21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Поиск «легких» путей

25.08.2009 21:52 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

ВОЛЯНЮК Виталий

Ситуация в легкой промышленности традиционно характеризуется как «непростая». Причины известны: большое количество убыточных предприятий и низкая доходность производства. Так, прошлый, относительно успешный для отрасли год 42 предприятия (более 30 процентов) закончили «в минус», на каждом четвертом рентабельность оказалась ниже 5–процентного уровня.

Впрочем, унылая статистическая картинка не отражает всей полноты происходящих в отрасли процессов. На практике дела обстоят по–разному. Пока одни производители пытаются обновить дошедшее «до ручки» оборудование и просят государство защитить внутренний рынок от дешевых азиатских изделий, другие — динамично расширяют производство, встречая иностранных конкурентов

с открытым забралом, и ведут агрессивную экспансию на рынках зарубежья...

Концерн уполномочен предложить

— Одними только ограничениями на ввоз импортных товаров легкой промышленности невозможно защитить отечественные предприятия. Покупатели, придя в магазин, выберут высококачественную обувь или трикотажное изделие с хорошим современным дизайном независимо от страны–производителя — такую вполне очевидную мысль высказал председатель концерна «Беллегпром» Эдуард Нарышкин на недавней пресс–конференции в Минске. По его мнению, без инвестиций в техническое обновление основных фондов, создания специализированных научно–производственных центров, а также развития творчества художников–модельеров–дизайнеров перспективы отрасли выглядят довольно сумрачно.

Калькуляция, проведенная специалистами, показала, что для обновления основных фондов легпрома (эта проблема сегодня самая острая) необходимо привлекать не менее 133 миллиардов рублей в год, в то время как концерном привлекается 35 — 40 миллиардов. Морально и физически обветшавшее оборудование препятствует снижению материалоэнергоемкости, ставит крест на стремлении выпускать классный и недорогой продукт с современным дизайном. На сегодня, по словам Эдуарда Нарышкина, для полной замены устаревших фондов необходимо порядка 100 миллиардов рублей (около 46,6 миллиона долларов).

Недостающую сумму «Беллегпром», судя по всему, собирается почерпнуть из бюджетных источников. По словам руководителя концерна, разработаны предложения по оказанию финансовой помощи отрасли. В частности, предполагается адресно поддержать ряд предприятий. Кроме того, в пакете предложений концерна предусмотрены сезонные дотации на закупку сырья — хлопка и шерсти (данная мера, надо полагать, сэкономит часть оборотного капитала предприятий и позволит нарастить отчисления на модернизацию).

Комплексной программы по привлечению иностранного капитала в отрасль «Беллегпром» не предлагает. А жаль, ведь бюджет, очевидно, не резиновый. И подпитка извне, выраженная не в давальческих заказах, а в реальных инвестициях в «легкий» сектор, наверное, не помешала бы... Впрочем, речь не совсем об этом. По мнению специалистов, даже если проблема обновления производства получит полноформатное решение (источники не играют особой роли), то не факт, что это приведет к процветанию всех участников концерна. Потому что произвести классную продукцию — это одно, а вот продать ее — совсем другое. На это понадобятся новые и большие вливания.

Восточный базар

Созданная по инициативе МИДа рабочая группа по формированию привлекательного инвестиционного имиджа недавно посетила крупнейшее предприятие «Беллегпрома» СП ЗАО «Милавица». Годовой оборот этого производства, в котором активное участие принимает иностранный капитал, составил по итогам 2005–го почти 60 миллионов долларов. По словам директора «Милавицы» Дмитрия Дичковского, в этом году компания намерена реализовать 14 миллионов изделий, увеличив выручку до 75 миллионов долларов. По белорусским меркам это огромные цифры. Любопытно, что в прошлом году рентабельность реализованной продукции здесь составила 25 процентов, а инвестиции в производство — около 2 миллионов долларов. Эти показатели впечатляют. И тем не менее...

Несмотря на успешное развитие, предприятие также испытывает нехватку в инвестициях. И намерено изыскать в оперативном порядке около 15 — 20 миллионов евро. «Вырвать» такие деньги из оборота, по словам Дмитрия Дичковского, нереально. Их планируется привлечь со стороны зарубежных инвесторов. Средства пойдут не на обновление оборудования (оно на «Милавице» отвечает всем современным требованиям), а на решение проблем иного толка: как устоять перед иностранными конкурентами, заваливающими своей продукцией белорусские базары, как развивать экспорт изделий в условиях жесточайшей борьбы на внешних рынках?

