Таксистам–нелегалам предлагают определиться: что сильнее — страх потерять машину или желание заработать?
Нелегальный извоз — явление достаточно распространенное, многократно заклейменное проклятьем и живучее. Тысячу раз приходилось слышать от предпринимателей, пытающихся заниматься таксомоторными перевозками: «бордюрщики» выдавливают с рынка, создают нездоровую конкуренцию... Между тем благодать, царящая в местах, где кучкуются любители нелегально «потаксовать», может рухнуть в любой момент. В эпицентре одного такого «обрушения» мне посчастливилось находиться во время совместной операции налоговой службы и Госавтоинспекции. Самое неприятное для нелегалов то, что никто из них не знает, где и когда случатся следующие подобные акции. А они, будьте уверены, случатся!
Рейд
Лельчицы — типичный городской поселок. И картина здесь типичная для сотен подобных райцентров. При небольших размерах населенного пункта спрос на таксомоторные перевозки имеется — в основном это поездки по Гомельской области. Спрос имеется — не имеется ни одного такси. Зато почти всегда в тенечке рядом с автостанцией вы найдете человечка, который повезет на край света. Цены соизмеримы с «автобусными» (при условии заполнения салона), при том, что комфортность и скорость выше, отсутствует необходимость сверяться с расписанием и маршрутной сетью. Что мешает легальным фирмам и «ипэшникам» обеспечить такой же сервис? Транспортники объясняют, что втиснуться на этот рынок невозможно, — он поделен нелегалами, которые сбивают цены, поскольку не платят налогов.
Формальным поводом для «лельчицкой экспедиции» стала просьба местных властей помочь справиться с нелегалами — своих сил не хватает. Круг участников операции узок — два представителя налоговой службы и сотрудник ГАИ. Да журналист в нагрузку. Все гомельчане. Прочим знать время и место необязательно. Цели назначены, роли распределены. На неприметном автомобиле «штатской наружности» выезжаем в Лельчицы.
Объект
В гражданской одежде старший инспектор ГАИ Игорь Макушенко выглядит вполне безопасно. Ничего угрожающего нет и во внешности налоговых инспекторов Игоря Довгаля и Дениса Филончика. Наивно интересуюсь, почему проблему нелегалов не могут решить местные «спецслужбы». Спутники объясняют, что в поселке, где все всех знают, оперативная деятельность затруднена. Как, впрочем, и в областном центре. Мол, бывало, при попытке налогового инспектора произвести контрольную закупку ему так и говорили: «Повезу, дорогой, куда скажешь. Но денег не возьму, не надейся».
Прибыв в райцентр, некоторое время издали любуемся идиллией, образовавшейся в пресловутом «тенечке». Несколько машин ждут пассажиров, хозяева расслаблены и довольны жизнью. Угрозы своему существованию они не видят.
Инспектору Макушенко предстоит вступить в дело позже, и он отбывает на «позицию». Мы с налоговиками, изображая из себя бестолковых приезжих, бродим вокруг автостанции, интересуемся расписанием, переживаем, что автобус, якобы так необходимый нам, еще нескоро... Человек, готовый спасти одичавших горожан, находится быстро. Подряжается отвезти в Мозырь за 6 тысяч с носа. Кстати, автобусный билет стоит 5.700 рублей. Но разве сравнится автобус с красивым «Рено–Меган»!
Как это происходило
Двое переодетых работников налоговой службы и журналист в штатском — не самая блестящая компания для нелегального извозчика. По пути водитель делится, что, конечно же, пассажиров взял в первый раз, а вот «хлопцы» — те постоянно возят. Мы любезно киваем. Встречная фура заботливо моргает фарами. Для нас этот международный сигнал имеет вполне конкретное значение: впереди инспектор Макушенко. Работник Госавтоинспекции — уже в форме — жезлом предлагает остановиться. Не подавая виду, что знаком с пассажирами, проверяет документы водителя, строго делает замечание по поводу ремней безопасности и желает счастливого пути. Теперь у Макушенко есть данные водителя. Мужчина, похоже, подвоха не заметил. «Возьмем?» — спрашивает он у нас, увидев на обочине голосующего человека. «Возьмем!» — великодушно подвигаются налоговики. Худо–бедно — еще три тысячи к семейному бюджету...
Развязка наступает уже в Мозыре. Картина, конечно, душераздирающая. Наверное, я бы не смог заниматься подобной работой. Жалостливый слишком. «Меган» на всякий случай блокирован машиной Макушенко. Водитель даже не успевает толком сообразить, что где–то уже видел этого офицера. Слова «налоговая инспекция» и «контрольная закупка» в замкнутом пространстве автомобиля производят жестокий эффект. Вся буря чувств, бушующих внутри водителя, умещается в сдавленной фразе: «Что мне теперь будет?»
«Бордюрщикам» — урок
Что будет — определит суд. Налоговики говорят, что вполне вероятна конфискация автомобиля. Потрясение, пережитое его хозяином (который, кстати, трудится во внушительном государственном ведомстве — сутки через двое), явно стоит больше этих жалких 18 тысяч. И уж совсем не стоило рисковать ради таких денег машиной и должностью.
Впрочем, цель рейда — не только наказать нарушителя, но и дать понять его коллегам–«бордюрщикам», что самый безобидный с виду пассажир в конце маршрута может предъявить постановление о проведении контрольной закупки. Передавая задержанного в ведение мозырских коллег, инспектора напоследок велели ему передавать привет лельчицким нелегалам.
Итак, работники ИМНС и ГАИ Гомельщины свою миссию выполнили блестяще. Явно не в последний раз. Теперь разворотливость должны проявить транспортники. Ведь, как ни крути, с точки зрения обывателя «бордюрщики» предоставляют полезную, достаточно качественную и недорогую услугу. В то же время человек не пойдет тормозить попутки на трассе, если сможет набрать номер и вызвать в свою деревню такси, да при этом цена будет божеской. И вряд ли этому человеку будут интересны объяснения, почему опять ничего не получилось, почему так дорого и медленно. Он просто вернется на трассу. Создавать спрос и определять предложение.
Справка «СБ»
По данным Гомельской областной инспекции Министерства по налогам и сборам, с начала года сумма административных штрафов, наложенных на граждан, занимающихся незаконной перевозкой пассажиров, составила 18,7 миллиона рублей. На 32 автомобиля наложен арест. 9 машин обращены в доход государства.
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.