Бензиновую «реку», которая течет от истоков Припяти по всей Беларуси, питает и интеллект с берегов
Необходимое предисловие Когда журналисты «Звязды» месяц назад, накануне профессионального праздника — Дня работников нефтяной и газовой промышленности, встретились с генеральным директором Мозырского нефтеперерабатывающего завода Анатолием Куприяновым, он очень тепло отозвался о строителях и монтажниках, которые «подарили» экономике СНГ мощную установку — комплекс каталитического крекинга. С февраля 2004 года на МНПЗ вступил в строй действующий комплекс, который можно смело назвать «заводом в заводе». По своей мощности он пока лишь четвертый такой в мире. ПРЕДСТАВЛЯЕМ ДЕЛОВОГО ПАРТНЕРА Группа компаний «Эра-Кросс» — молодой российский холдинг, объединивший инжиниринговые и производственные компании. Холдинг имеет разветвленную региональную сеть филиалов в России и Беларуси (представительства и филиалы в Минске, Мозыре и Гомеле). Основные направления деятельности холдинга — инжиниринговые и проектные работы, монтажные и пусконаладочные работы, производство электротехнической продукции, промышленное строительство, строительство инженерных систем, зданий. История группы компаний «Эра- Кросс» началась 55 лет назад с основания треста «Севзапмонтажавтоматика» в системе Минмонтажспецстроя СССР. Сейчас в холдинге работает 1700 человек. За более чем полувековую историю СЗМА удалось поработать над автоматизацией систем управления во всех регионах России и за рубежом. В новом веке в сферу интересов компании вошли не только процессы, но и технологии. Объединенные усилия группы компаний «Эра-Кросс» позволяют воплощать в жизнь самые смелые инженерные решения. Надежность и качество услуг таких компаний, как ЗАО «Компания СЗМА» и «Трест «Севзапмонтажавтоматика», проверены временем и не нуждаются в рекламе. Компания имеет полувековой опыт сотрудничества с ведущими компаниями нефтехимической, целлюлозно-бумажной, металлургической, энергетической, горно-обогатительной и других отраслей
Директор представительства Санкт-Петербургской инжиниринговой компании ЗАО «Компания СЗМА», которая входит в холдинг «Эра-Кросс», Анатолий ЛЯШОК по дороге из Минска в Мозырь (он был в столице в командировке и любезно согласился забрать с собой бригаду журналистов) с явным удовольствием рассказывал о текущих делах. Видно было, что ему приятно говорить о работе, о коллегах. А нам интересно было слушать его — и в первый день знакомства, и назавтра, когда вместе ходили по объектам нефтеперерабатывающего завода. Потому что из рассказа вырисовывался групповой портрет неординарного коллектива, который рождался три года назад очень непросто.
Необходимое отступление. Хотя бы коротко представим собеседника. Анатолий Ляшок — украинец, родом с Винницкой области, поэтому у него мягкий южный говор. После окончания технологического института в Киеве получил престижную профессию инженера по автоматизации и комплексной механизации химико-технологических процессов, и вместе с дипломом, как было принято во времена СССР, распределение — в Ленинградское специализированное пусконаладочное управление треста «Севзапмонтажавтоматика» для работы в Мозыре. Выполнял пусконаладочные работы систем автоматизации технологических процессов на установках ЛК6У № 1, № 2 и других пусковых объектах на МНПЗ. Были командировки в Могилев, на строительство комплекса «Штапель-2» ПО «Химволокно». Несколько лет работал на Кубе, строил никелевый завод имени Че Гевары. Кубинским правительством был награжден медалью. После возвращения на Родину трудился на гремевшем добрыми делами мозырском заводе кормовых дрожжей, вырос здесь до заместителя главного инженера. Распад большой страны внес путаницу во многие судьбы. На какое-то время поменял профессию и Ляшок — стал заместителем начальника межрайонной инспекции по труду, затем возглавлял Мозырское (районное и городское) отделение Белгосстраха. Его коллектив к 80-й годовщине со дня образования вышел в число лучших в республике — на 2-е место по рейтингу среди 134 таких отделений. Однако когда пригласили вернуться, долго не размышлял. — Трудовая