Дорожная война
Дорожная война
Трагедии не случилось бы, если бы каждый из них в тот день добросовестно выполнил свои обязанности В этом году вступит в силу Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь и Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях». Сотрудников Госавтоинспекции и всех, кто обеспечивает безопасность движения на наших дорогах, в этом документе волнуют дополнения статьи 317 кодекса — касаются они пьянства за рулем и предусматривают в оговоренных случаях уголовное наказание. Остается ждать, как скоро после вступления в силу этого закона отреагируют на ужесточение наказания любители прокатиться за рулем подшофе. Прекратится ли это явление? Или по-прежнему точку в людском безумии будут ставить дела о страшных ДТП, одно из которых этим летом слушалось в суде Слуцкого района. 26.01.06. Красный Двор—Весея То январское утро выдалось очень солнечным. Сережа, как и подобает главе семьи, находился за рулем автомобиля. Светлана вместе с двухлетней дочуркой уютно расположились на заднем сиденье. Молодая семья жила в Красной Слободе Солигорского района. Сережа работал охранником на «Беларуськалии». Света – врач травматологии. Когда родилась Илонка, на семейном совете решили, что легче малышку будет выхаживать у бабушки в Весее, что под Слуцком. Малышка подросла, и ее уже можно было брать с собой в поездки в Красную Слободу — пусть знакомится со своим домом, привыкает. Так было и в тот раз: и Свете, и Сергею нужно было в Солигорск по делам, дочурку решили взять с собой. Наутро дружно отправились в обратный путь, в Весею. Зная, что в салоне машины два самых родных ему человека, Сережа вел машину с особой осторожностью. До Весеи оставалось всего ничего. 26.01.06. Копыльский район. Деревня Старица, 8.00 Совсем с иным настроением встречал это солнечное утро водитель СПК «Старица-Агро» Виталий Малашевич. Накануне с друзьями отметил свой день рождения. Поздно начали, поздно закончили. Самочувствие наутро соответствующее. В состоянии похмелья виновник вчерашнего торжества и отправился на мехдвор СПК. В диспетчерской, куда зашел за путевым листом, не встретил никаких препятствий: ни фельдшер, который обязан освидетельствовать водителей перед рейсом, ни руководство мехдвора выезду не воспрепятствовали. Получил путевой лист, взял себе в попутчики коллегу-водителя – и МАЗ двинулся в путь. 26.01.06. Дорога Минск—Микашевичи, 10.50 Именно в это время в дежурную часть Слуцкого РОВД поступило сообщение о дорожно-транспортном происшествии на дороге Минск—Микашевичи между Слуцком и Солигорском. На месте — трое погибших. Из показаний свидетеля: «26 января я двигался по автодороге Минск—Микашевичи в направлении Минска. Это было светлое время суток, около 10 часов 45 минут. Погода была ясная, без осадков. Я двигался со скоростью около 80—90 км в час. Впереди моего автомобиля в попутном направлении на расстоянии около 100 метров двигался легковой автомобиль «Форд-Фокус» темного цвета. По полосе встречного движения двигалось несколько автомобилей... Автомобиль МАЗ был третьим в той веренице. Скорость МАЗа была большей, чем двух идущих перед ним автомобилей. Неожиданно МАЗ начал маневр и довольно резко выехал на полосу встречного движения... Столкновение между «Фордом-Фокус» и МАЗом произошло мгновенно. Водитель автомобиля «форд» даже не успел каким-то образом отреагировать на резкий маневр автомобиля МАЗ... От удара «форд» отбросило в правый по ходу движения кювет. Также я увидел, что из кабины лежащего в кювете МАЗа через водительскую сторону выбрались 2 человека — двое мужчин. Один из них довольно плотного телосложения и ростом 180 см находился в состоянии алкогольного опьянения...» С места ДТП. Все водители, ставшие свидетелями происшествия, выбежали из своих автомобилей и бросились к «форду». Перевернули то, что осталось от машины, с крыши на колеса. Надежда на то, что в этой мясорубке остался хоть кто-нибудь в живых, была очень слабой, но все же... То, что подбежавшие на помощь люди увидели в раскуроченном салоне иномарки, все надежды перечеркнуло — двое взрослых и ребенок не подавали признаков жизни. Столкновение было столь страшным, а травмы настолько тяжелыми, что никаких шансов на спасение у находившихся в «форде» людей не было. Весть о случившемся пришла в Весею около полудня. Работники правления первыми приняли известие о трагической гибели молодой семьи. Им предстояла самая тяжелая миссия: сообщить о трагедии своим односельчанам Ивану Владимировичу и Тамаре Геннадьевне