РУБЛЬ ЗА КУЛЬТУРУ
Рубль за культуру
«Нет у нас свободной коммерческой торговли искусством!» Марина ГУЛЯЕВА http://www.belgazeta.by/20060911.36/010150091 «Профессия наша ужасная, но мы ее любим» , - признается директор сельского дома культуры в деревне Молодковичи (Пинский р-н) Татьяна Егорова.Насколько эта любовь взаимна и сколько стоит сельская культура, культработник с 20-летним стажем рассказала обозревателю «БелГазеты». - На минувшей неделе была утверждена программа развития культуры на ближайшие пять лет. На какие перемены рассчитываете? - Нас очень волнует план выполнения платных услуг. Сколько раз я слышу из уст ответственных лиц, в т.ч. от самого президента: если не вложить в предприятие достаточно средств, не поменять станки, не переоборудовать линии, ни о каком качестве продукции нельзя и речь вести. Точно такая же ситуация в культуре. А культура всегда финансировалась и финансируется по остаточному принципу. Какие вложения? Никакие! Мы варимся в собственном соку. Что мы можем дать нашему сельскому потребителю? Конечно, у нас сейчас идет капремонт, благодаря чему мы сможем подняться на несколько ступеней по сравнению с другими клубами, где такие ремонты неизвестно когда будут. Но дело в том, что нельзя перед культурой ставить коммерческие цели. Нам говорят: «Зарабатывайте!» Хорошо, мы, культработники, двумя руками «за». Но на ком и чем мы зарабатываем? На личном времени людей, которые у нас не получают ни копеечки и которых мы иногда из уважения и благодарности кормим за свои деньги. Самодеятельные коллективы не востребованы как коммерческие структуры. Дай бог, чтобы наши люди ходили на концерты профессиональных коллективов. И, кроме того, мы считаем, что цены на некоторые платные услуги не паритетны. Я полагаю, что у нас регистрация брака должна стоить Br50 тыс. Почему в городе обряд венчания стоит Br120 тыс., а у нас всего Br14.310? Нет у нас свободной коммерческой торговли нашим искусством! И такая бумажная волокита, что коммерческий образ жизни вести невозможно. Да, мы согласны, нужно зарабатывать деньги, но как? Скажем, у нас сегодня всего два баяна. Один покупали в комиссионном магазине, поэтому понятно, в каком он состоянии. Бывает, идет концерт на уровне района, и вдруг рвется ремень. Куда это годится? Мы очень понимаем проблемы государства, но культура у нас держится на энтузиазме ее работников. Нет, было время, в 70-е гг., когда культура получала достаточно неплохо. А сегодня в некоторых клубах нет даже магнитофонов, и работник культуры сам покупает магнитофон за свои деньги. - Что нужно изменить в порядке оказания платных услуг? -Не нужно доводить планы до учреждений культуры. В этом году наш клуб должен предоставить услуг почти на Br11 млн. В деревне проживает всего 2 тыс. человек. Доход от дискотеки составляет Br70-80 тыс. в неделю. Какие-то деньги получаем от регистрации браков, но ведь поступление этих сумм от нас не зависит. Еще устраиваем на дому торжественное поздравление человека в связи с юбилеем. Есть у нас бильярд, но, как я вижу, наша молодежь не может позволить себе это удовольствие: час игры стоит почти Br4 тыс. В пинских клубах цена значительно выше, но городские и получают больше, чем в деревне. В колхозах же совсем мало платят! А что будет в этом неурожайном году? У нас не умеют оценивать культуру. Я не знаю, как оценивается билет на концерт Аллы Пугачевой. Зато знаю, как рассчитывается стоимость билета на дискотеку - зарплата кассира, дежурной в гардеробе, ди-джея, освещение, отопление. - И сколько стоит в итоге билет? - Br880. Но если сделать дороже, молодежь не пойдет. У нас есть женщина, у которой пятеро детей. Трое детей учатся: одна бесплатно, а двое на платном отделении. Чтобы ее четверо взрослых детей пошли на дискотеку, им нужно дать Br4 тыс. Это очень дорого. Есть люди, у которых один ребенок, так они могут позволить себе дать ему и Br2 тыс. Эти дети могут поехать на городскую дискотеку и за вечер потратить Br15-20 тыс. - Заработает клуб в этом году Br11 млн.? - Нет. Хотя до сих пор мы всегда выполняли и даже перевыполняли план по оказанию платных услуг. Считаю, что невозможно по плану продавать культуру, а сельскую - тем более. Городские дома культуры стали значительно меньше зарабатывать денег! - Культура не нужна? - Люди не могут позволить себе наши услуги. Я 20 лет работаю в культуре и, вспоминая прошлые времена, могу сказать, что когда к нам