биография нашего коллектива самым непосредственным образом связана с такой широко известной новостройкой в Беларуси, как комплекс каталитического крекинга (ККК) на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе. В 2003 году «Компания СЗМА» стала победителем тендерных торгов на выполнение работ по монтажу комплекса технических средств систем КИПиА и наладке систем автоматизации технологических процессов установки каталитического крекинга. В Мозыре к этому времени открывалось представительство холдинга «Эра-Кросс». В апреле представительство зарегистрировал белорусский МИД, и я был принят на работу в качестве его директора. На первых порах объемы работ выполняли силами гомельского монтажного участка треста «Севзапмонтажавтоматика» и других прикомандированных бригад. Но вскоре удалось найти на месте и пригласить на работу достаточное количество квалифицированных специалистов по монтажу технических средств КИПиА. Помогло то, что в Мозыре я с 1975 года, работал именно в этой отрасли и знал кадры. — Пришли к нам в основном люди, которых я знал и которым доверял — киповцы с других заводов. Многие специалисты, особенно так называемые строптивые, не имели постоянной работы после сокращения численности на предприятиях, где они раньше трудились. А ведь это уникальные специалисты, часто с высшим или средним специальным образованием и опытом работы эксплуатационного персонала. Что касается «строптивых», то надо понимать: это строптивость особого рода, профессионал часто не понимает, почему на него давит административными методами руководитель, который сам не особенно разбирается в тонкостях профессии. В общем, получилось «с миру по нитке», и из этой разношерстной публики нужно было быстро сделать коллектив. Учитывая, что «Компания СЗМА» имеет полувековой опыт, за ее представительство нечего было бояться. Даже, казалось бы, в таком остром вопросе, как квалифицированный персонал. Мы начали с профессиональной учебы. Проводили ее и своими силами, и с помощью специалистов из Санкт-Петербурга, благо ЗАО «Компания СЗМА» — ведущая электротехническая компания с огромным потенциалом. Стандартизация и грамотный проект-менеджмент «Эра-Кросс» позволили начать с нешуточных объемов. Чему-то приходилось учиться в процессе работы, и не удивительно, что некоторые сотрудники не выдержали ритма. Мне приятно сказать, что в людях я не ошибся, потому что ушли немногие. Это был своеобразный естественный отбор, — уходили те, кто «ухарски» относился к трудовой дисциплине и жестким требованиям техники безопасности. Они рисковали собой и при этом не желали понимать, что их ждут здоровыми дома, что за их безопасность несут ответственность руководители всех уровней. Каждый «штык» — на счету, все нужны живые и здоровые. Монтаж технических средств автоматизированных систем управления технологическими процессами на таком гиганте, как современное нефтеперерабатывающее предприятие — задача не из легких. На таком заводе одних только труб — сотни километров. И рядом, параллельно — сотни километров кабелей от высокоточных датчиков до регулирующей и запорной арматуры, установленных на технологическом оборудовании и трубопроводах. Уложенные по кабельным эстакадам кабели и провода поступают в кроссовые и системные шкафы распределенной системы управления, где с помощью программного обеспечения идет обработка всей поступающей и управляющей информации о технологических параметрах. В систематизированном виде, цифровой связью, она поступает по своим «артериям», которые также надо смонтировать и наладить, в операторную, в удобном для технологического персонала виде на мониторы, за которыми операторы управляют производственными процессами. Конечно, это очень упрощенная схема работы специалистов мозырского представительства. Не будем ее усложнять, чтобы не запутать массового читателя. Скажем только, что инженерная по своей сути работа изначально требует высокого профессионализма. Ошибиться нельзя, даже если работаешь ночью, в суматошный пусковой период. — Мы работаем на высококонкурентном рынке, — продолжал назавтра свой рассказ Анатолий Антонович. — И