Идея Союзного государства не переживет выборов российского президента
Идея Союзного государства не переживет выборов российского президента
Изменение экономической модели в Беларуси неизбежно Чтобы в отношениях между Беларусью и Россией не возникало конфликтов, подобных газовому, им нужно строить не Союзное государство, а союз двух полноправных государств. Искусственное ускорение интеграционных процессов — едва ли не основная причина возникновения в отношениях стран, не имеющих объективных причин для конфронтации, серьезных экономических, а теперь все в большей мере и политических, проблем. Такую точку зрения высказал в беседе с корр. "БР" руководитель Центра сравнительных политических исследований Института экономики Российской академии наук, доктор исторических наук Борис ШМЕЛЕВ. Юрий БЕХТЕРЕВ Модель временной ценности — Борис Александрович, как российское экспертное сообщество оценивает белорусский опыт трансформации социалистической экономики? — Не подлежат сомнению успехи вашей страны в создании уникальной модели экономики переходного периода и проведении четко оформленной, последовательной и эффективной социальной политики. Главной особенностью этой модели является то, что государство не отказалось от своих обязательств перед обществом, не выпустило из-под контроля основные отрасли экономики, не пошло по пути разбазаривания ресурсов и собственности путем поспешной передачи их в частные руки. Такая политика дала возможность свести к минимуму хозяйственные и социальные издержки первых этапов строительства государственной независимости и заложить основы социального государства. Сегодня сильная экономика позволяет Беларуси проводить сильную социальную политику, которая обеспечивает поддержку значительной частью населения страны режима А. Лукашенко. — Но ведь вы не будете отрицать, что "белорусское экономическое чудо" выросло на дешевых российских энергоносителях и во многом благодаря активной экспансии белорусских товаров на российский рынок. — Российские предприятия имеют такие же рынки сбыта, а сверх того еще и более льготные внутренние тарифы на энергоресурсы. Почему же темпы развития экономики России отстают от тех, которые смогла обеспечить Беларусь? Дешевые энергоносители, конечно, явились важным фактором динамичного развития белорусской экономики. Но не решающим. Решающий фактор — сама белорусская модель трансформации (по сути, она представляет собой систему государственного капитализма), которая показала, что на переходном этапе позитивный потенциал государства в регулировании экономических процессов велик и необходимо уметь его правильно использовать. На мой взгляд, лидеру Беларуси это удалось лучше, чем кому бы то ни было другому на территории СНГ. Однако белорусская модель не предполагала и не предполагает создания развитой рыночной инфраструктуры, без чего ни одна современная экономика нормально функционировать не может. Очень хотелось бы надеяться, что белорусское руководство начинает понимать неизбежность для страны перехода на рыночные рельсы развития. И хотя пока сложно назвать какие-то конкретные шаги в этом направлении, декларации об их необходимости в последнее время звучат все громче, а в такой стране, как Беларусь, слова руководства все же довольно часто совпадают с его делами. — Можно ли сделать прогноз по срокам предполагаемого в Беларуси "рыночного поворота"? — Столь значительные трансформации не происходят одномоментно. Еще минимум 2-3 года белорусская экономическая система, скорее всего, будет двигаться в ранее заданном направлении — прежде всего потому, что исчерпанность позитивного потенциала ее развития пока еще далеко не очевидна. Зачем что-то менять, если ВВП страны растет, средств на поддержание социальной стабильности хватает? В мировой истории известно очень немного примеров, когда радикальные реформы начинали с опережением возникающих в них потребностей. — Но постепенно уровень накопившихся проблем (в случае торможения реформ) неминуемо приблизится к критическому, вызывая экономическую стагнацию. Не заставят себя ждать и сопутствующие явления: усиление социальной напряженности, рост оппозиционных настроений. И что тогда? — Только болезненные, а в условиях дефицита ресурсов, скорее всего, близкие к шоковым реформы. В такой ситуации обычно происходит и смена правящих элит, ибо сложно представить, что власти государства, расположенного в центре Европы и имеющего открытую границу с Россией и почти открытую с Украиной, смогут отреагировать на рост общественного недовольства исключительно усилением репрессий. Впрочем, необходимость рыночных реформ в стране диктует не только логика экономического развития. Таково же и направление социальных процессов. В жизнь входят поколения людей, никогда не знавших "преимуществ социализма" и не считающих, допустим, отсутствие войны в мирной Европе большим достижением руководства страны. У молодежи свои идеалы, во многом отличные от официальных оценки, другие потребности; она путешествует, имеет возможность сравнивать системы, существующие в различных государствах, и делает выводы, далеко не всегда соответствующие предлагаемым официальной пропагандой. Одно из подтверждений тому — весенние выступления оппозиционной молодежи после президентских выборов. А. Лукашенко отмахнулся от них, как от назойливой мухи. Но надо же понимать, что это только первые раскаты грома, предвестники нарастающих в белорусском обществе глубинных процессов недовольства нынешней политикой ее лидеров. Насколько непоколебимой казалась позиция Милошевича в Сербии, какую структуру