21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

«ДЕВУШКА» ПО ИМЕНИ

25.08.2009 21:39 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

«Девушка» по имени
«Куда ни пойду, меня везде наколют»!»

Марина ГУЛЯЕВА

http://www.belgazeta.by/20060424.16/470340091

По мнению некоторых отечественных рестораторов, этой профессии в том понимании, которое должно быть, в Беларуси пока не существует. Официант - не звучит гордо. Это не звучит никак. Хотя, собственно, качество обслуживания и является одним из основных признаков развитости и цивилизованности ресторанного рынка. Это где-нибудь в Америке оставляют не менее 15-20% чаевых от общей суммы счета и к мужчине-официанту обращаются не иначе, как «сэр», а к женщине - «леди». У нас не принято оставлять на чай, официант - это «девушка» без имени или что-то совсем безликое и бесполое, подзываемое щелканьем пальцев.


…Мы нашли ее, потому что о ней говорят. И так говорят, что вполне можно говорить о крайне редкой известности в этой сфере, если даже не славе. Это действительно уникальный случай для отечественных ресторанов - Ирина Янович работает официантом 13 лет. Именно «официантом», потому что она терпеть не может легкомысленного «официантка». Еще она забывает плохое и помнит вкусы своих постоянных клиентов. И еще, у нее есть свои правила и абсолютно четкое убеждение, что для этой профессии подойдет не каждый.

Ирина ЯНОВИЧ рассказала обозревателю «БелГазеты», как она зашла выпить чашку кофе в кафе «Вена» и задержалась в нем на 13 лет.

- Кажется, что проще профессии официанта не бывает: принес, унес… Это легкий хлеб?

- Э-э, нет. Надо любить это «принес-унес». Конечно, можно не замечать, кому ты приносишь тарелку супа, и тогда действительно проще не бывает. Но такие люди у нас долго не задерживаются. А наш коллектив - как маленькая семья. Кому-то это может показаться смешным, но на самом деле это не смешно, потому что из этих внутренних взаимоотношений и складывается атмосфера в заведении. Почему к нам люди годами ходят? Видимо, их все устраивает.

- Вы говорите о призвании быть официантом - в чем оно?

- Главное - быть искренним. К нам приходят молоденькие девочки, которые вроде бы и улыбаются, но это все искусственное, все делается по шаблону: «Здрасьте! Что вы будете? Приходите еще!» Я понимаю, почему молодежь устраивается официантами: всегда будешь иметь какую-то копейку, особо не утруждаясь. Видимо, поэтому у нас так и обслуживают: приходят на работу, чтобы заработать Br5-10 тыс.

- Есть собственный кодекс правил поведения с клиентом: что можно, а чего нельзя делать…

- Самое главное правило - нельзя обманывать. Помню, как в начале 90-х (времена, когда у людей было очень много денег, они делались просто из воздуха) наше кафе было переполнено. Мы не успевали убирать столы. Тогда несколько клиентов перепроверяли счет, который я им приносила, но ошибки не было. Потом они извинялись со словами, что, мол, трудно поверить, что их не обсчитали… Хотя куда я сама ни пойду, меня везде «наколют»! Везде! Я не заказывала это блюдо, а мне посчитают, пытаюсь объяснить, что не заказывала, но… У нас все по-другому.

Нельзя фамильярничать с клиентом. Нужно быть просто искренним с человеком, но этому ведь не научишь: искренность либо есть, либо нет.

- Помните свой первый рабочий день?

- Помню, борщ пролила на стол. Извинялась… Плакала… Но потом этот человек стал моим любимым клиентом. Помню, как один клиент забыл чемодан, в котором было $10 тыс. Пришел, лицо белое, трясется: «Девочки, не видели чемодана?»

А мы даже не открывали его, и только когда он сам открыл, увидели пачки денег. Я такого никогда не видела! Закрыл он чемодан, поблагодарил за «честность» и ушел. Хоть бы мелочь какую оставил за честность…

Бывало так, что человек пообещает привезти через какое-то время деньги за ужин или обед и не привозит. Даже не знаю, сколько я своих денег вынуждена была заплатить. А как было не поверить человеку? «Клянусь, Ир, все привезу, ты же меня знаешь!» Ага… Конечно, есть люди, которые возвращают долги. Хотя ты уже и забыл, а человек приезжает через месяц-два со словами: «Я же тебе должен!».

- А как вы стали официантом?

