«Старые» оказываются вне закона?По новому порядку проводится с 1 октября 2006 г. обязательная юридическая экспертиза нормативных правовых актов (НПА), которые принимаются на основе и во исполнение актов большей юридической силы. Основной новацией нового порядка проведения экспертизы стало разделение потока НПА, направляемых на экспертизу, на 2 части: проводимая с 1 октября 2006 г. юридическая экспертиза НПА местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня, которую будут осуществлять управления юстиции облисполкомов, и прежняя обязательная юридическая экспертиза НПА Нацбанка, НАН Беларуси, министерств, иных республиканских органов госуправления, областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов, Минского горисполкома, которую как и ранее, осуществляет Министерство юстиции, при этом обязательной юридической экспертизе подлежат все НПА, за исключением регламентов коллегиальных органов, технических и локальных НПА, а также содержащих государственные секреты или иные охраняемые законодательством сведения. По результатам экспертизы готовится заключение с выводом о соответствии либо несоответствии НПА установленным требованиям. Имеющие положительные заключения по результатам экспертизы НПА в 3-дневный срок со дня принятия такого заключения направляются в Национальный центр правовой информации РБ для включения в Национальный реестр. НПА, не подлежащие включению в Реестр по результатам юридической экспертизы, возвращаются нормотворческому органу и не вступают в юридическую силу. Как это было установлено и ранее действовавшим порядком, юридическая экспертиза не проводится, а НПА возвращаются нормотворческому органу, их принявшему, если эти акты: — не согласованы с заинтересованными госорганами, когда такое согласование является обязательным, а также если в НПА содержатся нормативные предписания и (или) поручения, касающиеся других госорганов; — приняты Нацбанком до вступления в силу Закона от 2.03.1995 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О Национальном банке Республики Беларусь»; — приняты органами госуправления до 13.05.1993; — приняты областными, Минским городским Советами депутатов, облисполкомами, Минским горисполкомом до 1.01.2000 г.; — не подлежат юридической экспертизе в соответствии с действующим законодательством (речь идет о регламентах коллегиальных органов, технических и локальных НПА, а также о ряде иных правовых актов). Помимо вышеперечисленных, в Инструкции установлены дополнительные основания для отказа в проведении обязательной юридической экспертизы НПА, если эти акты: — приняты местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами базового уровня до 1.10.2006; — вносят изменения (признают утратившими силу) в НПА, принятые (изданные) Нацбанком до вступления в силу Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О Национальном банке Республики Беларусь», республиканскими органами госуправления — до 13.05.1993, местными органами управления и самоуправления областного уровня — до 1.01.2000, а местными органами управления и самоуправления базового уровня — до 1.10.2006; — представлены не в полном объеме (не представлен один или несколько сопроводительных документов); — направлены на юридическую экспертизу повторно после вынесения заключения об обязательной юридической экспертизе НПА. Из всех вновь введенных оснований для отказа в проведении обязательной юридической экспертизы наибольший интерес вызывает новация в отношении НПА, вносящих изменения (признающих утратившими силу) в НПА принятые (изданные) до введения их обязательной юридической (правовой) экспертизы: республиканскими органами госуправления — до 13.05.1993, местными органами управления и самоуправления областного уровня — до 1.01.2000, местными органами управления и самоуправления базового уровня — до 1.10.2006. Ранее действовавший порядок регулировал ситуацию с НПА, принятыми до введения их обязательной юридической (правовой) экспертизы, следующим образом: они должны были быть представлены в Министерство юстиции на юридическую экспертизу в новой редакции с учетом вносимых изменений и дополнений. Вновь принятая Инструкция исключает такую возможность. Фактически такое нововведение означает, что НПА о внесении изменений и дополнений (о признании утратившими силу) не подлежат включению в Национальный реестр правовых актов, т.к. в соответствии с Указом Президента от 20.07.1998 № 369 «О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь» обязательным условием для регистрации указанных актов в Национальном реестре является наличие положительного заключения Министерства юстиции, соответствующих управлений юстиции областных исполнительных комитетов, принятое по результатам их обязательной юридической экспертизы. В этой связи возникает вопрос о юридической силе и, как следствие, правомерности применения таких НПА, т.к. в соответствии с Декретом Президента от 10.12.1998 № 22 «Об утверждении Положения об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь», Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» факт регистрации НПА в Национальном реестре является обязательным условием их вступления в силу. Таким образом, указанные нормативные правовые акты юридической силой обладать не могут. Возможно, введение данного основания для отказа в проведении обязательной юридической экспертизы преследует одну цель: заставить госорганы переработать принятые до введения обязательной юридической (правовой) экспертизы НПА и представить их в Минюст, соответствующие управления юстиции областных исполкомов в качестве вновь принятых с учетом предполагаемых изменений и дополнений. В то же время остается открытым вопрос о юридической силе актов о признании утратившими силу принятых до введения обязательной юридической (правовой) экспертизы НПА. На эти вопросы, наверное, должно ответить Министерство юстиции, которому дано право разъяснять положения постановления и утвержденной им инструкции, оказывать методологическую помощь нормотворческим органам при проведении обязательной юридической экспертизы, осуществлять проверки обоснованности вынесенных заключений по результатам экспертизы НПА. Татьяна АБРАМОВИЧ Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
По новому порядку проводится с 1 октября 2006 г. обязательная юридическая экспертиза нормативных правовых актов (НПА), которые принимаются на основе и |
|