приезжал любой профессиональный коллектив, был аншлаг. А сейчас иногда приходится обзванивать каждый дом: «Придите, пожалуйста, на концерт!» Может, дело не только в деньгах. Может, людям достаточно телепрограмм? - И как вы видите будущее своего клуба? - Что касается участия в кружках, коллективах - энтузиасты будут всегда. Вот недавно в нашу деревню переехала женщина, пришла в клуб и сказала: «Я буду у вас петь!» Но оценивая то, как люди посещают наши мероприятия… В зависимости от того, что мы проводим. Скажем, всегда приходят на шоу «Любовь с первого взгляда», на «огоньки». Но на недавнем концерте хора ветеранов войны и труда было очень мало людей. Пожилые люди не хотят идти, а среднему контингенту хочется чего-то другого - даже если и народной песни, то в современной обработке. - На что вам не хватает средств? - Наш дом культуры почти не меблирован. У меня в кабинете - шкаф, стол и несколько стульев, доставшиеся в наследство от прежнего директора. С аппаратурой у нас такая напряженка! Как-то сломался компьютер, и я вынуждена была брать компьютер у частного лица, чтобы провести платную дискотеку - все для того же плана платных услуг. Население уменьшается, а план все растет и растет. Но он должен как-то остановиться! Когда у нас шел расчет на душу населения, мы выглядели прекрасно. - Вы должны были оказать какое-то количество услуг на каждого человека в вашей деревне? -Было доведено так: если в Молодковичах проживает 2 тыс. человек, то на каждого человека мы должны были выполнить услуг на Br1,5 тыс. Сегодня другая система, но все равно какой-то сплошной хаос с этими платными услугами! У наших соседей население больше 2,7 тыс. человек, но их план составляет Br5 млн. У нас - 2 тыс. населения, но нам доводят 11 млн. И никто не объясняет почему. - В прежние времена клуб был стратегическим местом в деревне не только с культурной, но и идеологической точки зрения. Какую функцию он выполняет сегодня? - Для молодежи клуб по-прежнему очень важен. Но чтобы молодежь к нам приходила, нужно что-то менять. Лет десять назад мы были в Польше. Так там в каждом клубе, даже клубике на хуторе есть магазинчик, где можно купить напитки, мороженое. И никаких планов у них не было. - У вас нет возможности открыть такой магазин? -Так много требований! Мы как-то хотели открыть компьютерный клуб. Вы себе не может представить, сколько всего надо было сделать, чтобы его открыть! И светильники нужны были новые, и шторки дневные и ночные, и специальные стулья. Словом, мы решили не открывать. Нам это не под силу. 20 лет назад у нас не было никаких ограничений по времени работы. Хотели люди танцевать до трех часов ночи - танцевали, и никто им не мешал. А сегодня летом мы можем проводить дискотеки только до часу ночи, а зимой - до 24.00. - У сельских дискотек устойчивая негативная репутация - драки и пьянство… - Не могу отвечать за всех. У нас единичные случаи, когда приходят люди, нарушающие порядок. Мы знаем своего зачинщика драк. Ну что поделаешь, просто нервный человек такой! Или он хочет привлечь к себе внимание, или очень себя уважает. Мы с ним столько работаем, но парадоксы иногда происходят. - Этот год Минкультом назван «Годом сельской культуры». В плане мероприятий - смотры и конкурсы на лучший клуб года, фестивали «Мастера искусств - труженикам села» и тематические мероприятия «Мое село - моя усадьба». Чего еще не хватает? - Культуру надо реконструировать, как предприятия. Надо создавать уют. Мы, работники культуры, сами стараемся много делать: сами красим, сами клеем - лишь бы дали материал. - А если не дают? - Сами покупаем… Самое главное, отбор на профессию культработника должен быть очень тщательным. Этот специалист должен не только уметь танцевать, он должен уметь делать все: петь в хоре, участвовать в драматическом кружке и т.д. Он должен гореть этим делом, любить людей. К нам приходит много талантливой молодежи, но в душе они не культработники. Надо не просто уметь петь и танцевать, нужно уметь не считаться со своим личным временем и отдавать себя всего до конца. Если ты занялся подготовкой какого-то мероприятия, ты только об этом и думаешь - и когда картошку копаешь, и когда за плитой стоишь, и днем, и ночью. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«Профессия наша ужасная, но мы ее любим» , - признается директор сельского дома культуры в деревне Молодковичи (Пинский р-н) Татьяна Егорова.Насколько |
|