здесь выигрывает только тот, кто способен предложить комплексный подход и высокое качество услуг. Что нас отличает от других? Безошибочная работа, именно комплексный подход, 55-летний опыт и четкое соблюдение сроков заказчика. Качеству работ и соблюдению сроков на всех этапах подготовки и реализации проекта мы уделяем огромное внимание. Всю выполненную работу предъявляем заводской службе технадзора, эксплуатационникам, а они никогда не примут халтуру. Ведь киповское оборудование является глазами и ушами технологов. Нас хорошо знают в технадзоре, у нас сложились тесные отношения с другими службами завода, со строителями, это помогает в работе. В подразделениях холдинга «Эра-Кросс», в том числе и у нас, действует единая система управления качеством услуг. Она соответствует международному стандарту ISO 9001:2000 и сертифицирована BVQI, и мы ежегодно проходим сертификацию. А еще «берем» вот чем. Перед началом монтажа скрупулезно анализируем проект и, если с чем-то не согласны, делаем предложения по его улучшению. При этом в любой момент можем получить квалифицированную консультацию специалистов головной нашей организации в Санкт-Петербурге. Не все конкуренты имеют такие прочные, высокоинтеллектуальные «тылы». Авторское отступление. Существует целая переписка по конкретным проектам между представительством и дирекцией по реконструкции и развитию МНПЗ, а также с головной компанией холдинга, где предлагаются, например, конкретные изменения в схему монтажа кабельных эстакад и галерей, кабельных потоков — киповских и электрических. Чаще всего эти предложения принимаются, потому что на самом деле обеспечивают более эффективное функционирование всей многоуровневой системы. Не случайно во время встречи с журналистами «Звязды» директор дирекции по реконструкции и развитию МНПЗ Алексей Антонов очень лестно отозвался о работниках мозырского представительства холдинга «Эра-Кросс». Но вернемся к разговору с директором представительства. — Мы постоянно чувствуем поддержку холдинга, к нам регулярно приезжают его представители, а также президент группы компаний «Эра-Кросс» Николай Михайлович Кузнецов, кстати, заслуженный строитель России. И ему, так же как и другим руководителям холдинга, никогда не было стыдно за нашу работу. На ККК мы демонстрировали свои собственные три «К» — качество, количество, компетентность. Когда в начале 2004 года каткрекинг был пущен, перешли на другие объекты и работаем точно так же успешно. Основные силы сегодня брошены на установку алкилирования, которая обеспечит завод экологически чистой добавкой к высокооктановым бензинам, она предусмотрена Евростандартом. То есть, в том, что качество белорусского бензина признано за рубежом, есть и наша заслуга. МНПЗ никогда не прекращал наращивать мощности. Общепризнанный факт: на просторах СНГ редкое предприятие ведет такое капитальное строительство, как мозыряне. На предприятии, в полном соответствии с технической политикой его руководства, начался очередной виток нового строительства и реконструкции производства, при этом ведется плановый ремонт действующего оборудования. Комплексы бензола и изомеризации, установки гидроочистки дизельного топлива и гидроочистки бензинов каталитического крекинга, еще несколько серьезных объектов откроют новые горизонты для предприятия. Представительство «Эра-Кросс» стало победителем очередных тендерных торгов и включается в дальнейшую работу. Одновременно ведет ремонт систем КИПиА на нефтехимическом производстве, систем газового анализа на ЛК6У, ремонт на кабельных трассах. Сейчас осуществляется утвержденная главным инженером завода программа подготовки к зиме, есть перечень работ, которые необходимо выполнить, силы отвлекаются и на это. «Приглашают принять участие, не можем отказаться», — с улыбкой разводит руками Ляшок. Все два дня знакомства нас особенно интересовали люди, которые за каких-то три года стали Коллективом. И Анатолий Антонович, и линейные руководители уважительно рассказывают о своих «штыках» и постоянно подчеркивают: у нас нет плохих работников. — Мы стараемся, чтобы люди были постоянно загружены