власти создал в Украине президент Кучма! А чем все это кончилось? Если Александр Григорьевич и поддерживающая его политическая элита не пожелают считаться с новыми реалиями и внести коррективы в свою политику, то, думаю, лет через 5-8 в Беларуси может настать время бурных событий. В политическом аспекте наличие больших объемов государственной собственности предполагает концентрацию управления в руках очень узкого круга людей или даже одного человека в лице президента страны. По сути, авторитарному руководству в сложившихся в Беларуси условиях нет альтернативы. Изменение экономической модели на более либеральную неизбежно приведет к развитию и укреплению демократических институтов. У газового конфликта интеграционные корни — Накануне президентских выборов в России в очередной раз реанимирована и активно обсуждается тема строительства Союзного государства. Насколько, на ваш взгляд, жизнеспособна эта структура? — Идее Союзного государства около пятнадцати лет. Нельзя, однако, сказать, что за этот срок удалось серьезно продвинуться даже в конструировании интеграционной модели российско-белорусского образца. Экономические, политические, правовые, таможенные системы двух стран остаются асинхронными, и реальной их унификации, что бы порой ни утверждали СМИ и политики, не происходит. И дело здесь даже не в позиции тех или иных политиков, якобы мешающих двум братским народам слиться в тесных объятиях. Беспристрастный анализ пройденного пути государственного строительства и его перспектив показывает: сама идея Союзного государства была озвучена преждевременно, и в том виде, в каком оно было задумано, на тех принципах, которые закреплены рядом двусторонних документов, в настоящее время Союзное государство создано быть не может. В частности, для реально мыслящих российских политиков совершенно очевидно, что ни белорусский народ, ни А. Лукашенко не желают отказываться от суверенитета своей страны ради вхождения в состав Российской Федерации, даже если за это им заплатят массированными поставками дешевых энергоносителей. Кстати, имеются ли таковые в России — отдельный вопрос, и ответ на него отнюдь не очевиден. Белорусско-российское сотрудничество, по моему убеждению, наиболее успешно может осуществляться в формате экономического и военно-политического союза двух суверенных государств, который в настоящий исторический момент наиболее полно соответствует интересам и России, и Беларуси. Забегание же вперед и постановка преждевременных целей только отягощает наши отношения ненужными проблемами вроде дискуссии о торговых преференциях и ценах на энергоносители. В русле строительства единого Союзного государства позиция белорусской стороны в отношении цен на энергоносители вполне обоснованная, разница в ценах на газ, возникающая в случае реализации предложений "Газпрома", неразумна и неоправданна. Напротив, все становится на свои места, если стрелки переводятся на путь строительства союза двух государств. При таком варианте развития событий белорусско-российские отношения быстро войдут в нормальное русло, ведь каких-либо глубинных противоречий, нерешенных проблем, взаимных претензий, которые могли бы их серьезно отягощать, не существует и нет предпосылок для их появления в будущем. Мы считаем, что русские и белорусы — это один народ, имеющий общие исторические корни, во многом совпадающие интересы и жизненную потребность в сохранении всего, что нас объединяет в настоящем, и взаимный интерес для самой тесной (по примеру ЕС) интеграции в будущем. Что касается недавнего заявления А. Лукашенко о намерении разорвать отношения с Россией в случае значительного повышения цен на газ, то в нем явно проявился некий полемический задор, присущий белорусскому лидеру. Никто в конфронтационном развитии ситуации не заинтересован и, я думаю, ничего подобного не случится. — Кто и почему разыгрывает "газовую" карту? Кремль? "Газпром"? Лукашенко? — Напомню, что непосредственным поводом для конфликта стала ситуация вокруг АО "Белтрансгаз". Как известно, в свое время А. Лукашенко взял на себя обязательства по продаже акций этого предприятия, которые были зафиксированы в соответствующих документах. В определенные сроки сделка (не будем сейчас говорить о причинах) не состоялась. Между тем "Газпром", стремясь обеспечить беспроблемность своих европейских поставок, поставил цель получить полный контроль над "трубой", где бы она ни находилась. Идет процесс покупки газопроводов на территории Франции, Германии, Италии, Венгрии, Украины, Прибалтики, Молдовы и т. д. Для Беларуси в этом плане просто не сделано исключения, что представляется вполне логичным. К сожалению, в нормальные коммерческие отношения двух субъектов хозяйствования оказалась замешана большая политика. Но сейчас чрезмерно затянувшийся спор о цене "Белтрансгаза" приближается к своему логическому завершению. После проведения независимой оценки компании и совершения сделки ее купли-продажи исчезнет основное препятствие для успешных переговоров относительно цены поставок газа в Беларусь. — Какой же может быть эта цена? — Достаточно высокой, но в то же время не вполне коммерческой. Когда говорят, что к торговле энергоносителями можно подходить исключительно на коммерческой основе, то это в корне неверно, поскольку газ и нефть сами по себе — уже политика. Цена на энергоносители должна отражать существенный компромисс разнообразных (экономических, политических, военных) интересов двух стран и, безусловно, учитывать наши объективно сложившиеся особые партнерские отношения. Посмотрите, например, как велико