Подопытные жизни
Подопытные жизни
ЛЮДИ часто жалуются на бездушие врачей. Как известно, при получении медицинского, биологического, ветеринарного образования опыты на животных — часть учебного процесса. Будущим врачам и ветеринарам многократно приходилось наблюдать, как заходится от боли беззащитное существо. А потом они приходят в клинику, чтобы помочь больному, но безразличие к страданию уже укоренилось в сердцах многих. ДОЛГОЕ время считалось: для того, чтобы научится лечить, необходимо убивать. Например, на военной кафедре простреливали собаке лапу. Так студенту показывали, что входное отверстие от пули маленькое, а внутри происходит что-то ужасное. Сегодня это знает любой ребенок, который смотрит боевики. Студенты ветеринарного вуза должны подвергать животное высоким температурам и наблюдать их агонию и смерть. На кафедре патологической физиологии ставятся эксперименты на собаках по моделированию острой кровопотери. 3 раза в день преподаватель должен в прямом смысле слова «пускать» кровь собаке. В конце учебного дня собака умерщвляется той же кровопотерей. В настоящее время все опыты на животных, которые проводят студенты медицинских, биологических, ветеринарных факультетов, можно заменить альтернативами. Об этом на научно-практическом семинаре в Белорусской медицинской академии последипломного образования рассказал глава ИнтерНИЧ — международной сети за гуманное образование Ник Джукс. Модели и имитирующие устройства, фильмы и видеофильмы, мультимедийное компьютерное моделирование, экспериментирование студентов на самих себе, трупы животных, полученные из этических источников, клиническая практика — это гуманные альтернативы, заменяющие или сокращающие использование подопытных животных, в первую очередь, в обучении, преподавании ряда дисциплин, а также при постановке научного эксперимента. Так, на собаке-манекене Джерри можно тренироваться накладывать повязки. С помощью груши — имитировать пульс и затем учиться его нащупывать. Сломанная кость на манекене — для тренировки различных ортопедических процедур. У Джерри также есть искусственные легкие и сердце, симулятор легочных и сердечных звуков и шумов. Джерри вся пронизана системой трубок. Сухой красный порошок разводится специальной жидкостью и запускается по системе трубок. Так имитируется кровеносная система собаки. Можно тренироваться делать уколы, забор крови. Преимущество манекенов — можно «набивать руку». Опыты на животных часто такой возможности не дают. Есть более сложные манекены. Симулятор, имитирующий человеческое тело, стоит до $ 0.5 млн. От визуального анатомирования, которое студенты могут выполнять на экране компьютера, до полной визуальной реальности компьютерного моделирования клинических техник с трехмерным и тактильным оборудованием — таковы сегодня возможности. Этот тип альтернатив используется самыми престижными медицинскими заведениями мира. «Многочисленные опубликованные исследования показали, что альтернативное обучение способствует целям обучения так же хорошо, и даже лучше, чем проведение опытов на животных. Самое главное — студенты не вступают в этический конфликт, не теряют чувствительность», — пояснил Ник Джукс. Перестройка сознания В БЕЛАРУСИ ситуация сдвинулась с места благодаря педагогам-энтузиастам. Еще 25 лет назад, тогда еще в Минском медицинском институте (сегодня — Белорусский государственный медицинский университет) стали искать альтернативы экспериментам над животными. Решение было найдено: на кафедре патологической физиологии были сняты учебно-научные кинофильмы. Доктор биологических наук, профессор Татьяна Морозкина рассказывает: «Наш университет первым на постсоветском пространстве прекратил использовать животных в учебном процессе. Еще совсем недавно на кафедре патфизиологии убивали 3 тыс. лягушек, 1 тысячу крыс и мышей, 15 собак. На кафедре топографической анатомии — более сотни собак. В 1998 году был организован первый белорусско-британский симпозиум по этике использования животных в образовании и научных исследованиях. В университете началась коренная перестройка учебной программы в духе трех принципов — сокращения числа животных, замены животных с высокоорганизованной психикой на низкоорганизованную, избавление от страданий». Альтернативы используются в Минском государственном экологическом университет им. А. Д. Сахарова. Но сегодня нельзя сказать, что во всех вузах медико-биологического профиля подопытных животных заменили гуманными альтернативами. Кроме того, в государствах, где отсутствует полноценное законодательство о защите животных, этическая сторона не является обязательным условием при организации эксперимента в науке и учебном процессе. Допускаемая жестокость возможна потому, что несоблюдение действующего законодательства не влечет административной и уголовной ответственности. В Беларуси проект закона «Об обращении с животными» дорабатывается уже пять лет.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Люди часто жалуются на бездушие врачей. Как известно, при получении медицинского, биологического, ветеринарного образования опыты на животны |
|