Кому мешал суд?
Кому мешал суд?
На прошлой неделе президентский декрет о детях стал объектом пристального внимания чиновников и общественности. Вместе с тем декларируемой им цели — защита прав детей — можно было достичь и с помощью прежнего законодательства. Сергей БАЛЫКИН “Из неблагополучных семей детей следует изымать незамедлительно”, — такое мнение высказал на прошлой неделе председатель комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по правам человека, национальным отношениям и СМИ Юрий Кулаковский. В качестве аргумента он привел случай, произошедший в Быховском районе, где “пока комиссия занималась решением вопроса о лишении родительских прав, по вине матери на пожаре погибло четверо детей”. На первый взгляд возразить на это вроде бы и нечего. Действительно, что может быть важнее прав ребенка? Разумеется, тезис о приоритете прав детей опровергать никто не будет, но разве прежнее законодательство не давало возможностей для этого? Порядок отобрания ребенка без лишения родительских прав до появления декрета определялся ст. 85 Кодекса о браке и семье. КоБС устанавливал, что отобрание ребенка без лишения родительских прав производится по решению суда. В исключительных случаях, когда жизни или здоровью ребенка угрожает непосредственная опасность, отобрание ребенка могло производиться по решению органа опеки и попечительства, который в семидневный срок после этого должен был обратиться в суд. Как видим, процедура защиты прав детей была и возможностей у государства для этого хватало. Что же изменилось с принятием декрета? Ответ на этот вопрос простой: полномочия суда сократились. Теперь суд принимает решение только о лишении родительских прав, а отобрание ребенка на срок до шести месяцев производится комиссией по делам несовершеннолетних. И что? Кому, спрашивается, мешал суд? Неужели в Беларуси есть судьи, которые пойдут против интересов ребенка? Или чиновникам просто лень было готовить исковые заявления и участвовать в заседаниях? Ну так извините, в соответствии с Конституцией, государство у нас правовое и, следовательно, поступать должно строго по закону. А вот Основной Закон — Конституция — в статье 32 устанавливает, что “дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей”. И даже президент, если следовать закону, своим декретом не может преодолеть конституционные ограничения. Но ведь, поди ж ты, смог! Правда, министр юстиции Виктор Голованов на заседании “круглого стола” на тему “Брачно-семейное законодательство: состояние и перспективы”, состоявшемся 28 ноября в Минске, заявил, что поскольку речь идет о временном отобрании детей, то и Конституция не нарушена. Позволим себе не согласиться с мнением министра. В Конституции говорится об “отделении”, то есть о любом изъятии ребенка из семьи, и никаких исключений в ней нет. Так что даже временное отделение должно производиться по решению суда, и никак иначе. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На прошлой неделе президентский декрет о детях стал объектом пристального внимания чиновников и общественности. Вместе с тем декларируемой им цели —
|
|