Троцким. Сказали не все: мол, в ДТП пострадали родные. Обезумевшие от горя и неизвестности родители стали обзванивать больницы Солигорска и Слуцка. Их детей нигде не было. Нет среди больных — значит, нет среди живых. Иван Владимирович прошел Афган и эту истину за те годы выучил хорошо. Только та война оставляла шанс родным вместе с «пропавшими без вести». Дорожная война такого шанса не оставляла. Сердце противилось, а рука уже набирала номер слуцкого морга. Тамара Геннадьевна настояла на том, что сама поедет опознавать тела. Шанса на надежду у нее с мужем не осталось: «Они…» Следствие по этому дорожно-транспортному происшествию продолжалось пять месяцев. Малашевича взяли под стражу на месте дорожно-транспортного происшествия. Ни сам ход следствия, ни судебное разбирательство особых препятствий и трудностей не составляли: вина подследственного была очевидной. Да и сам он ничего не отрицал, не выкручивался, не перекладывал вину на стечение обстоятельств, погодные условия и т.д. Да и что тут станешь отрицать? То, в каком состоянии находился Малашевич на момент совершения ДТП, без специальных приборов определили многочисленные свидетели. Хотя в своих показаниях он утверждал, что «был просто уставшим» после принятых накануне вечером пол-литра (!) водки. Однако через час с небольшим после аварии алкотест показал наличие 1,88‰ алкоголя. Повторный тест, который положено проводить спустя пятнадцать минут, — уже 2,0‰! Медицинская экспертиза, которую провели несколько позже, показала наличие в крови Малашевича уже 3,24 промилле алкоголя! Не нужно быть большим специалистом, чтобы понять: у человека, который «перебрал» накануне, но не похмелился утром, количество алкоголя в организме будет не расти каждые полчаса, как это было с Малашевичем, а уменьшаться. Ответ этой «нестыковки» очевиден: водитель сел за руль, приняв изрядную дозу спиртного с утра, непосредственно перед выездом в рейс. Выписывающая ему путевой лист диспетчер выпустила на линию водителя, положившись на собственное обоняние. «Запаха от него не было», — таков был ее основной аргумент при выдаче водителю путевого листа. Хотя коллега Малашевича, который решил вместе с ним прокатиться до Солигорска, утверждал, что выглядел товарищ плохо. Администрация СПК также пошла на защиту своего работника, утверждая, что случаев пьянства на рабочем месте у Малашевича не было. Однако один из работников «Старицы-Агро», встречавшийся с отцом погибшей Светланы непосредственно после трагедии, сказал ему, что Малашевич неоднократно садился за руль автомобиля в нетрезвом состоянии. Я больше склонна верить этому человеку. Тот факт, что в хозяйстве с большим машинно-тракторным парком фельдшер (который обязан выпускать на линию водителей) приходит на машинный двор трижды в неделю на двадцать минут, очень красноречиво говорит о дисциплине. — Главный виновник трагедии, конечно, получил по заслугам, — сказал заместитель председателя суда Слуцкого района Александр Галезник, который председательствовал на суде по делу Малашевича. — Из семи максимальных лет, предусмотренных законом за содеянное, суд определил ему наказание в шесть лет. Почему я сказал «главный виновник трагедии»? Потому что вместе с ним в трагедии, произошедшей в нашем районе, в подобных трагедиях, которые случаются в других районах, косвенно, конечно, виновны отсутствие дисциплины на предприятиях, бесконтрольность, преступная халатность отдельных руководителей и должностных лиц. Да, цепочка роковых событий в этот день началась не в 10.50 — время, когда произошла трагедия. Она началась в 8.00, когда Малашевич садился за руль автомобиля. И звенья в этой цепочке виновных известны: диспетчер, нарушивший инструкции и выдавший водителю путевой лист без всех необходимых формальностей и подписей. Начальник мехдвора. Товарищ-водитель, севший в кабину МАЗа вместе с Малашевичем. Фельдшер, которая в тот день появилась на мехдворе всего на двадцать минут и исчезла, зная при этом, что еще не все водители выехали на линию. И, конечно, руководитель кооператива, который все эти нарушения допускал, надо полагать, изо дня в день. А ведь беды могло не быть, если бы каждый из них на своем рабочем месте добросовестно выполнил свои обязанности. P.S. Автор благодарит Слуцкую межрайонную прокуратуру, суд Слуцкого района, а также УГАИ МВД Республики Беларусь за помощь в подготовке материала. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Трагедии не случилось бы, если бы каждый из них в тот день добросовестно |
|