Год назад старший тренер белорусской сборной по каноэ Николай Банько, вернувшись с чемпионата мира, вслух высказал свое желание: “Очень хочется золота”. Заждались белорусы медали высшей пробы, которой не было с 1997 года. В 2006-м мечту наставника осуществил молодой и зубастый экипаж каноэ-четверки Дмитрий РЯБЧЕНКО,Дмитрий ВОЙТИШКИН, Константин ЩЕРБАК и Александр ВОЛЧЕЦКИЙ.
Сразу после мирового форума застать на месте героев венгерского Сегеда нам не удалось: команда взяла курс на Восток, где впервые прошел этап Кубка мира. В китайском Чанчжоу квартет каноистов подтвердил свою силу, разжившись сразу тремя наградами. Со свежих впечатлений и начался разговор с гребцами.
— Байдарочники и каноисты одними из первых опробовали на себе модель Олимпиады-2008. Какие впечатления остались от Поднебесной? Д.Р.: На мой взгляд, Китай — страна контрастов. В Чанчжоу, где мы побывали, богатство соседствует с нищетой. Правда, спортсменов там принимали на широкую ногу. Участники кубкового этапа жили в крутом отеле. В нем, говорят, останавливался сам Мао Цзэдун. Так что мы, как и вождь, плавали в родоновом бассейне. Д.В.: Осталось ощущение, будто побывали в сказке. А.В.: А я про этот город ничего хорошего сказать не могу. Ужасно там не понравилось. Высокая влажность, дышать вообще нечем. Вдобавок акклиматизировались мы не очень быстро. После дистанции приезжаешь — кислорода не хватает, полчаса не можешь прийти в себя, глотаешь воздух. К.Щ.: Еда непривычная — мясо дают, поливают его вареньем. А.В.: Думаю, к Олимпиаде они лучше подготовятся. А вот погода останется прежней, легкой жизни нечего и ждать.
— По слухам, в Китае гребля развивается семимильными шагами. Д.Р.: Да, за пару лет азиаты очень сильно прибавили.
— В Чанчжоу не приехали венгры, немцы были представлены частично...b К.Щ.: ...только байдаркой.
— А на пьедестале засветились белорусы и китайцы — у вас пятнадцать медалей, у них — двадцать шесть. Стало быть, спортсмены Поднебесной — соперники номер один? Д.Р.: К домашнему этапу Кубка мира они отнеслись очень серьезно. Хотя конкуренция там была не самая высокая.
— Гребной канал впечатлил? К.Щ.: Да, канал у них отличный. Рядом построена гостиница. Нам рассказывали, китайцы живут в ней постоянно. У них один сбор в году — с сентября по сентябрь. Если кому из атлетов такой режим не нравится, ему тут же найдется замена.
— Вот и у нас два равных квартета каноистов. “Старики” не завидуют, что вы, молодежь, их потеснили? Д.Р.: Это вопрос деликатный. А.В.: Надо его задавать самим ветеранам. Пока все решается по спортивному принципу, никаких видимых разногласий нет.
— Хотя, по большому счету, делить вам особо нечего: каноэ-четверка — неолимпийский класс лодок. А.В.: Да, постараемся отбираться на Игры в одиночках и двойках. Важный сезон предстоит в следующем году. Будем рассаживаться попарно, нащупывать какие-то варианты.
— И кое-кто из вас уже попробовал свои силы в олимпийской программе. Дима Войтишкин в Чанчжоу на “пятисотке” занял шестое место, хотя на протяжении сезона в главный финал не попадал. Как грести легче — одному или в команде? Д.В.: В зависимости от состояния. Если хорошо подведен к стартам, то особой разницы нет.