сегодня давление на Беларусь со стороны Запада. На мой взгляд, оно вызвано отнюдь не обеспокоенностью нарушениями у вас прав человека (хотя такие нарушения у вас действительно допускаются). Основная причина антибелорусской кампании Запада — тесные отношения Беларуси с Россией, в первую очередь — успешно развивающееся сотрудничество в сфере обороны. Если бы Беларусь проводила политику, подобную той, которую проводит Тбилиси, то Запад, вне всякого сомнения, тут же закрыл бы глаза на любые "посадки" оппозиционеров или фальсификации на выборах. Политики в Москве должны это понимать и ценить твердость союзнической позиции Минска. Равно как и политики в Беларуси — ценить всегда лояльное отношение к ней России. Как видим, чисто рыночные подходы не могут определять всю гамму белорусско-российских отношений. С учетом совокупности факторов нормальная цена поставок газа для Беларуси, по моему мнению, могла бы быть где-то на уровне 100-110 USD за тысячу кубометров. Профессорская философия философствующих профессоров — Борис Александрович, давайте вернемся к теме строительства Союзного государства. Насколько широкое распространение в российских властных структурах имеет изложенная вами точка зрения о том, что от этой цели на данном этапе лучше вообще отказаться? — Нельзя не видеть, что тема единения наших стран для российской политической элиты сегодня уже не является приоритетной, как это было еще несколько лет тому назад. Приоритетными стали другие направления, другие проблемы. Тем не менее говорить о смене политического курса в отношении Беларуси пока рано. В Администрации президента РФ у идеи строительства союза двух государств пока хватает сторонников. Еще больше людей, ратующих за необходимость поглощения Россией Беларуси, среди депутатов Госдумы. В то же время на уровне структур, занимающихся решением конкретных экономических, финансовых, технических вопросов двусторонних отношений, понимание неготовности наших стран к интеграции вполне созрело. О каком Союзном государстве можно говорить, если пока российским и белорусским предприятиям не удается даже создание холдингов, а споры о единой валюте ведутся уже несколько лет без видимых результатов? Сохраняющаяся приверженность большого числа политиков идее Союзного государства обусловлена, по моему мнению, тремя обстоятельствами: активно ведущейся подготовкой к выборам президента РФ, ранее разработанной концепцией внешней политики России и довольно своеобразным видением роли России (Россия как центр постсоветского пространства, собирательница "отпавших" от СССР земель, главный оплот славянского единства и т. д.). Важен и личный элемент. Многие российские политики очень сильно заангажированы и так долго говорили о грядущем слиянии двух государств, что отказаться от привычных, к тому же все еще популярных у некоторой части электората, лозунгов им очень сложно. Но все эти факторы имеют преимущественно временный, конъюнктурный характер и в значительной мере утратят свое значение сразу после президентских выборов. Соответственно, можно ожидать, что прагматично-экономический подход к белорусско-российским отношениям станет преобладающим. — Но среди кандидатов на пост президента России есть люди, которые, вероятно, будут принципиальными противниками союза, и постараются любыми способами реализовать схему создания Союзного государства. Это, например, нынешний министр обороны РФ Сергей Иванов. — Вряд ли у министра обороны имеются какие-то концептуальные подходы к строительству белорусско-российских отношений и его вообще интересуют их формы. По роду своей деятельности он слишком далек от этой проблематики. Для него важно, чтобы Беларусь была надежным звеном в системе стратегической обороны, а как раз в этой сфере между двумя странами отношения развиваются наиболее успешно и без Союзного государства. — Насколько реален, по вашему мнению, вариант ухода Путина на пост главы Союзного государства? — В рамках той политической системы, которая сложилась, президентом России не может стать человек со стороны, не входящий в узкий круг людей, ныне управляющих государством. Очевидно также, что это будет человек, так или иначе управляемый и контролируемый нынешней политической элитой. Роль президента Владимира Путина в новой схеме расстановки политических фигур, вероятно, тоже будет достаточно значительной, если не центральной. Однако что касается активно обсуждаемого сейчас некоторыми белорусскими и российскими СМИ варианта создания "под Путина" поста главы Союзного государства, то, по моему мнению, в данном случае мы имеем дело с политическим мифом, этакой "профессорской философией философствующих профессоров". А в политике Кремля сегодня преобладает прагматизм, который диктует совсем иные подходы к решению проблемы (если таковая имеется) обеспечения политического долголетия нынешнего президента России. Справка "БР" Центр сравнительных политических исследований Института экономики РАН — влиятельная государственная структура, занимающаяся, в частности, анализом и прогнозированием развития белорусско-российских отношений. Рекомендации центра учитываются Администрацией президента, правительством, МИДом России при выработке политики страны на белорусском направлении. В нашей стране центр известен как один из организаторов и участников ежегодного "круглого стола" "Белорусско-российские отношения". Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Чтобы в отношениях между Беларусью и Россией не возникало конфликтов, подобных газовому, им нужно строить не Союзное государство, а союз двух полнопра
|
|