Мораторий откорректировали
Мораторий откорректировали
Будут ли значительные изменения на фондовом рынке? Отсутствие эффективно функционирующего фондового рынка в Беларуси многими экспертами связывалось с действием в стране Декрета от 20 марта 1998 г. № 3, устанавливающего мораторий на отчуждение акций большинства отечественных ОАО. Поэтому отмена или хотя бы внесение изменений в данный документ ожидались участниками рынка давно и с нетерпением. И вот главой государства подписан Декрет от 12 июня 2006г. № 9 "О внесении изменения и дополнения в Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. №3". Декрет № 3 был принят в 1998 г. в целях предотвращения спекулятивных сделок на рынке, когда акции отдельных обществ скупались у физлиц (в основном работников этих обществ) фактически за бесценок. В то время его принятие, возможно, было оправданно и защищало интересы граждан. Однако более чем за 8 лет действия Декрета № 3 ситуация не изменилась. Прозрачная и четкая система функционирования долевого рынка ценных бумаг за это время так и не была создана, а прав у частных акционеров становится все меньше. Декретом № 9 фактически мораторий снят (за исключением частных случаев) лишь на отчуждение долей в пользу государства, а также акций эмитентов, включенных в перечень, утверждаемый правительством. Порядок отчуждения акций государству (т.е. фактически их объем и стоимость) еще предстоит определить. Правительство же обязано в месячный срок внести на согласование с главой государства перечень эмитентов, акции которых могут быть отчуждены в 2006 г. Однако не стоит ожидать включения в данный список отечественных "голубых фишек". К тому же нельзя утверждать, что если в этом году эмитент включен в перечень, то он не исчезнет из него в следующем. Разумеется, в любом случае одна из важнейших составляющих стоимости любой ценной бумаги - ее ликвидность- остается весьма низкой. Декрет № 9 (подпункт 1.121) устанавливает преимущественное право государства на приобретение долей в уставных фондах коммерческих организаций, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в государственной собственности, до погашения ими бюджетных ссуд, бюджетных займов, а также в период оказания им иных форм государственной поддержки. И только если государство не воспользуется этим правом в течение 6 месяцев, эти акции могут быть отчуждены иным лицам. Отметим лишь, что пока сложно даже представить процедуру определения продавцом акций: подпадают ли они под данное ограничение, особенно учитывая формулировку "иные формы господдержки" (обширный перечень форм господдержки предусмотрен Указом Президента от 28.03.2006 № 182). Отчуждение мораторных акций даже в разрешенных случаях, по-видимому, будет делом хлопотным и слишком растянутым во времени. Кроме того, Декрет № 9 устанавливает в качестве условия возможной реорганизации ряда юридических лиц получение согласия Президента или областного, Минского городского Совета депутатов. (Реорганизацией юрлица, согласно ст.53 ГК, является слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование в другую организационно-правовую форму). В Декрете № 9 речь идет о юрлицах, созданных в процессе разгосударствления и приватизации до 24.03.1998 г. (даты вступления в силу Декрета № 3). При этом определение круга субъектов, в отношении которых он будет применяться, осуществляется путем отсылки к Указу от 1.03.2004 № 125. Напомним, в Указе № 125 речь идет о хозяйственных обществах, созданных в процессе разгосударствления и приватизации путем преобразования государственных предприятий, находившихся в общесоюзной, республиканской и коммунальной собственности; государственных унитарных предприятий; коллективных (народных) и арендных предприятий; обособленных и структурных подразделений, выделенных из состава государственных предприятий; юридических лиц, созданных коллективами работников государственных, коллективных и арендных предприятий, а также обособленных и структурных подразделений госпредприятий, выкупивших государственное имущество. Установленное Декретом № 9 условие согласования решения о реорганизации применяется к названным юридическим лицам независимо от наличия доли государства в их имуществе. Процедура согласования, судя по всему, будет определена правительством, которому поручено принять меры по реализации Декрета № 9. Сам Декрет № 9 называет критерии, по которым разграничивается компетенция Президента и облсоветов в вопросе согласования реорганизации: глава государства дает согласие на реорганизацию юридических лиц, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в управлении республиканских органов госуправления, государственных концернов, Нацбанка, Управления делами Президента и Национальной академии наук; областные, Минский городской советы согласуют реорганизацию юридических лиц, акции (доли в уставных фондах) которых находятся управлении местных исполнительных и распорядительных органов, а также юридических лиц, находящихся на их территории, если в имуществе таких юридических лиц нет доли государства. Интерес вызывает также норма п.2 Декрета № 9, согласно которой договоры, предусматривающие отчуждение акций в нарушение требований Декрета от 20.03.1998 № 3, являются ничтожными в соответствии со ст.169 ГК. При этом в данной норме специально подчеркивается, что под договорами следует также понимать предварительные договоры, договоры с отлагательным условием, а также договоры, срок исполнения по которым наступает в будущем. На первый взгляд, данная норма ничего нового не устанавливает, поскольку согласно ст.169 ГК любая сделка, не соответствующая требованиям законодательства, является ничтожной. Упомянутый ранее Декрет № 3 установил в отношении акций юридических лиц, созданных в процессе разгосударствления и приватизации, запрет отчуждения в период безвозмездной приватизации. Однако этот запрет формально не распространялся на сделки, по которым не происходило отчуждение акций в период безвозмездной приватизации, однако возникали обязательства по их отчуждению по окончании названного периода. Декрет № 9, говоря о ничтожности договоров, указывает на договоры, заключенные в период действия Декрета от 20.03.1998 № 3. Такая формулировка может быть истолкована расширительно и норма о ничтожности предварительных договоров, договоров, заключенных с отлагательным условием и т.п., применена ко всем подобным договорам, заключенным начиная с 24.03.1998г. Однако согласно ст.67 Закона РБ "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" нормативный правовой акт не имеет обратной силы, если в самом нормативном акте не предусмотрено, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до вступления его в силу; декреты Президента не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность граждан. Таким образом, установленная Декретом № 9 ничтожность договоров, предусматривающих отчуждение приватизированных предприятий в будущем, на наш взгляд, касается только договоров, которые будут заключены начиная с 15.06.2006 г. (даты официального опубликования Декрета № 9). Учитывая вышесказанное, можно предположить, что значительных подвижек в связи с принятием Декрета № 9 на фондовом рынке страны ожидать не стоит. За исключением, конечно, усиления тенденции оттока квалифицированных специалистов из данной области экономики. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Будут ли значительные изменения на фондовом рынке?... |
|