Без «Дружбы» и в ремонтной войне"Ремонтные" войны между Россией и Литвой заходят слишком далеко — таково мнение аналитиков, наблюдающих за тем, как после взаимных обвинений в экономическом шантаже стороны начинают переходить к конкретным мерам. В белорусском Минтрансе пока уверены, что интересы Беларуси никак не будут затронуты. Но это кажется маловероятным в свете планируемого увеличения потока белорусских грузов в калининградские порты. Литва может ограничить транзит грузов в Калининград, если подтвердится версия "политического следа" в ситуации с прекращением подачи нефти по трубопроводу, заявил журналистам президент страны Валдас Адамкус, передает AFN. Ранее информагентства растиражировали сообщение источника из литовского МИДа о том, что Литва начнет ремонтные работы на железной дороге в Калининградскую область в ответ на затянувшийся, по ее мнению, ремонт нефтепровода "Дружба-1". После того как 29 июля на участке между Брянском и Новополоцком произошла авария, в результате которой вылилось около 100 т нефти, нефтепровод был немедленно перекрыт и поставки в Литву из России прекращены. Российское Министерство природных ресурсов причиной происшествия называет изношенность труб, не выдержавших давления, и не исключает, что возможно полное прекращение поставок нефти по этой системе. Глава "Транснефти" Семен Вайншток заявил, что трубопровод не подлежит восстановлению и может быть опасен для эксплуатации. "Продолжительность эксплуатации трубопровода, согласно промышленным нормам, — 30 лет. "Дружбе-1" — 42 года. Он сделан из металлов, которые в настоящее время запрещены", — пояснил С.Вайншток. Однако литовские власти не приняли объяснений россиян и в так называемом, как они его говорят, ремонте видят исключительно политическую подоплеку. Как недавно заявил литовский премьер-министр Гедиминас Киркилас, "политических черт в длительном ремонте "Дружбы" становится все больше". По версии Литвы, Россия применяет экономический шантаж и намеренно оказывает давление на литовское правительство из-за продажи Mazeikiu Nafta (включает НПЗ, нефтетерминал "Бутинге" и литовские нефтепроводы) польскому концерну PKN Orlen, а не претендовавшим на нее российским компаниям. Отметим, что "ЮКОС" владеет 53,7% акций MN, поэтому российские компании, занимающиеся сейчас переделом активов "ЮКОСА", рассчитывали сохранить за собой эту компанию. Сегодня MN получает нефть морем через Бутингский терминал, и представители компании заявляют о том, что найдут альтернативные возможности получения нероссийской нефти. Отметим, что цена тонны нефти, идущей по трубопроводу, дешевле на 7,5 EUR, чем доставляемая морем. Естественно, литовские власти не довольны такой ситуацией, поэтому в адрес России был сделан, по их словам, "ответный ход". "Российская сторона была информирована, что в ближайшее время могут начаться комплексные ремонтные работы на наиболее изношенных участках железной дороги, ведущей в Калининградскую область, в том числе на отрезке Кена — Кибартай (станции на границах с Беларусью и Калининградской обл. — Прим. ред.). В этой связи может быть ограничено движение пассажирских поездов и сведены к минимуму перевозки некоторых грузов, в том числе военных", — цитирует Интерфакс слова анонимного источника из литовского МИДа. Остановка железнодорожного движения для Калининградской области, по мнению экспертов, наблюдающих за развитием событий, окажется очень болезненной. Россия уже не первый год добивается от Литвы для своих граждан упрощенного проезда. Ремонт путей скажется в первую очередь на калининградских портах, которые и так страдают от завышенных железнодорожных тарифов, установленных Литвой. Военные перевозки, транзит которых проводится по правилам, установленным в отношении перевозки опасных грузов, в случае ремонта будут также немедленно остановлены. "Беларусь не ощутит каких-либо проблем в транспортировке грузов в порты Калининграда через территорию Литвы из-за ограничения Литвой объемов железнодорожного транзита грузов, следующих в Калининградскую область, — заявил начальник службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности БЖД Александр Станкевич. — Это взаимоотношения России и Литвы, и Беларуси они никак не коснутся". Напомним, что Беларусь планирует значительно увеличить объемы перевалки внешнеторговых грузов через Калининградский морской порт и принять участие в модернизации инфраструктуры порта Балтийска. При этом предполагается переориентировать часть грузов из портов Клайпеды и Вентспилса и выйти на перевозку в калининградском направлении до 2млн. т грузов в год, из которых половину составят минеральные удобрения, остальное — лес и металлопродукция. Основную проблему в достижении намеченной цели составляют железнодорожные тарифы, устанавливаемые литовскими властями не по протяженности транзита, а по направлению. Так, при практически равном расстоянии до портов Клайпеды и Калининграда доставка и перевалка грузов в калининградском направлении обходится практически в два раза дороже, что делает ее непривлекательной по сравнению с соседними литовскими портами. Литва и Россия с 2002 г. осуществляют совместную транспортную политику в вопросе железнодорожного транзита по протоколу "2К" (Клайпеда — Калининград). Документ предусматривает взаимовыгодные тарифы на ж/д грузоперевозки в оба порта, однако, по признанию сторон, фактически соглашение не действует. Российская сторона безрезультатно пытается решить тарифную проблему. Недавние трехсторонние переговоры между Россией, Литвой и Беларусью по выравниванию ж/д тарифов закончились провалом. Литва отказалась снизить тарифы, действующие в направлении Калининграда, мотивировав это тем, что Россия также применяет дискриминационные меры в отношении грузов, следующих через ее территорию в Клайпеду, и демпингует Калининградский морской порт. В результате тарифы остались прежними, и белорусским грузам, по признанию чиновников из Минтранса и БЖД, идти в калининградские порты "экономически нецелесообразно". Таким образом, в свете планируемого литовскими властями ремонта путей сомнение вызывают не только перспективы увеличения белорусского грузопотока в Калининград, но и сохранение имеющегося. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«Ремонтные» войны между Россией и Литвой заходят слишком далеко - таково мнение аналитиков, наблюдающих за тем, как после взаимных обвинений в экономи |
|