Не секрет, что центры производства «легкой» продукции в последние годы активно перемещаются в азиатские страны — Китай, Бангладеш, Вьетнам. Факт — в 2004 году в КНР выпустили четверть (!) швейных изделий мира... Огромные цеха строятся всего за один год. Оборудование, технологии в свое время были предоставлены ведущими западными фирмами. Сырье — собственное: в Китае производятся прекрасные полотна, очень хорошие нити. «По качеству вопросов нет никаких», — признает Дмитрий Дичковский. Рабочая неделя на тамошних фабриках длится 60 часов. Заработная плата швей — 100 — 150 долларов. Средняя зарплата на «Милавице» в прошлом году составила 344 доллара в эквиваленте (на большинстве других предприятий белорусского легпрома она была пониже, но заметно выше, чем в Азии). Понятно, что бросаться в ценовую конкуренцию при таком раскладе как минимум неразумно.

По словам директора «Милавицы», на базарах продукции его предприятия никогда не будет. Потому что там ее «убьют» азиатские аналоги.

Тяжело входить, но надо

Маркетологи уже давно пришли к выводу, что те покупатели, которые приобретают товар на рынках, в первую очередь интересуются ценой, а не брэндом. «Впрочем, если раньше «на улице» реализовывалось около 70 процентов белья, то сегодня эта доля не превышает 50», — говорит Дмитрий Дичковский. И эта тенденция распространяется не только на белье. Доходы населения растут, формируется достаточно большой класс покупателей, для которых важную роль играют такие факторы, как сервис, консультации, атмосфера покупки. Оформляются аудитории, лояльные к той или иной марке. Неудивительно, что в мире сегодня принято вкладывать огромные средства в раскрутку брэндов...

Руководство «Милавицы» поставило перед собой стратегическую задачу — нарастить к 2010 году производство до 20 миллионов штук. Это в сегодняшних условиях совсем непросто. Для того чтобы планы осуществились, управленческий персонал предприятия акцентирует внимание на создании устойчивых условий сбыта в виде сетевой розницы. «Она будет работать, если мы грамотно скомбинируем наиболее раскрученные марки белья, которые сегодня существуют в странах СНГ и Восточной Европы, — говорит Дмитрий Дичковский. — Наш первый продукт — сеть мультибрэндовых магазинов «Обличие» (под одним брэндом продается белье нескольких производителей. — В.В.). До конца года в Российской Федерации откроется 40 таких точек. Надеемся, что к 2010–му в России, Беларуси, Украине и Казахстане будет открыто 300 — 400 магазинов «Обличие». Параллельно с мультибрэндовым форматом будем развивать и монобрэндовую сеть «Милавица». Если концепция сработает, пойдем с ней на рынки Польши, Чехии, Прибалтики».

А нельзя ли пойти дальше? — возникает резонный вопрос. Маркетинговые исследования показывают, что это практически нереально. В Северной Европе доля продаж белья, одежды, обуви через сетевые магазины составляет 70 — 80 процентов. Города там структурно сформировались, торговые центры выстроены, и их плотность с учетом населения практически оптимальная. «При этом гипермаркеты очень «концептуальны», в каждом из них предусмотрено определенное количество бельевых отделов, которые заняты немецкими, французскими, итальянскими марками. С «Обличием» там делать уже нечего», — констатирует Дмитрий Дичковский.

В Российской Федерации, по словам руководителя «Милавицы», ситуация другая. Торговые центры динамично строятся и открываются. Правда, уже сегодня во всех точках, которые начнут работу до конца 2007 года, торговые площади выкуплены производителями. «Входить очень тяжело. Структура гипермаркетов достаточно четкая: здесь — продовольствие, здесь — отдел парфюмерии... а здесь — один бельевой отдел. Если в эту секцию попал наш конкурент, мы туда уже не попадаем, — поясняет Дмитрий Дичковский. — Поэтому наша задача — привлечь 15 — 20 миллионов евро на сумасшедшую по скорости экспансию в России, Казахстане и Украине. Только в этом случае мы можем застолбить эти точки, выстроить входы для нашей продукции»... И подать пример по–настоящему агрессивной стратегии другим представителям белорусского легпрома — добавлю от себя.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Ситуация в легкой промышленности традиционно характеризуется как «непростая». Причины известны: большое количество убыточных предприятий
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика