Запрещено все, что прямо не разрешено
Запрещено все, что прямо не разрешено
Через год после принятия программы развития экспорта выяснилось, что у нее нет достаточного правового сопровождения. В разработке программы даже не участвовали юристы, что может подорвать все взаимные перспективы ее выполнения. Алесь СЕРЖАНОВИЧ Недавно в Белорусском институте правоведения прошел “круглый стол” по теме “Проблемы правового обеспечения реализации Национальной программы развития экспорта Республики Беларусь”. В нем приняли участие представители Национальной академии наук Беларуси, Министерства иностранных дел, Министерства энергетики, нескольких предприятий. Но, как отметил один из участников, почему-то на “круглом столе” не было представителей Министерства промышленности — профильного ведомства, которое, собственно, и будет выполнять программу развития экспорта на ближайшие 5 лет. Доктор экономических наук, профессор Виталий Медведев, который руководит Центром исследования мировой экономики и международных экономических отношений Института экономики Национальной академии наук Беларуси, представляя программу как непосредственный ее разработчик, отметил, что за ближайшую пятилетку объем экспорта товаров должен возрасти на 55,9%, а при оптимистичном варианте — на 80,3%. Он подчеркнул, что особый акцент в программе сделан на поддержку экспорта наукоемкой продукции, при этом предусматривается бюджетное субсидирование наукоемких производств. Главным ресурсом программы экспорта должен стать интеллект. Поэтому в ней прописано увеличение экспорта товаров интеллектуального труда. Кроме того, в новой программе экспорта впервые возникает такое понятие, как “экспорт медиауслуг”. Пока еще трудно сформулировать, что это такое, но, вероятно, этот экспорт уже начался с запуска в свет спутникового канала “Беларусь-ТВ” и открытия странового сайта Belаrus.by. Затраты на реализацию программы оцениваются на сумму 5 млрд. USD, из которых примерно 20% — средства государственного бюджета, 30% — собственные средства предприятий-экспортеров, 50% — заемные средства. В. Медведев считает, что очень важно, чтобы эти средства были не только мобилизованы, но и использованы максимально эффективно. Академик Медведев отметил: самую большую сложность в реализации программы составляет то, что она не поддержана с правовой стороны. Впрочем, как он признался позже, в ее разработке вряд ли участвовали представители юриспруденции. Именно отсутствие четко обозначенных правовых норм может помешать выполнению программы, учитывая, что она, в отличие от прошлой, будет по возможности регулироваться рыночными, а не административно-командными механизмами. Для устранения этих недостатков программа развития экспорта, по мнению В. Медведева, должна быть сопровождена параллельной программой правового обеспечения экспорта, которая бы разрабатывалась правоведами совместно с экономистами. Валерий Тихиня, доктор юридических наук, член-корреспондент НАН, считает, что непривлечение юристов при разработке программы развития экспорта — крупное упущение. Браться за правовое регулирование программы сейчас — задача вряд ли выполнимая, учитывая, что “теория без практики безрука”, а значит, потребуется привлечение непосредственных исполнителей программы — предприятий. По мнению корр. “БР”, этот процесс может длиться годы. В итоге текущая программа завершится, а разработанные для нее правовые нормы утратят смысл и актуальность. Сегодняшнюю ситуацию с правовым сопровождением экспорта профессор Тихиня оценивает как весьма настораживающую. По его мнению, белорусское законодательство отступило от норм ВТО. Это проявляется, в частности, в Указе президента № 7 от 4 января 2000 г., в котором предусматривается наказание резидентов Республики Беларусь за несвоевременный перевод зарубежным партнером денежных средств за поставленный товар без определения вины экспортера. “Запрещено все, что прямо не разрешено”, — так охарактеризовал ситуацию в белорусском законодательстве В. Тихиня. По словам Ирины Толстик, представителя Института экономики, экспорт на сегодняшнем этапе регулируется только 4 нормативными актами, включая приведенный выше закон, чего явно недостаточно. Однако, как заметили участники “круглого стола”, даже в этих правовых актах некоторые нормы противоречат друг другу. В выступлении представителя Минского приборостроительного завода Игоря Чернявского прозвучала мысль о том, что лучший эффект для программы развития экспорта и для белорусской экономики в целом будет от сотрудничества науки и практики. Однако в чем именно должно проявляться это сотрудничество, участники конференции так и не определили, разойдясь кто в научные лаборатории, а кто — в заводские цехи и думая о решении своих собственных проблем. Справка "БР" Национальная программа развития экспорта на 2006-2010 гг. была утверждена Постановлением Совета министров № 1081 30 сентября 2005 года. Документ разработан учеными и специалистами Института экономики НАН и Министерством иностранных дел при участии ученых БГЭУ, факультета международных отношений БГУ, отраслевых министерств и ведомств, предприятий и организаций, региональных органов государственного управления. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Через год после принятия программы развития экспорта выяснилось, что у нее нет достаточного правового сопровождения. В разработке программы даже не уч
|
|