Незамеченная перспектива
Незамеченная перспектива
Уже зная о неизлечимой болезни, Валерий Дашкевич пишет и публикует свою программную работу “Социал-демократическая перспектива для Беларуси” (см. “БР” № 48/2005). Он еще раз советует оппозиции развивать в Беларуси социально ориентированную экономику. Но это — альтернативный проект именно белорусской экономической модели. В нем оппозиции предлагается сохранить сильную социальную политику и даже несколько расширить уже существующую систему социального обеспечения. Но при этом развить частный сектор и предоставить хозяйствующим субъектам свободу в принятии экономических решений. По сути, В. Дашкевич модифицирует и предлагает для Беларуси концепцию германского неолиберализма, одним из основоположников которой был Людвиг Эрхардт, творец “немецкого экономического чуда”. К сожалению, эти идеи пока не восприняты белорусским обществом и не замечены оппозиционными партиями. Публикуем выдержки из статьи В. Дашкевича “Социал-демократическая перспектива белорусской экономики”. Объединение под единым демократическим флагом достаточно противоположных по своим политическим и экономическим взглядам сил, пусть даже и малочисленных, ставит одну крайне сложную проблему. А именно: какая концепция политического и экономического развития страны в средне- и долгосрочной перспективе может сцементировать данное объединение и привлечь на его сторону большую часть белорусского общества? И насколько эта концепция сможет противостоять официальной программе социально-экономического развития, которую предложит администрация А. Лукашенко? Например, тезису “переход к инновационному развитию” — красивому по форме, но не имеющему серьезного ресурсного обеспечения. Проблема эта чрезвычайно сложна, поскольку именно нынешняя власть, систематически уничтожая внутри страны зачатки демократических преобразований и препятствуя формированию современного гражданского общества, сумела создать экономическую систему, устраивающую большинство нетребовательного белорусского электората. В частности, наемных работников государственных предприятий, более или менее преуспевающих аграрных образований, значительную часть бюджетников, включая военнослужащих и сотрудников силовых структур, а также подавляющее большинство пенсионеров. То есть можно говорить о том, что после неудачных экономических реформ первой половины 90-х гг. прошлого столетия белорусское население оказалось возвращенным в привычную для него “среду обитания”. Относительно спокойную и в основном гарантирующую некий удовлетворительный уровень жизни. Поэтому, как бы ни относились политические элиты и активисты общественных организаций к более чем 10-летнему правлению А. Лукашенко, необходимо признать, что интуитивно, не имея глубокого экономического образования, он во многом оказался прав. В первую очередь это касается приостановки чековой приватизации среднего и крупного госсектора. Нельзя также не признать, что усиление государственного регулирования цен во второй половине 90-х гг. — начале нынешнего десятилетия во многом позволило избежать кризиса взаимных неплатежей в экономике и обеспечило минимально необходимый уровень потребления для граждан с небольшими доходами. Это также способствовало поддержанию внутреннего спроса. Принимая во внимание, что созданная модель экономического устройства страны вполне удовлетворяет интересам большинства населения Беларуси, возникает вполне резонный вопрос: какие дальнейшие экономические реформы возможно и допустимо предложить со стороны объединенной оппозиции активной части белорусского электората? Чтобы сформулировать блок первоочередных реформ, необходимо в первую очередь сконцентрировать внимание на тех проблемах, которые не смогла и, пожалуй, никогда не сможет решить администрация действующего президента. К ним относятся: 1. Катастрофический износ основных фондов всех без исключения белорусских предприятий. Данная проблема не может быть решена без привлечения серьезных внешних и внутренних инвестиций в национальную экономику, которые объективно не могут быть привлечены. Иностранные инвестиции — в силу высоких рисков (политических, экономических и правовых), а внутренние — по причине изъятия у предприятий через налоги не только части прибыли, но и собственного оборотного капитала в бюджет, основные расходы которого, в свою очередь, направлены в социальную сферу (своеобразный подкуп электората) и содержание госаппарата и силовых структур. 