работой. При тех объемах, которые сегодня у нас есть, это не сложно. И еще одно наше правило — доверяем своим людям. Стараемся давать им больше самостоятельности, не опекая по мелочам, но не забывая и о контроле за правильностью и качеством монтажа. В коллективе есть высококвалифицированные рабочие, которые руководят работой своих звеньев по основным направлениям монтажа. Тем самым помогают линейным ИТР, у которых много забот — по оформлению разного рода документации, которой с каждым годом становится все больше и больше, снабжению и комплектации материалами и оборудованием, закупке современного инструмента и т.д. Например, бригадир Николай Астапович Бакиновский — киповец с двадцатилетним стажем. Не удивительно, что у нас он первым подтвердил самый высокий 6-й разряд. Легко читает схемы, спокойно разбирается в технологии. На большой установке алкилирования практически наизусть помнит каждый отбор, а их здесь — более тысячи! По индексу, по названию позиции можно определить, на каком это блоке, но в каком конкретно месте... Это от Бога. Так что для наших монтажников Бакиновский несомненный авторитет. Одна из причин того, что заказчик доволен нашей работой — мы строго придерживаемся проекта. Но в последнее время проектировщики, которых завалили заказами российские предприятия, как бы дают возможность в ряде случаев нам самим додумать схему монтажа приборов или переходы кабельных трасс. Скажем, привязка прибора по месту установки: если на газ, прибор рекомендуется ставить выше, чем отбор; если на жидкость — ниже. Бывает, они рисуют прибор и отбор на трубопроводе на одной площадке, а так не всегда получается обвязать. Монтируем в соответствии с правилами обвязки приборов. Или монтаж кабельных трасс. Линии нарисованы, а как конкретно выполнить монтаж, особенно на развязках, надо додумывать самим. Помогают и инжиниринговый опыт «Эра-Кросс», и собственная смекалка. Тем не менее Анатолий Антонович — сторонник абсолютного следования проекту и согласования своих предложений с авторским надзором проектных институтов, и это в условиях действующего взрывопожароопасного предприятия со своей известной спецификой — правильно и оправдано. — В общем, работаем качественно. Именно за высокое качество выполняемых работ нашу фирму всегда хвалили. Это сугубо мое мнение, но я считаю, что лучше нас на заводе нет. Поэтому везде и приглашают. На строительстве работаем, на капремонте работаем. Конкретно — на установках серы, битума, вакуумной перегонки мазута, компрессорные делаем. Работы много, но сил и знаний еще больше. Не удивительно, что с таким подходом и таким персоналом представительство «Эра-Кросс» с честью выходит из любых сложных ситуаций. Когда на каталитическом крекинге проектировщики не учли, что в Беларуси бывают сильные морозы, и заложили маломощный греющий 9-ваттный кабель для обогрева импульсных линий и запорных вентилей, а запускались в сильные морозы, монтажники СЗМА буквально за один рабочий день смонтировали более мощный кабель, чтобы их нагреть. Это при том, что отборов (врезок) было больше сотни, а мороз на улице стоял 25 градусов. В ноябре прошлого года на нефтехимическом производстве заводчане и подрядчики реализовали уникальный проект по замене печи. Когда на установке вакуумной дистилляции мазута нужно было заменить старую печь, то рядом с ней, на рельсах, возвели огромную новую, итальянскую печь. Старую убрали краном, новую закатили на место установки по рельсам. В этом проекте приняли участие и специалисты СЗМА, которые в кратчайшее время смонтировали системы КИПиА. Сроков на монтаж, как они сами теперь рассказывают, фактически не было. Нужно было следом за технологическим монтажом оборудования и трубопроводов монтировать технические средства измерения и управления. Работали от темна до темна. Как только монтажники устанавливали отбор и диафрагму, прокладывалась импульсная линия и устанавливался прибор. Параллельно шел монтаж кабельных трасс. Кабели прокладывались сразу, и сразу запитывали приборы. — Анатолий Антонович, с чем вы связываете перспективы развития представительства «Эра-Кросс» в