А нужен ли… приют?
А нужен ли… приют?
Комитет госконтроля Беларуси совместно с Минобразования проверил, насколько эффективно используются государственные средства, выделенные на содержание детских социальных учреждений Сомнений нет, приюты, которые временно (до шести месяцев) предоставляют детям и подросткам, находящимся по вине их родителей в социально опасном положении, кров и еду до возвращения в семьи, нужны. Они создавались в соответствии с президентской программой «Дети Беларуси» на 2001—2005 годы, а также во исполнение поручения главы государства. Их цель вполне благородна – создать спокойную домашнюю атмосферу для ребят из неблагополучных семей. Но так ли благополучно обстоят дела в самих приютах, как этого от них ожидалось? Проверка, проведенная Комитетом госконтроля совместно с Министерством образования Беларуси в феврале—марте этого года, увы, обнаружила ряд проблем в их работе. Во-первых, выяснилось: та сеть приютов, что существует сегодня, нерациональна. Многие из них создавались на местах исполнительными органами без внятного ответа на вопрос: «А надо ли?». То есть без учета их востребованности в конкретной ситуации. Скажем, в некоторых райцентрах республики открыто по два приюта – районный и городской. В Минске их и вовсе 9 – они рассчитаны на 16 мест каждый, а иные расположены на расстоянии до 20 км друг от друга. Как итог, большая часть этих учреждений в 2005 году детьми заполнена не была. Например, Мозырский городской приют в месяц в среднем заполнен лишь на 34 процента, Полоцкий районный – на 44 процента. В Оршанском районном приюте, рассчитанном на 15 мест, находилось 8 воспитанников, а в Оршанском городском приюте (41 место), расположенном в 13 километрах от районного, – 24 человека. Плюс ко всему в некоторых районах почему-то не замечали других учреждений образования круглосуточного пребывания детей, где созданы вполне достойные условия – есть медпункт, пищеблок, прачечная, библиотека, спортивные сооружения. Если приют разместить в таком интернате, то его финансирование обойдется государству в 3—4 раза дешевле, считают в Комитете госконтроля. Как пример – содержание приюта Центрального района г. Минска, расположенного на базе школы-интерната, в 2005 году обошлось бюджету в 78 миллионов рублей. На приюты же Фрунзенского и Московского районов столицы потребовалось 350 миллионов рублей и 120 миллионов соответственно. Очевидно, считают в Комитете госконтроля, что сокращение отдельных приютов не только не отразится на качестве социальной помощи несовершеннолетним, но и позволит сэкономить значительные бюджетные средства. Во-вторых, проверки показали и необоснованную «раздутость» штатов большинства приютов, в которых на одного ребенка приходится более 1,5 штатной единицы работников. Во многих численность воспитателей устанавливалась независимо от количества и возраста детей в группе, будь в ней 2 ребенка или 14. Установлен и такой вопиющий факт — 3 воспитателя Мозырского районного приюта в течение четырех с половиной месяцев получали зарплату за воспитание неизвестно кого: дети в их группах отсутствовали. Всего им выплачено 3 миллиона 400 тысяч рублей. Что интересно, в каждом районе (городе) работой с неблагополучными семьями занимается не менее 50 специалистов. К примеру, в Орше (помимо 19 работников приюта) это 27 социальных педагогов школ, 9,5 штатной единицы городского социально-педагогического центра, 3 – сектора опеки горисполкома, 4 – территориального центра обслуживания населения (всего – 62,5 штатной единицы). И это еще без учета общественных инспекторов по охране детства горисполкома (38). О чем говорят этот и подобные факты? О том, что госорганизации, занимающиеся вопросами профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, действуют бессистемно и нескоординированно. Эта несогласованность, а зачастую и медлительность в действиях при решении вопросов о лишении родительских прав, оформлении свидетельств о рождении, подборе приемной семьи приводят к низкой результативности такой работы. Так, в момент проверки в Бобруйском районном приюте находился один воспитанник, поступивший сюда еще в 2002 году, и шесть – в 2003 году. В Полоцком городском приюте дольше положенного срока находились пять воспитанников, в Новополоцком – шесть. Нередко дети повторно возвращаются в приют после их возврата в семью – по той причине, что воспитатели переоценили возможность их проживания с родителями. В Борисовском районном приюте «Надежда» проверяющие обнаружили такой факт: проживавших здесь около полутора лет двух ребят все-таки отправили в семью, хотя мать не работала, не имела собственного жилья и временно «прописалась» у сожителя. Тот особо с детьми не церемонился – жестоко их избивал, и не удивительно, что через пять дней такой жизни дети вернулись в приют. Все итоги проверки доложены главе государства. Президент Республики Беларусь поручил правительству до 1 октября этого года принять дополнительные меры по профилактике безнадзорности, социального сиротства, а также по улучшению работы детских социальных приютов. Кстати Как проинформировали Комитет госконтроля в Совете Министров Республики Беларусь, по результатам проверки эффективности использования государственных материальных ресурсов и бюджетных средств к дисциплинарной ответственности привлечено 68 человек, в том числе 5 освобождены от должностей. В доход государства возвращено 21 миллион 600 тысяч рублей. Подано 610 исков в отношении 809 родителей, чьи дети находились в социальных приютах, с них взыскано 31 миллион 200 тысяч рублей. Цифры Сегодня в Беларуси действует 140 приютов, на которые ежегодно расходуется более 20 миллиардов рублей из средств местных бюджетов. В среднем на содержание одного приюта государство затрачивает 180 миллионов рублей в год. Это факт По оценке Комитета госконтроля, решение всех перечисленных проблем позволит сократить ежегодные расходы бюджета на содержание приютов не менее чем на 5—6 миллиардов рублей без снижения уровня социальной помощи, оказываемой детям. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
|
|