо облегчить труд рабочих, внедрив на выработке и формовании стеклоизделий средства малой механизации. Это позволит серьезно увеличить качество производимой продукции и повысить производительность труда. Учитывая большую численность работающих на заводе, целесообразно освоить автоматизированный выпуск стеклоизделий, что позволит освободить часть выдувальщиков от выполнения заказов на те виды изделий, которые могут быть произведены автоматизированно, и задействовать их на выполнение тех заказов, которые не могут быть сделаны машинами. Качество производимой автоматизированным способом продукции должно быть также высоким, иначе заводу не выдержать ценовой конкуренции с производителями дешевых стеклоизделий из Китая. Инвестировать деньги в качество продукции - это значит дать возможность коллективу завода успешно конкурировать в течение многих последующих лет. Лучше заплатить на стадии инвестирования больше денег за оборудование и получать продукцию стабильного высокого качества, чем, сэкономив, иметь затем проблемы и нести убытки. Стеклозавод "Неман" обладает огромным экспортным потенциалом. Там работают отличные специалисты, которые успешно справляются с поставленными задачами (даже в самых сложных ситуациях они находят решения проблем). Многие зарубежные конкуренты боятся "Немана". Между Атлантическим и Тихим океанами нет больше такого завода, поэтому укрепить его сегодня - значит, сохранить традиции мастеров и дать интересную жизнь многим будущим поколениям рабочих и славу стране. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Свой взгляд на состояние и перспективы белорусской стекольной отрасли корреспонденту "Экономический газеты" изложил директор фирмы Harkover |
|