Запас прочности под вопросом
Запас прочности под вопросом
Международный валютный фонд призывает белорусские власти начать реформы сейчас, пока ситуация благоприятна. При этом экономисты не отвечают на вопрос, каков запас прочности белорусской экономики в случае подорожания российского газа. Ольга БИРЮКОВА Миссия МВФ провела традиционные ежегодные консультации с белорусскими властями с 17 по 30 мая. Эксперты оценили итоги экономического развития за прошлый год и представили свои рекомендации. Темпы экономического роста в Беларуси оставались высокими (9,2% по итогам 2005 г.), уровень инфляции снижается и приближается к параметрам, средним для региона (8% к концу 2005 г.). Действие этого положительного импульса еще сохраняется, но уже на исходе, сообщил глава миссии Балаж Хорват 30 мая на пресс-конференции в Минске. По его оценке, главные причины экономического роста — прибыль, которую страна получает от продажи дорожающих продуктов переработки нефти, и все преимущества низких цен на российский газ. Полученная прибыль через бюджет идет как на помощь производственным предприятиям, так и на обеспечение целевых показателей роста зарплат и пенсий. При этом Б. Хорват отметил, что степень загрузки производственных мощностей в последние три года росла очень быстрыми темпами и сейчас близка к своему максимуму. В ближайшее время действие этих благоприятных условий сократится, отметил эксперт. При этом он указал, что план социально-экономического развития на 2006-2010 гг. основан на предположении, что цены на энергоносители останутся на нынешнем уровне. А значит, даже при самом благоприятном раскладе не стоит рассчитывать на сохранение прежних темпов экономического роста. Балаж Хорват сообщил, что эксперты фонда обсуждали с властями различные сценарии динамики цен на российский газ, но журналистам он их не представил и ограничился обтекаемыми формулировками. Для белорусской экономики лучше всего избежать разового шока от повышения цен, констатировал он. “Очевидный ответ: чем большим будет ценовой шок, тем быстрее придется приспосабливаться”, — сообщил глава миссии. “Я не могу назвать конкретные цифры, потому что это будет зависеть от той экономической политики, которая будет проводиться в Беларуси, от необходимости проведения структурных реформ и их скорости, от целого ряда других факторов”, — заявил Б. Хорват. Глава миссии отметил также риск усиления инфляционного давления в белорусской экономике и возможный рост дефицита платежного баланса. Для решения последней проблемы может потребоваться привлечение внешнего финансирования, а без начала структурных реформ это будет довольно сложно, сообщил эксперт. “Финансирование той же экономической политики — плохой подход. Лучшим вариантом было бы привлечение внешних ресурсов для развития технологий”, — подчеркнул он. Сейчас, как и много лет назад, МВФ уговаривает власти отказаться от централизованного управления экономикой. “Вне зависимости от того, будут ли расти цены на энергоресурсы, нужно начать масштабные реформы, пока страна находится в выгодном экономическом положении”, — уверен Б. Хорват. По его мнению, власти могут направить на эти цели прибыль, заработанную благодаря дешевым энергоресурсам. “Сохранение части выгоды — база для развития в будущие периоды”, — пояснил он. “Если ваша цель — смириться с более низкими темпами экономического роста, которые и далее будут снижаться, то тогда у вас есть больше времени, чтобы приспособиться. Если же у вас есть честолюбивые цели в отношении экономического роста, то времени остается очень мало”, — подчеркнул Б. Хорват. Он призвал власти провести приватизацию “осторожно и прозрачно” на условиях, равных для всех инвесторов, начав с тех секторов, где уже сложились конкурентные условия, чтобы не допустить создания частных монополий на месте государственных. Правило “золотой акции” МВФ предлагает сохранить лишь в отношении небольшого числа крупных стратегически важных предприятий. При этом ее применение не должно производиться задним числом. “Это стало бы важным шагом для привлечения инвестиций в страну”, — отметил эксперт. МВФ также рекомендует сократить расходную часть бюджета, отказаться от практики “директивного” кредитования, а также от обязательных для всей экономики целевых показателей по заработной плате и от административного регулирования цен (в частности, цен на услуги ЖКХ и цен, которые устанавливают местные власти). Эти базовые рекомендации МВФ дает уже много лет подряд. Белорусские власти традиционно благодарят за советы, но следовать им не собираются. А значит, у них нет и реальной потребности в детальных указаниях относительно того, как решать долгосрочные проблемы белорусской экономики, считают независимые эксперты. Отвечая на традиционный вопрос о реальности введения единой валюты Союзного государства, Б. Хорват напомнил, что это решение страны должны принимать самостоятельно без участия “третьей стороны”, и процитировал главу белорусского Нацбанка Петра Прокоповича: “Валютный союз должен быть последним шагом интеграции, который делается после того как все остальные шаги уже сделаны”. При этом он напомнил схему, которую надо реализовать до этого шага, — выравнять налоговую нагрузку в обеих странах, обеспечить одинаковые условия для белорусского и российского бизнеса — как в правилах игры, так и в доступе на общий рынок. Он также отметил необходимость согласования ограничений при реализации совместной денежно-кредитной политики, обменного курса, по которому будет производиться конвертация белорусских рублей, а также ряд других технических вопросов. Отчет по результатам консультаций с белорусскими властями исполнительный совет директоров МВФ обсудит в августе 2006 г. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Международный валютный фонд призывает белорусские власти начать реформы сейчас, пока ситуация благоприятна. При этом экономисты не отвечают на вопро
|
|