2. Низкая рентабельность белорусских предприятий, не позволяющая им образовать необходимые оборотные фонды и тем более — сформировать собственные источники технического и технологического обновления. Сегодня средняя рентабельность по стране не превышает 14-14,3%, а обеспеченность собственными оборотными средствами — около 20-25%. Причем этот уровень достигнут на волне относительно благоприятной внешней конъюнктуры и искусственного стимулирования внутреннего спроса за счет принудительного роста заработной платы. Но эта же растущая заработная плата вкупе с отчислениями в фонд социальной защиты и высокими налогами еще больше сужает возможности повышения рентабельности предприятий. 3. Чрезмерная экономическая, прежде всего — энергетическая и финансовая, зависимость от России, грозящая не только утерей политического суверенитета, но и рано или поздно способная привести к вынужденной передаче российскому бизнесу наиболее лакомых кусочков белорусской экономики. 4. Отсутствие гарантии стабильности денег и цен в средне- и долгосрочной перспективе. 5. Замораживание по вине белорусской стороны сотрудничества с влиятельными международными финансовыми организациями и неопределенность со вступлением во Всемирную торговую организацию (ВТО). 6. Торможение развития национального частного бизнеса, особенно мелкого и среднего, поскольку о крупном, к сожалению, вообще речь не идет. 7. Нерациональная налогово-бюджетная система. Сущность этой нерациональности заключается в том, что государство, взимая высокие налоги с предприятий (до 70-80% общего дохода) и с личных доходов эффективно работающих граждан (прогрессивная шкала от 9 до 30%), тем самым, с одной стороны, подрывает финансовое положение предприятий, а с другой стороны, стимулирует людей с высокими доходами скрывать их от налоговых органов. Рациональность расходной части бюджетов различных уровней тоже далека от совершенства. В частности, государство вынуждено содержать раздутый управленческий аппарат, включая различные контрольные службы, неизбежные для экономик с жестким централизованным управлением. 8. Низкая эффективность сельского хозяйства, неадекватная тем огромным средствам, которые государство ежегодно вкладывает в него. Дотации государства сельскому хозяйству через прямое субсидирование из бюджета, фонд поддержки сельхозпроизводителей (последний формируется за счет обязательных отчислений всех юридических лиц), а также невозвратные кредиты АСБ “Беларусбанк” и ОАО “Белагропромбанк”, которые им предоставляются прежде всего за счет бюджетных ссуд и затем трансформируются в увеличение их уставных фондов, ежегодно колеблются в пределах 800-1.000 млн. USD. Отдача от этих вложений минимальна — в лучшем случае 3-5% ежегодного прироста объема сельхозпроизводства с учетом опережающего роста закупочных цен на сельхозпродукцию. Вместо серьезных реформ в АПК действующая власть предлагает чрезвычайно затратную программу агрогородков, которая фактически призвана окончательно “закрепостить” сельских жителей и намертво привязать их к конкретному сельхозпредприятию (человек станет зависим от него как рабочим местом, так и жильем и даже приусадебным участком). Общей чертой всех проблемных характеристик или родовых черт нынешней белорусской экономической модели является то, что они в принципе не могут быть решены в ее рамках. Следовательно, задача объединенной оппозиции — предложить массовому электорату Беларуси концепцию (не программу!) социально-экономического развития страны на средне- и долгосрочную перспективу, которая гарантировала бы, во-первых, уже достигнутый уровень благосостояния и, во-вторых, обеспечила бы его дальнейший стабильный рост. Эта концепция должна, как минимум, содержать сохранение государственного регулирования экономики для обеспечения основных социальных гарантий (это принципиальная позиция левых) с одновременным и последовательным ее реформированием, позволяющим быстро получить статус страны с рыночной экономикой и соответствующие международные преференции (основной принцип экономического развития для правых). Задача совмещения этих двух внешне противоположных подходов вполне возможна в рамках экономической модели, которую условно можно назвать социал-демократической. Беларусь, учитывая ее социалистическое прошлое и глубоко укоренившуюся привычку и практику населения во всем полагаться на государство, объективно предрасположена к восприятию именно социал-демократической модели экономического развития. Строго говоря, у нее нет другого рационального выбора. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Уже зная о неизлечимой болезни, Валерий Дашкевич пишет и публикует свою программную работу “Социал-демократическая перспектива для Беларуси” (см. “Б |
|