Санкции становятся конкретнее
Санкции становятся конкретнее
Круг их жертв толкуется расширительно Совет министров ЕС 18 мая принял решение о замораживании банковских счетов 36 официальных лиц Беларуси, а США присоединились к предыдущему решению ЕС запретить им въезд на свою территорию. Официальный Минск заявляет о намерении принять в отношении ЕС и США адекватные ответные меры. Павлюк БЫКОВСКИЙ, политический обозреватель “БР” Международное право рассматривает санкции как способ побудить государство нести ответственность за нарушение норм международного права или своих международных обязательств. В белорусском случае речь идет об обвинении страны в нарушении взятых на себя обязательств в области соблюдения прав человека, а также права граждан свободно избирать и быть избранными. В отношении официального Минска и ранее применялись некоторые санкции. Это, во-первых, непризнание конституционного референдума 1996 г., вылившееся в приостановление членства и исключение из международных организаций нового законодательного органа Беларуси. Во-вторых, временный отзыв послов и визовые ограничения для высшего руководства страны в ответ на недружественный акт и нарушение Венской конвенции, в качестве которых была расценена ликвидация дипломатического поселка Дрозды. И, в-третьих, индивидуальный запрет на получение виз для ряда высших должностных лиц, которых ЕС и США подозревали в причастности к исчезновению политических оппонентов Александра Лукашенко. Санкции после президентских выборов 2006 г. принципиально изменились. Раньше они не были столь значимы. Понижение дипломатического присутствия не затрагивает права Беларуси, охраняемые международным правом. После конфликта в Дроздах потерпевшие государства получили от Беларуси возмещение материального ущерба и заверение в том, что подобное не повторится в будущем. Послы вернулись в Беларусь, конфликт был исчерпан. Много сложнее ситуация с непризнанием парламента. Запад отказывался признавать ситуацию, созданную неправомерным, по его мнению, референдумом. Здесь уже санкции вводились в ответ на правонарушение, и они значительно ограничивали права белорусского государства. Определенные подвижки произошли после замены назначенных главой государства парламентариев на избранных на выборах депутатов. В частности, законодательный орган сумел восстановить членство в Парламентской ассамблее ОБСЕ. Вместе с тем полноценного признания Национального собрания не случилось, так как Беларусь не смогла доказать международному сообществу, что выборы проходили честно и демократично и что парламент действительно обладает достаточным объемом прав для участия в управлении государством. Впрочем, когда урезали эти права, меньше всего заботились о репутации парламента на международной арене. Тогда стояла тактическая задача предотвратить опасность импичмента и усилить власть президента. Теоретически некоторое усиление парламента и возвращение элемента состязательности в избирательный процесс могут обеспечить возвращение признания. В общем, в этой области мосты не сожжены. Еще проще обстоит дело с ущемлением прав на посещение ЕС и США теми представителями силовых структур, которых подозревают в причастности к устранению политических оппонентов или препятствовании расследованию этих преступлений. Все упирается в согласие белорусской стороны провести независимое расследование и на его время отстранить от исполнения обязанностей нескольких чиновников. Речь не идет о преступлениях против мира и безопасности человечества, которые не имеют срока давности и рассматриваются в международном суде. В обычном уголовном процессе довольно трудно доказать убийство и похищение человека по истечении большого промежутка времени, да еще не обнаружив труп и орудие преступления. Украинский опыт показывает, как трудно двигаются подобные дела. Это значит, что, согласившись на независимое расследование, белорусские власти не особенно бы рисковали, а суд мог бы официально снять подозрения в причастности к преступлению высшего руководства страны. Время и кадровая политика А. Лукашенко, если не будет происходить ничего чрезвычайного, рано или поздно выполнят часть требований — подозреваемые руководители силовых структур перестанут занимать ключевые посты, выйдут в отставку, уйдут на пенсию, и эти санкции исчезнут сами собой. Чего нельзя сказать о новых санкциях. Теперь речь идет о непризнании президента — ему уже нечем пожертвовать, чтобы сохранить власть и одновременно изменить ситуацию. Кроме того, визовые санкции наложены практически на все руководство страны (из ключевых фигур их избежал только премьер-министр), а с объявления о намерении арестовать банковские счета конкретных чиновников