- Вообще-то, я педагог дошкольного воспитания, но так сложилось, что в начале 90-х осталась без работы. И как-то случайно зашла выпить кофе в «Вену». Разговорилась с барменом, тот и говорит: «А ты попробуй!». Я, конечно, сначала отказалась: уж очень у меня было нехорошее отношение к профессии. Оно во многом объяснялось тем, что во времена моей молодости ресторанов было всего ничего, когда приходилось там бывать, я видела, как могут унизить официантку.

- А сейчас как с этим?

- А никак… Никто и никогда не пытался меня унизить, ни разу. Думаю, что все просто зависит от человека, от того, как ты себя ведешь.

- Но ведь отношение к официантам не изменилось. Эта профессия по-прежнему не очень высоко и без уважения ценится.

- Это не совсем так. Если ты ведешь себя с достоинством, к тебе будут относиться так же. И вообще, может, у тебя все намного лучше: и жизнь, и судьба, чем у того человека, которого ты обслуживаешь. И ведь часто это правда!

Люди бывают очень разные, но могу сказать, что за 13 лет работы ко мне только, может, один раз неуважительно обратились: «Эй, принеси!»

- И как вы отреагировали?

- (Широко улыбается. ) Я ответила: «Эй! Принесла!» Бывает, человек играет в бильярд и кричит через весь зал: «Ира, принеси кофе!» Я ему сделаю кофе и тоже кричу: «Юра, возьми кофе!» Он приходит и спрашивает: «Ты чего кричишь?» - «А ты чего кричишь?»

- Есть любимые клиенты?

- У меня есть клиенты, которых я кормлю больше 10 лет. Я могла бы отказаться от обслуживания столов, и директор кафе предлагал мне, но нет - мне нравится эта работа. Мне нравится видеть моих постоянных клиентов и вкусно их кормить. Есть люди, которые даже меню не смотрят, когда приезжают. Они просто говорят: «Покорми нас!» Я знаю, кто что любит и не любит. Знаю, кто не ест майонез, а кто терпеть не может лука.

- Они приезжают со словами «как обычно» ?

- Что значить «как обычно» ? Они же не будут каждый день есть одно и то же. Человека спросишь: «Что вы ели вчера?» «Я не помню… Можешь принести тот салат, какой я заказывал в прошлый раз?» Как можно помнить все заказы, когда приходит столько людей? Но я помню. Помню счет недельной давности и заказ. Хотя никогда ничего не записывала и не записываю.

- И ни разу ничего не забыли и не перепутали?

- Если честно, пару раз перепутала борщ со щами. Но я сказала: «У нас сегодня та-а-кие вкусные щи! С грибами! Так, может, лучше щи?» «Конечно, Ир, я буду щи!»

- Были ситуации, когда выход найти труднее?

- Наверное, не было. Все клиенты хорошие. Своеобразные, конечно. Да, вечером иногда возникают «горячие точки», и тогда молоденькие официанты плачут:«Ира, обслужи ты их! Мы не знаем, как с ними разговаривать!»

- И как с ними нужно разговаривать?

- Ну, например, он требует: «Водки!». Я спокойно говорю: «Нет!» Я не говорю, как обычно отвечают: «Вам хватит!» Кто я такая, чтобы решать, хватит этому человеку пить или не хватит? И потом, ведь важно, как ты это говоришь. Или могу сказать, что принесу через 20 минут. Проходят эти 20 минут, клиент спрашивает: мол, где моя водка. Я отвечаю, что 20 минут еще не прошло. Проходит какое-то время, человек, наконец, трезвеет, и я приношу ему 50 г. Ну что, я изверг…

- Наш человек щедрый? Он готов заплатить за обслуживание?

- По-разному. Или в человеке есть понимание, что за обслуживание надо платить, или нет. Это личное дело каждого. Но я всегда оставляю.

- Так вас же обманывают!

- Ну как не оставить на чай! Хотя, когда этот официант тебя обслуживает, такое впечатление, что тебе делают одолжение. Может, мне не повезло? Но почему-то попадаются именно такие официанты. А мне так смешно! Правда, однажды я не выдержала, потому как это был просто кошмар. Во-первых, полностью перепутали заказ. Во-вторых, блюда очень долго готовили, хотя людей в ресторане не было вообще. Потом принесли стейк, который я не заказывала. Но чаевые все равно оставила.

- Что самое тяжелое в этой профессии?

- То же, что и доставляет удовольствие, - общение с очень разными людьми. Ну и чисто физически очень тяжело, особенно в выходные. Молодежь просто «умирает», у них не хватает сил.

- А вы?

- Я тоже устаю, но не так. Не знаю почему.
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
По мнению некоторых отечественных рестораторов, этой профессии в том понимании, которое должно быть, в Беларуси пока не существует. Официант - не звуч
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика