Свод правил о государственных закупкахИменно так можно определить суть подписанного 25 августа 2006 г. Указа Президента РБ № 529, который ввел в белорусское законодательство новое понятие — государственные закупки. При этом понятие «государственные закупки» определяется гораздо шире известного понятия «закупки для государственных нужд», поскольку означает любые закупки товаров (работ, услуг), осуществляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями полностью или частично за счет средств республиканского и местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных и инновационных фондов, внешних государственных займов, кредитов, льготируемых за счет средств бюджетов, а также закупки, осуществляемые бюджетными организациями. Указом утверждено Положение о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь (далее — Положение), которое должно заменить применяемое в настоящее время Положение о порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг на тендерной основе, утвержденное постановлением Совмина РБ от 19.05.2003 № 652. Положение самым подробным образом регламентирует все процедурные вопросы, возникающие при проведении закупок: дает определение используемых терминов, перечисляет возможные виды процедур закупок и описывает порядок их проведения, устанавливает требования к участникам процедур закупок и их квалификации, регламентирует вопросы принятия и утверждения решения о выборе поставщика (подрядчика, исполнителя), а также порядок обжалования действий заказчика. Положение представляет собой объемный документ, требующий обстоятельного анализа и не менее объемного комментария. Поэтому отметим наиболее существенные новации, которые предполагаются с введением Положения в действие. Критерием для применения предусмотренных Положением правил является только то, что закупки предполагается осуществлять за счет бюджетных средств, государственных внебюджетных и инновационных фондов, а также льготируемых за счет средств бюджетов внешних государственных займов и кредитов. В Положении не упоминаются организации, имущество которых находится в республиканской собственности, а также не оговаривается возможность органов управления организаций с долей государственной собственности принимать решения о применении ими указанных правил закупок. В Положении расширен перечень случаев, на которые не распространяются предусмотренные им процедуры. В него, в частности, включены закупки товаров (работ, услуг) ежемесячно на сумму до 30 БВ, закупки товаров на товарных биржах и аукционах, закупки товаров (работ, услуг), поставщики которых являются отечественными производителями, определенными решениями Президента, закупки в рамках международных договоров о взаимной торговле и др. Существенные изменения претерпел и перечень возможных процедур, применяемых для закупки товаров (работ, услуг). Положение называет следующие виды процедур: конкурсы, оформление конкурентного листа, запрос ценовых предложений и закупка из одного источника. При этом выбор той или иной процедуры закупки, по общему правилу, осуществляется в зависимости от ее ориентировочной стоимости: при стоимости закупки до 1000 БВ применяется процедура оформления конкурентного листа; при стоимости от 1000 до 8000 БВ — процедура запроса ценовых предложений; при стоимости от 8000 БВ и более — конкурсы. Процедура оформления конкурентного листа предполагает выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) путем сбора информации о цене за единицу товара (работы, услуги) не менее чем у трех поставщиков (за исключением случаев, когда такого количества поставщиков нет на рынке); при этом предложение заключить договор направляется поставщику, цена у которого будет наименьшей. Процедура запроса ценовых предложений определяется как способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором извещение о проведении этой процедуры размещается путем открытой публикации или направляется юридическим и физическим лицам индивидуально, а победителем признается поставщик, предложивший наименьшую цену. Конкурсы, по общему правилу, являются открытыми, и только в том случае, если информация о закупаемых товарах может повлечь распространение сведений, составляющих государственные секреты, проводится закрытый конкурс. В случаях, когда невозможно изначально определить характеристики товаров, требуется проведение научных исследований или изысканий либо заказчик принял решение о проведении предварительной квалификации участников, проводится двухэтапный конкурс. Применение процедуры закупки из одного источника возможно в случаях, исчерпывающим образом перечисленных в Положении (срочная потребность в товарах, не предусмотренных годовым планом закупок; обеспечение совместимости с ранее приобретенными у данного поставщика товарами; отказ участника процедуры закупки от заключения договора; представление в рамках процедуры конкурса одного предложения и др.). Положением введено обязательное ежегодное планирование государственных закупок. На основании годового плана заказчик разрабатывает задание на закупку, в котором указывается наименование и количество товаров (объем работ или услуг), ориентировочная стоимость закупки, источник финансирования, вид процедуры закупки, критерии для выбора наилучшего предложения и поставщика, информация о допуске к участию в процедуре закупки и комиссия, на которую возлагается ее проведение. Положение предусматривает обязательное опубликование информации о государственных закупках в информационно-аналитическом бюллетене «Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом», а также размещение на Интернет-сайте РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен». При этом, начиная с 1.01.2007 г., информация о государственных закупках должна размещаться в указанном издании и на указанном сайте без взимания платы. В Положении усилены требования к участникам процедур закупок в части их финансовой и экономической состоятельности, установлен четкий перечень документов, необходимых для подтверждения участниками своих квалификационных данных, приведен перечень лиц, которые не могут быть участниками процедур закупок. В новом документе еще более четко выражено стремление защитить интересы отечественного производителя. Помимо известной и ранее преференциальной поправки, Положение прямо предусматривает, что при ориентировочной стоимости закупки менее 8 000 базовых величин к участию в процедурах закупок допускаются только белорусские участники, предлагающие товары (работы, услуги) происхождения Республики Беларусь; исключение возможно в случае, если таких товаров в республике нет или их недостаточно. Указом также утвержден перечень товаров происхождения Республики Беларусь, закупка которых осуществляется только у отечественных изготовителей. Одновременно с этим предусмотренная Положением преференциальная поправка установлена в размере 15% цены конкурсного предложения, в то время как сейчас применяется поправка в размере 25%. Существенные изменения внесены в порядок рассмотрения споров, возникающих при проведении закупок. Положение подробно регламентирует административный порядок рассмотрения споров на основании жалобы, подаваемой руководителю организации-заказчика или в вышестоящий орган. Однако если действующее Положение о порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг на тендерной основе предусматривает, что подавший жалобу претендент имеет право обратиться в хозяйственный суд в случае, если руководитель заказчика или вышестоящая организация не вынесли решение в установленные сроки, то Положение содержит норму о том, что действия (бездействия) и решения заказчика, его руководителя, конкурсной или ценовой комиссии, вышестоящего органа могут быть обжалованы в судебном порядке, т. е. без предварительного рассмотрения в административном порядке. Ряд изменений и дополнений вносится в Указ Президента РБ от 16.01.2002 № 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений». В частности, Указ № 40 дополнен рядом составов административных правонарушений, связанных с нарушением порядка осуществления государственных закупок; при этом ответственность за осуществление государственных закупок без применения установленного порядка выбора поставщика дифференцирована в зависимости от стоимости закупки. Указ от 25.08.206 № 529 «О государственных закупках» вступает в силу через три месяца после его официального опубликования. При этом новые правила не будут распространяться на процедуры закупок, которые были начаты до вступления Указа в силу. Разъяснение вопросов, связанных с применением Указа, поручено Совету Министров. Сергей ЛОСЕВ Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Именно так можно определить суть подписанного 25 августа 2006 г. Указа Президента РБ № 529, который ввел в белорусское законодательство новое понятие |
|