ГАДАНЬЕ НА КОФЕЙНОЙ ГУЩЕ
Гаданье на кофейной гуще
Марина ГУЛЯЕВА http://www.belgazeta.by/20060717.28/040270091 Cо 2 октября, согласно разработанному плану мероприятий МНС от 29 июня, кофе и чай должны поступать в торговую сеть промаркированными идентификационными знаками. Образцы и цена марок будут определены до 21 июля. Импортеры и представители ТНК вполне обоснованно опасаются, что приготовить чашку кофе или чая по новым правилам в указанный срок они не успеют. ЧТО ВЕЗУТ Идея промаркировать горячие напитки витала в их аромате еще в прошлом году. Но тогда речь шла только о чае. И даже тогда глава одной чайной компании, оценивая продуктивность идеи, говорил:«Какой, простите, дурак в Шри-Ланке будет специально для белорусского рынка закупать оборудование? Они скажут прямо: «Идите вы, ребята, с вашим рынком…» В беседе с корреспондентом «БелГазеты» другие импортеры заявляли, что намерены прекратить этот бизнес, поскольку чай и так обложен со всех сторон: 20% пошлины, 18% НДС, к которым теперь должны добавиться еще и расходы по закупке оборудования для наклейки марки и приобретения самого идентификационного знака. На какое-то время инициаторы введения этих мер остыли, но не надолго. 27 мая Совмин принял постановление о дополнении перечня товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками. К проштампованным пиву и моторным маслам кроме обуви, мобильных телефонов и аудио- и видео-CD добавились чай со вкусо-ароматическими добавками или без них, мате (парагвайский чай), натуральный и растворимый кофе. По мнению главы производственного предприятия «Икартайм» (ТМ «Матадор) Артура Адамяна, от маркировки кофе выиграют все участники рынка - транснациональные компании, отечественные производители и потребитель. Введение марок позволит наконец оценить емкость кофейного рынка, что сегодня практически невозможно сделать. По разным исследованиям, ежемесячно Беларусь выпивает кофе на $6 млн., или более чем на $70 млн. в год. Треть всего импортируемого в страну кофе, по мнению экспертов, является нелегальным. И без гаданья на контрабандной кофейной гуще очевидно, что сумма невыплаченных НДС и таможенных пошлин получается немаленькой. Наиболее распространенный «левый» кофе - одноразовые пакетики, качество содержимого которых весьма сомнительно. Подделка одноразового кофе проста и выгодна, поскольку не требует больших затрат. И, кроме того, для определенной массы потребителей основным фактором при покупке кофе все-таки является цена, а не качество и удовольствие от потребления. ЧТО ПЬЮТ Впрочем, эта оценка не столь однозначна. По мнению Адамяна, «все больше потребителей предпочитают дорогой кофе». Как показывают недавние исследования рынка, проведенные центром системных бизнес-технологий Satio, кофе - достаточно популярный напиток в Беларуси. Несмотря на то, что, как и все славянские страны, Беларусь - больше чайная страна, чем кофейная: 21,7% опрошенных не пьют кофе вообще. Но 61,8% респондентов покупают и пьют кофе. Привычка насладиться чашкой кофе есть у людей как с доходом менее Br100 тыс., так и с превышающим Br1 млн. При покупке почти 60% участников опроса пытаются учитывать и цену, и качество, выбирая в итоге средний по этим параметрам продукт. Для трети опрошенных качество стоит на первом месте, 6,4% покупают недорогой кофе, а 3,1%, видимо, питают к кофе особые чувства, поскольку покупают только дорогие марки. Но все же почти половина всех опрошенных отдает предпочтение растворимому кофе. Вкус натурального напитка ценят 39% респондентов. Любопытны исследования предпочтений в отношении ароматических добавок: 23,8% любят кофе со сливками, 15,9% предпочитают кофе дополнить коньяком, 6,3% любят сладенькое - карамель. ЧТО БУДЕТ Как говорит PR -директор компании «Орими-Трейд (ТМ «Жокей», «Принцесса Нури», «Принцесса Ява» и др.) Мария Драбова, «нам трудно оценивать необходимость подобных мер… Вероятно, правительство Беларуси имело веские основания для введения идентификационных марок. Можно предположить, что в результате рынок будет более четко структурирован: небольшие компании просто уйдут с него, крупные компании и известные марки укрепят свои позиции». В «Орими-Трейд» полагают, что, несмотря на короткие сроки, они успеют решить все вопросы с установкой оборудования и наклейкой марок: «Надеемся, что успеем, хотя на первом этапе возможны какие-то организационные сложности». Те же опасения высказывает и глава представительства компании «Нестле Фудс Россия» (ТМ «Нескафе», «Нескафе Голд») в Беларуси Игорь Ушенин: «Растворимый кофе является одним из объектов подделок нечистоплотных на руку дельцов. Введение идентификационных марок может сыграть положительную роль и защитить потребителя от контрафактной продукции, а госбюджет - от ухода от уплаты налогов. Однако введение дополнительного элемента в процесс выпуска готовой продукции обусловливает и возможность появления рисков недополучения или нехватки марок, что будет сказываться на поставках продукции в торговлю, как это можно наблюдать на примере новых акцизных марок на алкогольную продукцию в России». Белорусские импортеры считают, что для введения марок на чай, кофе нужно не меньше года или хотя бы полгода после определения образцов и цены контрольных знаков. О том, «как широко раскрыли свои узкие глаза наши партнеры на Цейлоне», узнав, что партию чая для Беларуси придется специально маркировать, они говорят вскользь - возможно, потому что сами ничему не удивляются, хоть и привыкли удивлять. ПОТРЕБЛЕНИЕ КОФЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПО ВИДУ КОФЕ МОТИВАЦИЯ ПРИ ВЫБОРЕ КОФЕ Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Cо 2 октября, согласно разработанному плану мероприятий МНС от 29 июня, кофе и чай должны поступать в торговую сеть промаркированными идентификационны
|
|