— Вместе вы уже два года. Войтишкин подсел к золотому составу чемпионов мира среди юниоров. Кому-то пришлось приспосабливаться, коренным образом менять технику? Д.В.: Я как-то сразу влился в коллектив — и лодка поехала. А.В.: С этим проблем не было. Мы с Костей вообще занимались у одного тренера, Владимира Васильевича Ведехина. Что касается остальных ребят, то они все время подъезжали к нам и готовились у нашего наставника. Д.Р.: Классическая техника тем и хороша, что она универсальна. Конечно, каждый спортсмен привносит в нее индивидуальность. Но мы быстро нашли общий язык.
— В юношеском возрасте у кого-то существовал идеал гребца? А.В.: Что-то не припомню. Д.Р.: Особых кумиров не было. Но некоторые спортсмены — из полномочных чемпионов и героев прошлых лет — нравятся по сей день. К примеру, немец Андреас Диттмер или наш Виктор Иосифович Ренейский. Гостренер — профессионал: всегда поделится советом, наставит на путь истинный.
— Вы добивались успехов, будучи юношами и юниорами. В прошлом году, дебютировав на взрослом “мире”, сразу отметились серебром. А нынче с первенства планеты привезли золото. Какой момент стал вершиной счастья? А.В.: Победа на мужском чемпионате мира ни с чем не сравнится. Впрочем, надеюсь, что появятся более сильные ощущения. А вообще, конечно, памятна первая медаль, с чемпионата Европы среди юниоров. Ведь сразу не понимаешь, для чего работаешь, тренируешься. А когда постоишь на вершине пьедестала — осознаешь. Д.В.: Помню, “на мире” в Сегеде промелькнула мысль: вот и свершилось. После финиша на “пятисотке” чувства переполняли. Казалось, ждал этого момента всю жизнь.
— А кому принадлежала идея искупаться в счастливой воде? Д.Р.: Даже не знаю. Лично я держался до последнего, меня просто вынесло. Цепная реакция началась откуда-то с кормы, устоять было невозможно. Наверное, Волчецкий выпал первым.
— К вам тотчас же подплыли спасатели. За эту вольность, часом, не штрафуют? А.В.: Нет, иначе кошельки многих спортсменов похудели бы.
— Какие вы в жизни? О себе не рассказывайте, дайте характеристику товарищам. К.Щ.: Войтишкин, он такой спокойный. Хотя иногда бывает вспыльчивым. Другой Дима и Саша на него похожи. А.В.: Про Щербака могу сказать, что это очень неуравновешенный человек. Эмоции у него бьют через край. Может сначала что-то сказать и только потом подумать. В гневе страшен. Иногда приходится его успокаивать, но это у меня не получается. Рябченко очень целеустремленный, гнет свою линию, его тяжело сломать. Войтишкин, если употреблять спортивную терминологию, немножко мандражист, что не мешает ему добиваться побед.
— Ага, Костя, к вам вопрос. Было такое, что кого-то обвиняли в случае неудачи? К.Щ.: В основном мой характер проявляется на тренировках. На соревнованиях я другой. Да и к чему после драки кулаками махать?! Там надо действовать иначе. Приехали — обдумали, проанализировали, сделали выводы. А.В.: На старт выходит сплоченный коллектив, единый механизм. В Сегеде на “пятисотке” как отъехали от понтона, никто никому слова не сказал. На старте настроились, затаили в себе спортивную злость. Всю дистанцию каждый ехал на своих эмоциях. Метров за пятьдесят до финиша кто-то крикнул “добавить”, не помню кто. Просто было такое желание выиграть, что у соперников не оставалось шансов.
— А почему не получился победный дубль? На двухсотметровке первое место вы уступили чешскому экипажу. Д.В.: Спринт — очень короткая дистанция. Чехи вышли на нее свеженькими. Они сделали ставку только на одну гонку и не прогадали. Мы же, наверное, попросту устали — утром отгонялись 500 метров, а уже вечером предстоял финал на 200.