начинают отсчет экономические санкции. Они “коснутся лиц, непосредственно виновных в сворачивании демократических свобод, нарушении прав граждан Беларуси и преследовании оппозиции в ходе президентских выборов 19 марта”, говорится в заявлении ЕС. Белорусское руководство неоднократно заявляло об отсутствии у чиновников личных счетов в иностранных банках и бессмысленности такой санкции, но в Брюсселе считают иначе. В интервью “Российской газете” анонимный эксперт, представленный в качестве “крупного белорусского чиновника, хорошо разбирающегося в банковских технологиях”, высказал предположение, что если такие “счета когда-то в прошлом и были, но теперь давно закрыты или обнулены”. По его мнению, людям, которым запретили въезд в страны ЕС, нет смысла сохранять счета в банках, расположенных на территории Евросоюза, тем более что Брюссель не первый год угрожает санкциями Беларуси. Однако не все так просто. В принятом 18 мая постановлении Совет ЕС не уточняет, имеют ли органы финансового контроля ЕС точную информацию о существовании таких счетов. Однако в документе прямо сказано, что “ни финансирование, ни экономические ресурсы не смогут напрямую или косвенно быть направлены упомянутым лицам”. Это значит, что не следует ожидать немедленного эффекта от санкций. Другое дело, что внесенные в список лица станут отверженными. Теперь санкции угрожают любым гражданам или фирмам, которые прямо или косвенно связаны с ними или их родственниками. Конкуренты по бизнесу могут обеспечить утечку информации, и активы будут заморожены. Расширительное толкование круга лиц, в отношении которых применяются санкции, еще раньше прозвучало в выступлении президента США. “Я решил, что в интересах Соединенных Штатов принять все возможные меры для ограничения международных поездок и приостановки въезда в США в качестве иммигрантов либо неиммигрантов членов правительства Александра Лукашенко и других лиц”, причастных к “махинациям на выборах, нарушениям прав человека, подрывающим демократические институты либо препятствующим переходу к демократии в Беларуси”, — заявил 15 мая Джордж Буш. Как сообщает ИТАР-ТАСС, президент США подписал указ, согласно которому санкции распространяются не только на правительственных должностных лиц, но и на их деловых партнеров, извлекающих из этих бизнес-связей “существенную выгоду”, а также супругов тех, на кого распространяются первые два определения. Госсекретарю США Кондолизе Райс поручено исключительно “по своему личному усмотрению” установить перечень лиц, подпадающих под данные санкции. Госдепартамент не намерен оглашать этот список. Кстати, кто-кто, а американцы хорошо себе представляют опасность ведения бизнеса с объектами экономических санкций. До сих пор на слуху случай с гроссмейстером Бобби Фишером, который в 1992 г. выиграл матч в Белграде и получил приз в размере 3,3 млн. USD. На Югославию были наложены экономические санкции, поэтому американские власти расценили получение приза как нелегальную сделку, за совершение которой Б. Фишеру грозило до 10 лет тюрьмы. Гроссмейстер чуть не попал за решетку, когда попытался воспользоваться в 2004 г. в Японии аннулированным американскими властями паспортом. Шахматиста спасла Исландия, которая предоставила ему гражданство. А вот наследники Югославии до сих пор окончательно не избавились от экономических санкций. Какие-то счета разморожены, снято эмбарго на полеты самолетов в Европу, но порядка 800 человек, которые считаются близкими к Слободану Милошевичу, до сих пор не имеют права на въезд в страны ЕС, а зарубежные счета ряда сербских предприятий и фирм до сих пор арестованы. Кроме экономических санкций, Беларуси угрожает политический бойкот международных мероприятий, проходящих на ее территории. 17 мая на европейской региональной конференции Интерпола в Минске из 46 заявленных стран были представлены лишь 7 европейских стран СНГ, а также Сербия, Турция, Норвегия, Исландия и Болгария. Теперь Интерпол будет вынужден проводить повторную конференцию. Вероятно, это только начало. Между тем иногда бойкот мероприятий может иметь и экономические последствия. Например, для проведения детского “Евровидения” белорусская сторона должна вложить немалые средства, которые могли бы вернуться сторицей. Но если члены ЕС бойкотируют конкурс, если туристы побоятся его посетить, то вернуть средства не удастся. Выходит, для Беларуси остается один свет в окошке — Россия, да и она в последнее время все чаще говорит о желании отделить мух от котлет. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Совет министров ЕС 18 мая принял решение о замораживании банковских счетов 36 официальных лиц Беларуси, а США присоединились к предыдущему решению ЕС |
|