21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

В поисках утраченного

25.08.2009 22:04 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

ЛИЦКЕВИЧ Светлана

Сложно сказать, откуда она началась, первая дорога на нашей земле. Доктор архитектуры Армен Сардаров уверяет, что самые первые пути предки торили по речным берегам. Днепр да Двина — и есть первейшие наши магистрали, путь «из варяг в греки».

— Это не просто легендарное выражение. Этот путь, путь цивилизации, путь христианства: из Византии, через Киев в Полоцк. Конечно, он не мог быть легким.

«Я шлях, якому век няма спакою», — написал когда–то Купала. Кто только не воспевал, кто не иронизировал над ней, над вытоптанной полоской пыльной земли, убегающей за горизонт. И хотя насчитывает дорога — от нежного возраста лесной тропинки до почтенного века автомагистрали — не одно столетие, остается все равно понятием скорее философским, чем историческим. Прошел себе человек, осела пыль, следы дождем смыло. И поминай как звали...

— Были легендарные Витовтовы, Ольгердовы «шляхi». Но говорить о них как о дорогах в современном понимании невозможно, — рассуждает Армен Сергеевич.

У нее, у дороги, много ипостасей. Древние города нанизаны на тракты, будто бусины. Она же была и первым средством массовой коммуникации. По ней приходили и уходили «жабракi» да «вандроўнiкi». И подавали им не от жалости. Медным грошиком платили за информацию, принесенную из дальних краев.

— Раньше было такое выражение: «публичная дорога». Общественная. Для всех, — продолжает прогулку Армен Сергеевич. — Впрочем, были примеры, когда на арендуемых землях люди делали дороги объектом бизнеса. Скажем, жил на Полесье в XVIII веке важный человек по фамилии Бутримович. Он был арендатором у князя Огиньского. Благоустроил он две дороги — из Пинска на Волынь и на Слоним. Уж какую плату брал этот первый, по сути своей, предприниматель–дорожник, история умалчивает, а вот дороги, которые он отсыпал и благоустроил, сохранились и по сей день.

Особую, неповторимую прелесть поэт–исследователь дорог Сардаров видит в аллеях, которыми обрамлены старые «шляхi»:

— Я бы назвал их символом белорусских путей. Приходилось ли вам слышать выражение «Кацярынiнскiя бярозы»? Так называют любую посадку вдоль дорог. Как, впрочем, и всякий старый тракт норовят назвать Екатерининским. Доказано — никакая конкретная дорога, никакие конкретные березы такого названия не удостаивались — это собирательные образы. Традиция эта — будто память поколений, неписаное правило, передававшееся от отца к сыну. Для чего? При отсутствии снегоуборочной техники, как ямщику дорогу в снежном поле отыскать? Кстати, именно от березы и пошла традиция черно–белых вертикальных ограничительных знаков.

Вот и подошли мы к символу любой старой дороги — верстовому столбу. Несут они дозор на наших путях до сих пор. Впрочем, сильно изменившись. В ВКЛ мерой расстояния была миля (примерно 7 километров). На крупнейших дорогах страны с таким интервалом были сложены пирамиды из камня. После раздела Речи Посполитой дороги наши велено было в верстах перемерять. Впрочем, старые пирамидки ВКЛ не тронули. Во дворе музея дорог при УО ГУЦ «Белдорстрой» можно наблюдать всю эволюцию верстового столба — от «Екатерининского», реконструированного по архивным чертежам, до современного.

Верстовые столбы — самый простой и элегантный памятник бегущему времени. Недаром на месте сгоревшей Кутузовской избушки в Филях стоит верстовой столб со Смоленского шоссе. А на могиле у Чехова — верстовой голубец, придорожный знак с иконой и горящей лампадкой.

Простите мне, современники, подобное утверждение: 100 лет назад дорожный сервис был куда лучше развит, чем нынче. И в мыслях не было обидеть те придорожные харчевни, которые балуют нас горячим кофейком. Только много ли сегодня путнику надо? Когда за шесть–семь часов всю страну пересечь можно. Совсем другое дело — век назад. В путешествие собирались обстоятельно. На недельку–другую. И корчма придорожная такого путника должна была не только накормить, но и спать уложить. Да еще и для дилижанса с савраской гараж предоставить.

— На Беларуси еще сохранились огромные сараи — стодолы, — продолжает Армен Сергеевич. — Туда лошадь вместе с повозкой заходила. Там и телегу подремонтировать могли, и лошадь накормить да подковать.

Позже стодолы и корчмы заменили почтовые станции. В Российской империи всякое перемещение в ведении казенном находилось. Поэтому без подорожной — официального документа, дозволяющего путешествие, на проезжий тракт и соваться не следовало. А с подорожной все чин–чином: на станции заночевать можно, а главное — лошадей сменить. Так и ставились станции с интервалом 20 — 40 верст. Государственным служащим расходы на лошадей, ямщиков и ночлеги на станциях обычно компенсировала казна. Сейчас в Беларуси сохранилось около 50 таких станционных домиков. Армен Сергеевич убежден, что при грамотном подходе их вполне можно сложить в туристический маршрут. А если пофантазировать, то в маршрут не только в пространстве, но и во времени. Впрочем, пока конкретных инвесторов под эти фантазии нет, забывать и забрасывать станции не стоит.

Старейший из сохранившихся в стране трактов — Радзивилловский: от Новогрудка через Мир до Несвижа. И сейчас вокруг него растут реликтовые дубы и сосны, посаженные еще при магнатах.

— У каждой дороги свой сонм легенд и мифов, — рассуждает Армен Сардаров. — Одна из самых любимых в этом плане у путешественников — от Вильно до Минска. Здесь пытливый искатель найдет следы и Наполеона, и Карла XII, и Огиньского, и Сырокомли.

Вот так неспешно подошла беседа к перекрестку. Но не стоит раздумывать, как возам фурманским разъехаться. Все давно определено.

— Самые первые правила дорожного движения написаны не в начале прошлого века, как учит нас Госавтоинспекция, а гораздо раньше, — рассказывает сотрудник музея Елена Лепо. — Уже в 1588 году в статуте ВКЛ дорогам были посвящены три статьи. Одна из них «О дарогах старадаўнiх» гласит: «Воз парожнi павiнен саступаць возу нагружанаму, пешы — коннаму, конны — возу. А ў тым выпадку, калi б дарога вузкаю была, як на мастах i iншых нязручных месцах, а справа была б зiмой, калi снег бывае вялiкi, павiны, спаткаўшыся дарогу напалавiну дзялiць».

* * *

Хранительница музея дорог Елена Лепо звонит в колокольчик ямщика. Прогулка, увы, заканчивается. И лишь где–то далеко звенит–заливается медный ямщицкий колокольчик с залихватской надписью: «Купец! Не скупись! Езди — веселись!»

А и правда, чего грустить? Времена меняются, но дороги-то — остаются...

Открытки из коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Сложно сказать, откуда она началась, первая дорога на нашей земле. Доктор архитектуры Армен Сардаров уверяет, что самые первые пути предк
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика