Воспитать чемпиона
Воспитать чемпиона
Серьезно увлекаться математикой он стал лишь в восьмом классе. Да и то благодаря маме, которая в середине учебного года подписала сына на «Квант» - физико-математический журнал для школьников и студентов. Несколько месяцев тесного общения с «квантовыми» публикациями - и мирно дремавший в мальчике математический талант пробудился и громко заявил о себе Юлия ВИНАР А сегодня над его задачками корпеют участники математических олимпиад в Индии, Китае, Германии. Гость «МК» - кандидат математических наук преподаватель лицея БГУ Игорь Воронович. Десять его учеников в разные годы представляли сборную команду страны на международной олимпиаде по математике и завоевали две золотых, шесть серебряных и пять бронзовых медалей. И сегодня он продолжает готовить столичных школьников к испытаниям такого уровня. Первое успешное выступление его подопечных состоялось в 1993 году в Турции. Тогда Беларусь впервые принимала участие в олимпиаде как суверенное государство. По условиям команда школьников, отправляющихся на международные испытания, должна состоять из шести человек. Белорусы поехали вчетвером: больше не нашлось ребят, которые могли достойно представить нашу страну. Неопытны были и педагоги. Как признается Игорь Иванович, тогда преподаватели и сами не знали, как готовить подопечных к соревнованиям такого уровня. Между тем двое из четырех школьников вернулись из Турции с медалями. Три года спустя, в 1996-м, ученик Вороновича, лицеист Сергей Ших, привез из Индии первое для нашей страны олимпиадное «золото». Это был первый большой успех, и с тех пор его повторил уже не один белорусский школьник. «А сегодня возвращение с мировых олимпиад без медалей воспринимается всеми как серьезное ЧП», - констатирует Игорь Воронович. - Сколько надо времени, чтобы подготовить школьника к международным олимпиадам? - Отбираем ребят не один год. А потом ведем в течение многих лет. Следим за успехами детей, победивших еще на олимпиадах младших школьников. А к международным соревнованиям начинаем серьезно готовить учеников 8-9-х классов. Команда, которая представляет страну, должна состоять из шести человек. Мы же поначалу приглашаем 20-25 ребят, в основном победителей республиканских конкурсов. Создается коллектив, который постоянно «варится» в математическом «соку», решает задачи международного уровня. Старшие конкурируют между собой, чтобы попасть в команду, младшие - чтобы выяснить, кто из них сильнее. Для того чтобы попасть в команду, надо пройти три отборочных этапа, на которых конкурсантам даются сложнейшие тесты. - Когда ребята побеждают на олимпиадах, чья, в большей степени, это заслуга - их или наставников? - Думаю, в равной степени тех и других. Если у ребенка нет определенного потенциала, склонности, желания учиться, его ни один сверхталантливый педагог не «вытащит». С другой стороны, есть дети, как говорят, семи пядей во лбу, но им математика совершенно не нужна. Задача педагога - доказать, что они не правы, а потом увлечь, развить их навыки и приумножить. Дать то, чего им не хватает, чтобы успешно выступить на олимпиаде. Если оба выложимся на полную, то и победа будет общая - ученика и педагога. - Как проходит подготовка к олимпиаде? - В идеале нужно ежедневно решать с десяток задач серьезного уровня. А на каникулах еще больше времени уделять математике, разбирать задания международных и белорусских олимпиад. В том числе и с педагогом. Ребята приносят мне решение задач, отчитываются, потом получают новые головоломки. Кроме того, в лицее с 1990 года веду курс «Стандартные методы решения нестандартных задач». И хотя я умышленно не употребил в его названии слово «олимпиада», мы решаем задания именно такого уровня. И то новое, что дети усваивают, посещая курс, они позже встречают в серьезных олимпиадных задачах. - Представляли ли Беларусь на международных конкурсах девушки? - За 13 лет их было три. На первую олимпиаду в Турцию в 1993-м году поехала наша лицеистка Таня Акатова. Решила задачу по геометрии, которая оказалась не под силу всей команде Великобритании, и привезла медаль. Потом в течение многих лет в команде девочек не было вообще. Зато в 2002-м поехали сразу две - Лена Пирютко и Вика Лебедь. Одна взяла «бронзу», другая - «серебро». Через год Виктория привезла и «золото». Кто-кто, а девочки ни разу нас не подвели! Конечно, девушки на олимпиады приезжают очень редко. Как правило, из шестисот конкурсантов - сорок представительниц прекрасного пола. Помню, меня очень впечатлили конкурсантки из Ирана. Они ходили с закрытыми лицами, волосами. И за золотыми медалями на сцену так выходили. - Кто главные конкуренты белорусов? - Основные фавориты - всегда китайцы и россияне. Но разве можно сравнивать нас с ними? Население Поднебесной - полтора миллиарда, России - сто пятьдесят миллионов, а в Беларуси проживают всего десять миллионов человек. Тем не менее, к России по уровню завоеванных медалей мы приближались очень близко, обходили США, Иран, Германию. В 1999-м вернулись с тремя золотыми и тремя серебряными медалями. В тот год, когда НАТО бомбило Югославию, мы все страны НАТО обошли на олимпиаде: и Соединенные Штаты, и Германию, и Великобританию. В общекомандном зачете в первую шестерку входили страны бывшего соцлагеря. - Вы сами составляете задачи для международных олимпиад? - Конечно. Наши задачи очень высоко ценятся, вплоть до того, что нам разрешают присылать их даже позже оговоренного для остальных участников срока. Задания выбирают более чем из нескольких сотен предложенных - каждая страна-участница, а таких не менее девяноста, присылает по шесть. И из них только шесть выбирают для олимпиады. Так вот, мы поставили абсолютный рекорд, который никто еще не побил. Четыре года подряд, с 1997-го по 2000-й, наша задача присутствовала среди тех шести. - Игорь Иванович, среди нынешних лицеистов видите потенциальных участников международных олимпиад? - В середине девяностых в любом математическом лицейском классе всегда было несколько сильнейших учеников, за которыми тянулись все остальные. В последнее время таких ребят стало меньше. В общем-то, это неудивительно. Просто в какой-то период времени учеников с яркими математическими способностями больше, в какой-то - меньше. Но главное, что такие умнички есть всегда. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Серьезно увлекаться математикой он стал лишь в восьмом классе. Да и то благодаря маме, которая в середине учебного года подписала сына на «Квант» - фи |
|