— По приезде домой почувствовали вкус славы? Д.В.: Мы ею не избалованы. Греблю по телевизору не показывают, о наших успехах мало кто знает. Поздравили, как всегда, родные, знакомые, друзья. Хотя вид спорта у нас тяжелый, с упором на скоростно-силовую выносливость. Поэтому заслуживает адекватного к себе отношения. Одни объемы чего стоят. Иной раз возьмешь в руки дневник, подсчитаешь километраж и сам диву даешься. Д.Р.: А по-моему, легких видов спорта не бывает. Может, трудности в гребле на виду: зимой в холоде тренируешься, летом — в зной. Хотя в той же тяжелой атлетике или гимнастике свои заморочки.
— В вашей команде нет деления на столичных и провинциальных парней? Спросим об этом мозырянина... Д.Р.: ...и близко. Мы знаем друг друга давно. Например, я провожу в Минске времени больше, чем у себя дома. Так что можно смело меня зачислять в столичные жители.
— В плане увлечений все продвинутые молодые люди? Д.Р.: Ничто человеческое нам не чуждо. В команде есть ноутбуки. Смотрим новинки кинопроката, любим компьютерные игры. К.Щ.: На сборах, кроме тренировок, видим только плоский экран. А домой приезжаем — отдыхаем.
— Активно отдыхаете? К.Щ.: Активно.
— Ночные клубы, и до утра? К.Щ.: Когда как. А.В.: Лично я предпочитаю выезд на природу. С пикником возле озера, в компании друзей не сравнить ни море, ни пляж. Костер, шашлычок — что может быть лучше?!
— Дима, а для вас что? Почему улыбаетесь? Д.Р.: Вино и женщины.
— Ну-ка, расскажите... Д.Р: Не будем вдаваться в подробности, тем более что это шутка. У всех наших парней есть девушки, только я, можно сказать, в поиске. Товарищи за границей обзаводятся SIM-картами и постоянно названивают на родину. А так, приезжаешь со сбора — стараешься просто отдыхать. Накапливаются какие-то дела, сессии в университете. Так что и времени особо нет, чтобы обзавестись хобби.
— Все четверо студенты? Как грызется гранит науки? Д.Р.: К учебе относимся очень серьезно. Приходится постоянно заниматься. Берем с собой конспекты, на сборах книжку из рук не выпускаем. Д.В.: Сказать по правде, ни разу не видел Рябченко за этим занятием. Я вот учебников даже не беру — до них руки не доходят.
— Многие наслышаны про ваши футбольные спарринги с байдарочниками. Еще один состав каноистов тоже называется “Однобокие” или как-то по-другому? Д.Р.: Все осталось по-старому, и клубные вывески тоже. На зимних сборах постоянно играем в футбол: байдарка против каноэ. Поединки у нас очень жесткие, никто не хочет уступать. Бывает, сражаемся дотемна, когда счет ничейный. Но все равно не уходим из зала, пока кто-нибудь не добьется победы. Матчи проходят с переменным успехом, так что никому не обидно.
— По ногам друг друга не бьете? Д.Р.: Стараемся играть корректно, потому что иначе завтра не выйдешь на тренировку.
— В последние годы мужчины тренировались отдельно от дам. Как в прежние времена в армии: женское общество состояло из плаката “Родина-мать” и диктора программы “Время”. Теперь все поменялось — на пользу делу? А.В.: Раньше у нас был исключительно мужской коллектив, с девушками вообще не пересекались. Единственной женщиной была доктор. А в этот год с нами на сборы начала ездить женская байдарка.
— Может, присутствие слабого пола облагораживает? Лишний раз побреетесь, держите себя в форме? А.В.: Не смотрите на мою бородку. Бреемся мы по-любому. А раз медалей прибыло, значит, совместные тренировки пошли впрок.
— Еще вы очень модные. На фотографиях из Сегеда — все в банданах, в темных очках. Ни дать ни взять, заграничные спортсмены. Это спецодежда или дань моде? Д.Р.: Скорее, первое. Головной убор — чтобы солнце не напекло в затылок, и пот в глаза не тек. А очки — чтобы блики от воды не мешали. К.Щ.: Мы — простые белорусские парни, открытые для всех, доступные для общения. Так что обращайтесь!
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.