БЮДЖЕТ ТРЕВОЖНОГО ОЖИДАНИЯ
Бюджет тревожного ожидания
«вне зависимости от цен на энергоносители » Ярослав РОМАНЧУК http://www.belgazeta.by/20061106.44/040170241 На минувшей неделе глава государства приказал войти в 2007г. с «оптимальным бюджетом», добавив, что динамика роста «должна быть обеспечена неукоснительно, вне зависимости от цен на энергоносители в будущем году ». Надо полагать, министр финансов Николай Корбут и премьер Сергей Сидорский мучительно задумались над значением слова «оптимальный». Первый проект бюджета на 2007г., подготовленный несколько месяцев назад, представлял собой методологическую копию десяти предыдущих. В одном месте слегка подправили методику расчета НДС и налога на прибыль, в другом - ликвидировали мелкие налоги и платежи (чрезвычайный и в фонд содействия занятости - всего на 0,7% ВВП), в третьем - изменили список получателей госинвестиций. Принципиальных отличий нет ни по доходам, ни по расходам. Минфин подготовил проект бюджета в формате продолжения позитивного тренда - сохранение высоких цен на нефть на мировом рынке и прежних схем поставок сырой российской нефти на белорусские НПЗ, поставки дешевого газа и беспрепятственный вход белорусских товаров на российский рынок, сохранение динамики роста доходов населения и спроса на отечественные товары. Минфин полагает, что банковская система будет работать, не сбавляя оборотов, а ТЭК и ЖКХ выдержат еще один год перекрестного субсидирования без существенного повышения тарифов. Если над Совмином висит план третьей пятилетки, приказ ежегодно увеличивать ВВП на 8-10% и сохранять социально-аграрную направленность экономики, то особой свободы маневра у него нет. Тем более, что сам президент уже задал коридор для падения темпов роста: «Если мы увидим, что наша экономика не справляется с 10% ВВП, а это далеко не так, тогда мы будем планировать прирост на уровне 6-7% ». Оговорка президента «вне зависимости от цен на энергоносители » может быть расценена номенклатурой как факт признания провала переговоров с Россией по газу и нефти. Но есть и другие нюансы. Во-первых, собственность отдавать никто не собирается. По крайне мере, иностранным инвесторам и за реальные деньги. Это важнейший сигнал для белорусского околовластного бизнеса. Подтверждение этого тезиса - в проекте бюджета-2007.: от продажи госимущества республиканский бюджет получит всего Br36,4 млрд., что практически идентично аналогичному показателю в 2006г. и почти в 2 раза меньше, чем от реализации конфискованного имущества (Br68 млрд.). Во-вторых, глава государства явно готовит правительство и бизнес к жесткому режиму экономии: «Денег всегда не хватает, но главное, чтобы те средства, которые есть, расходовались рационально». Это значит, что процесс отсечения от бюджетных трансфертов в следующем году интенсифицируется. Совмин займется уравновешиванием интересов различных лоббистов при меньшем объеме ресурсов. А это процесс нервный и опасный. Использование намеков, а не прямых указаний Совмину - способ не спугнуть людей предстоящим повышением цен на ЖКУ и другие товары и услуги, а заодно сигнал ТЭКу, чтобы готовился к новыми ценами на энергоресурсы. Министры и эксперты наверняка понимают противоречивость и взаимоисключаемость поставленных задач. От Нацбанка требуют снижения инфляции до 6-8% годовых, ставки рефинансирования до 7-9%, удешевления кредитных ресурсов до 10-12% годовых. Все это при стабильном курсе рубля к доллару (девальвация или ревальвация - на 2,5%) и российскому рублю (+/- 4%). Если стране придется платить за газ на $1-1,5 млрд. больше, если потери от новых нефтяных схем составят $1,5-2 млрд. и еще несколько сот миллионов съедят протекционистские меры России по отношению к белорусским товарам, то Нацбанк столкнется с большими проблемами, выполняя жесткие указания главы государства. Наиболее вероятный сценарий в этом случае - возвращение к проинфляционной политике «канализированной» эмиссии середины 90-х. Так или иначе, руководству ключевых экономических ведомств не позавидуешь. Экономика страны плотно подсела на дешевый российский газ и нефтяную иглу, да так и росла себе в 2000-05гг. под статистические увещевания в среднем на 7,6% в год. И тут требуется перестроить неосоветский плановый механизм под новые цены на энергоресурсы, сохраняя темпы роста ВВП, уровень цен, достичь роста реальной зарплаты на 8-9%, а денежных доходов на 7,5-8,5% (среднемесячная зарплата в 2007г. должна составить $350). А для проверки министров на прочность им приказали еще и снизить энергоемкость, вырастить 7 млн. т зерна, построить 4,2-4,7 млн. кв. м жилья, увеличить инвестиции в основной капитал на 20% и выйти на положительное сальдо торгового баланса. Однако белорусское экономическое чудо должно процветать. Это приказ. СПРАВКА «БелГазеты». При расходовании бюджетных средств Минфину приказано держаться в рамках предельного дефицита бюджета в Br1,4трлн., т.е. 1,5% ВВП, профинансировать село только по госпрограммам на Br3,4 трлн. И все это при снижении налоговой нагрузки и доли госрасходов к ВВП. Доходы консолидированного бюджета-2007 должны вырасти на 13%, составив Br40 трлн. (44% ВВП) при расходах в Br41,7 трлн. (45,9% ВВП). Напомним, что на 2006г. правительство запланировало доходы консолидированного бюджета на уровне 46,1% ВВП, расходы - 47,6% ВВП. За 8 месяцев этого года данные показатели составили соответственно 48,7% и 46,2%. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На минувшей неделе глава государства приказал войти в 2007г. с «оптимальным бюджетом», добавив, что динамика роста «должна быть обеспечена неукоснител |
|