Беларуси? — Прежде всего, с дальнейшим развитием и обновлением производства на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе, с ростом профессионализма каждого нашего работника. За три года люди, конечно же, выросли. И качество выросло, это видно невооруженным глазом. И благодаря общим стараниям — нашим и заказчика — выросла эстетика труда. Сейчас монтаж стоек, полок и лотков, разводку кабелей выполняем над шкафами. Лежат на шкафах аккуратные оцинкованные лотки, в лотках уложены кабельные линии, и эстетика совсем другая. Совершенствованию предела нет, но к нему нужно стремиться. Тогда будем и дальше участвовать и выигрывать тендерные торги крупнейших производственных компаний. А после молодые, если захотят «посмотреть свет», смогут поехать работать в Россию или даже дальше, у нас ведь интернациональная профессия. Если человек профессионал, ему всегда найдется работа. Сейчас всем нашим работникам рекомендую учить английский язык. Специалисты молодого возраста, которые смотрят в будущее, сами ходят на курсы и занимаются самообразованием. Приятно, когда человек постоянно развивается и совершенствуется — как профессионал и просто как образованный, культурный человек, несмотря на тяжелый физический труд, в любое время года под открытым небом. — Чем вы гордитесь? — Успешными делами нашего коллектива, в том числе на комплексе каталитического крекинга, в возведении которого приняли самое непосредственное участие. У нас есть отзывы иностранных специалистов о нашей работе. Конечно, приятно, но для нас самые лучшие отзывы о работе — это лестные отзывы наших заказчиков. И я уверен, что скоро мы сможем гордиться тем, что приняли участие в строительстве установки алкилирования. — В ходе разговора мы все время обращаемся к вашей компании и холдингу «Эра-Кросс»... — Это не удивительно. Ведь группа компаний «Эра-Кросс» стала значимым явлением не только на российском рынке автоматизации и электротехники. Основное преимущество холдинга — профессиональный комплексный подход к уникальным инжиниринговым задачам в самых разных отраслях промышленности. А единое управление группой компаний, имеющих сеть из 18 региональных филиалов, позволяет успешно и оперативно осуществлять крупные проекты на территории России и СНГ. Компания же СЗМА, входящая в состав холдинга, специализируется на подготовке, разработке и менеджменте проектов создания интегрированных и многоуровневых систем управления технологическими процессами. Плюс проекты электроснабжения, силового оборудования и освещения, разработка конструкторской документации на весь ряд электрощитового оборудования. Выполняет функции генподрядчика, осуществляет технологический и строительный инжиниринг. Чтобы не быть голословным, скажу, что специалисты компании разработали проекты для ряда установок газоперерабатывающего завода ОАО «Сургутнефть», установок ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез», для «Тюменской нефтяной компании» и Рязанского НПЗ, для предприятий ЛУКОЙЛа в Ухте, Перми, Нижнем Новгороде, они и сегодня работают с нефтепереработчиками Туркмении и Японии. Не случайно компания СЗМА послужила базой для создания холдинга «Эра-Кросс», который стремится к лидерству в сфере специальных строительных работ для различных отраслей промышленности и энергетики. Все проекты СЗМА воплощают в жизнь специалисты наших трестов «Севзапмонтажавтоматика» и «Центрмонтажавтоматика». А компания «Проммонтаж» осуществляет строительство промышленных зданий и сооружений. Средства автоматизации и электротехническое оборудование для этого производят также наши заводы — ЛОЗ-СЗМА в Санкт-Петербурге и «Монтажавтоматика» в Люберцах. А проектирование, поставка, монтаж, наладка и обслуживание внутренних инженерных систем — это специализация компании «Атмосвелл», входящей в холдинг. В составе «Эра-Кросс» — свой торговый дом и учебно-курсовой комбинат, проектные и другие подразделения. Так что приглашаем деловые круги Беларуси к тесному сотрудничеству, у холдинга для такого сотрудничества есть все. Публикацию подготовили ВЛАДИМИР ХИЛЬКЕВИЧ, ВИКТОР ПОЗДНЯКОВ, ЕВГЕНИЙ ПЕСЕЦКИЙ (фото).
|
|