ЛЕПЯТ ПОПЕРЁК ПОДОШВЫ
Лепят поперёк подошвы
Кому ВТО, кому - на поклейку марок Ярослав РОМАНЧУК http://www.belgazeta.by/20060717.28/040260241 В то время как Россия снимает последние барьеры на пути вступления в ВТО и активно привлекает иностранные инвестиции, Беларусь продолжает отгораживаться от товаров даже из восточной соседки. Если к маркировке алкоголя и сигарет население уже приучили, то введение с 7 декабря контрольных знаков на обувь и целый ряд других товаров может привести к исчезновению с рынков дешевых добротных вещей. Ряды индивидуальных предпринимателей также могут существенно поредеть. Нарушителям грозит штраф в 20 базовых величин с конфискацией товаров либо выручки, полученной от их реализации. КАК РАСКРУЧИВАЛАСЬ МАРОЧНАЯ СПИРАЛЬ Время от времени Совмин резко интенсифицируют разговоры о национальных экономических интересах и рисках для отечественных производителей. Поскольку таможенные пошлины и другие платежи, которые необходимо осуществлять при импорте товара, и так высоки, чиновники прибегают к возведению разнообразных нетарифных барьеров. После того как ресурс таких мер, как квоты или санитарные сертификаты, также исчерпывается, правительство предлагает заклеймить товары различного рода марками. Они, мол, защитят внутренний рынок от «серого» импорта, а потребителя - от недоброкачественных подделок. Правительство и отраслевики начинают упрашивать администрацию президента одобрить новый пакет протекционистских мер. В качестве аргумента рисуются мрачные картины захвата внутреннего рынка импортерами разных товаров. Политические страхи и фобии экстраполируются и на экономику - и рождение указов типа N444 от 14.09.2004г. становится делом техники (этот документ легализовал процедуру маркировки товаров контрольными знаками «в целях обеспечения экономической безопасности государства и защиты интересов граждан РБ» ). Изначально Совмин «пробил» решение о защите контрольными знаками 21 товарной группы (пиво, моторные масла, растительное масло, моющие средства, безалкогольные напитки и т.д.). Предприятия других отраслей подхватили инициативу коллег и добились расширения списка: 27 мая 2006г. Совмин расширил перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками: кофе, чай, биологически активные добавки к пище, обувь, фонограммы и аудиовизуальные произведения, мобильные телефоны. ГОТОВЬТЕ КОШЕЛЬКИ Потребителей этих товаров ждет неприятный сюрприз в виде 15-30-процентного повышения цен и резкого снижения ассортимента. Не исключено, что многие товары временно вообще исчезнут с рынков. Трудно припомнить случай, чтобы правительство вовремя справилось с реализацией на практике некоей процедуры: то марки к сроку не подвезут, то форму запроса не утвердят, то время выдачи марок ограничат. При невысоком уровне доходов населения (прежде всего в регионах) первыми жертвами «марочной» войны станут пенсионеры, многодетные семьи и молодежь. Более высокие доходы будут быстро изъяты через возросшие цены на популярные товары, а также через повышенные тарифы на ЖКУ. Это не единственный дисбаланс, которого добьются власти маркировочной войной с импортом. Второй ее жертвой станут индивидуальные предприниматели. По оценке экспертов, с рынка могут уйти до 50 тыс. человек. В своих пояснительных записках представители правительства об этом не пишут. Зато оценок теневых потоков на разных товарных рынках - в избытке. Например, главный государственный налоговый инспектор МНС Саянова подсчитала, что в 2004г. «предполагаемый объем теневого рынка чая составил около Br42 млрд. ». Она же полагает, что объем теневого рынка CD, DVD и кассет составляет «приблизительно 50% ». По мобильным телефонам «ежегодное непоступление в бюджет таможенных платежей составляет около Br50 млрд. ». Нечто похожее получилось с «Беларуськалием»: погнались за дополнительным доходом посредников - получили полноценный кризис одного из лидеров белорусской экономики. Цифрами бюджетных потерь легко разбрасываться, но представить комплексный баланс издержек и выгод от очередного нетарифного барьера протекционисты не хотят, потому как вся их легенда лопнет по швам. Впрочем, самый забавный пример марочного лоббизма - это обувь. Если в цивилизованной экономике известны способы наклейки марок на подакцизные товары, то маркировка обуви является чем-то новым. ПОЛНОЕ «ОБУВАНИЕ» Вот что пишет по поводу введения контрольных знаков г-жа Саянова: «Маркировка обуви контрольными (идентификационными) знаками введена в целях защиты отечественного производителя от нелегального ввоза продукции из стран Юго-Восточной Азии и Китая. Прозрачность границ РБ с РФ приводит к неконтролируемому ввозу товаров. Ценовой фактор обуви из стран Юго-Восточной Азии, несмотря на ее низкое качество, потеснил отечественную обувь как на внутреннем, так и на внешних рынках. Такое экономическое положение привело к ежегодному падению объемов производства продукции кожевенно-обувной отрасли республики ». Весьма своеобразная трактовка указа президента N285, который разрешил ИП ввозить обувь без предоставления документов, но с уплатой единого налога и НДС. К тому же, в Китае доля высокотехнологичного экспорта в общем объеме экспорта в 5 раз больше, чем в Беларуси. Китай давно научился выпускать качественные товары по самым демократическим ценам, и, не будь у нас на рынке китайской обуви, миллионы белорусских семей вынуждены были бы переплачивать за сапоги и туфли. Прочитав подобные пассажи, китайские дипломаты поверят в то, что Китай - стратегический партнер Беларуси на Востоке? Несмотря на заверения представителей концерна «Беллегпром» и Совмина, что правительство не будет усложнять условия работы индивидуальных предпринимателей, торгующих обувью, не будет увеличивать на них фискальную и административную нагрузку, постановление от 27 мая как раз-таки это поощряет. Оно не содержит положения о том, что нормы данного документа не распространяются на плательщиков единого налога - ИП должны выполнять все процедуры, предусмотренные при маркировке товаров, в т.ч. обуви: оплачивать марки, получать их в «Белпочте», предоставлять производителям, регистрировать контракты в налоговых органах, а также подвергаться проверкам на предмет правильности маркировки и т.д. Похоже, Совмин игнорирует рекомендации главы государства, потребовавшего от органов власти по меньшей мере не ухудшать условия работы ИП. Зато неплохо иностранному частному предприятию «АТВ-ЛИТ», поставляющему идентификаторы латентного изображения на контрольных марках. Не в накладе и поставщики маркираторов (ООО «Форджет», ОДО «Маркировка», НПООО «Синергия», ОДО «Сервиспринт»). Когда правительство ввело двойную ставку НДС для плательщиков единого налога, оно исходило из реальности, при которой получение документов ИП в нынешних условиях торговли не представляется возможным. Постановление игнорирует этот факт реальных экономических условий, в которых приходится работать ИП. Полтора года назад Совмин совершил одну грубую методологическую ошибку - по учету уплаты НДС по внешнеэкономическим операциям (не таможенными, а налоговыми органами). Сейчас вместо того, чтобы ее исправить, он вновь увеличивает издержки ведения бизнеса в Беларуси, вводя дополнительные нетарифные ограничения. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В то время как Россия снимает последние барьеры на пути вступления в ВТО и активно привлекает иностранные инвестиции, Беларусь продолжает отгораживать
|
|