Инновационный фонд для строителей: точки над «i»Министерство архитектуры и строительства категорически не согласно с позицией, изложенной в статье Д.Ермака «Инновационное» решение. Строительную отрасль поднимут за счет частников», опубликованной в «Экономической газете» за 21.11.2006 г. В связи с этим Минстройархитектуры считает необходимым донести до читателей газеты и всех заинтересованных правдивую и объективную информацию о новом порядке образования отраслевого инновационного фонда. Чем была вызвана необходимость принятия Указа Президента РБ от 4.08.2006 № 499 «О некоторых мерах по обновлению основных средств в строительной отрасли»? В соответствии с поручениями главы государства и правительства Минстройархитектуры разработало Государственную комплексную программу развития материально-технической базы строительной отрасли на 2006-2010 гг., которая утверждена постановлением Совета Министров от 1.09.2006 № 1118. Документ предусматривает увеличение мощностей, проведение модернизации и технического перевооружения организаций крупнопанельного и объемно-блочного домостроения (КПД и ОБД) в целях доведения объемов жилищного строительства в республике в 2010 г. до 6,2 млн. кв. м. К 2009 г. фактические мощности заводов КПД и ОБД предусматривается увеличить более чем на 900 тыс. кв. м общей площади. По расчетам специалистов, для проведения указанных мероприятий требуется около 192,1 млрд. Br. Чтобы обеспечить выполнение государственной программы возрождения и развития села, строительства жилья, агрогородков и объектов государственной инвестиционной программы, в сельской местности предусмотрено создание и развитие передвижных механизированных колонн в каждом районном центре республики. В то же время износ оборудования, строительной техники, технологической оснастки и производственных баз ПМК достиг сегодня 70-90%. В организациях строительного комплекса удельный вес основных строительных машин и механизмов с истекшим сроком службы составляет 85-97% от их общего количества. Все это свидетельствует о критическом состоянии основных средств строительного комплекса и необходимости принимать срочные меры по их обновлению. В связи с этим программой предусмотрено в 2006-2010 гг. приобрести 10 076 единиц основных машин и механизмов. На эти цели необходимо изыскать 2,33 трлн. Br. По данным Министерства статистики и анализа, в организациях республики имеется 814 единиц башенных кранов, из них 88,7% с истекшим сроком службы. Для приобретения башенных кранов нужно изыскать еще 530,8 млрд. Br. Необходимо отметить, что в организациях строительного комплекса отсутствуют реальные источники финансирования для обновления основных фондов. Одной из причин отсутствия собственных средств организаций (прибыли) для обновления основных фондов является ограничение рентабельности при осуществлении строительства по ряду направлений. Так, в соответствии с Указом Президента РБ от 30.08.2005 № 405 «О некоторых мерах по строительству жилых домов (квартир) в сельскохозяйственных организациях» уровень рентабельности работ, услуг, производства строительных материалов для строительства жилых домов не должен превышать 5%. Аналогичное ограничение рентабельности установлено постановлением Совета Министров РБ от 26.05.2005 № 559 «О мерах по реализации Указа Президента РБ от 25.03.2005 г. № 150» для выполняемых работ (оказываемых услуг) при строительстве (реконструкции) объектов согласно генеральным планам агрогородков. В результате фактическая рентабельность за январь-сентябрь 2006 г. по строительному комплексу республики составила 10,1%. В связи с низким уровнем рентабельности в строительстве на обновление основных фондов практически в полном объеме используется единственный источник финансирования — амортизационные отчисления. Например, за 9 месяцев 2006 г. организациями, подведомственными Минстройархитектуры, использовано 100% средств сформированного амортизационного фонда, что составляет 129,9 млрд. Br. Это крайне недостаточная сумма для развития материально-технической базы строительной отрасли. Ведь для реализации разработанной министерством программы потребуются инвестиции в объеме 3 342 789 млн. Br. Постоянно возрастающая задолженность заказчиков за выполненные подрядные работы также увеличивает недостаток оборотных средств организаций, что вынуждает их прибегать к использованию кредитных ресурсов, а это неизбежно ведет к увеличению дефицита оборотных средств. В сложившейся очень непростой ситуации одним из основных источников финансирования организаций в целях развития их производственной базы и обновления основных средств является инновационный фонд. Для реализации указанного выше комплекса задач и был принят упомянутый Указ главы государства № 499, которым предусмотрен повышенный размер отчислений в инновационный фонд Министерства архитектуры и строительства, определены организации, осуществляющие отчисления в указанный фонд и область их деятельности при производстве отчислений. Указом установлено, что организации, осуществляющие деятельность в области строительства, производят отчисления в инновационный фонд с 1 июля 2006 г., организации частной формы собственности, в уставном фонде которых отсутствует доля государственной собственности, осуществляющие деятельность в области промышленности строительных материалов, — с 1 августа 2006 г. Указом предусмотрена льгота по отчислениям от себестоимости продукции, товаров (работ, услуг) только по объектам жилищного строительства. Тезис о «неравных размерах отчислений в инновационный фонд Минстройархитектуры» В целях реализации норм Указа Министерство архитектуры и строительства постановлением от 20.10.2006 № 25 «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства архитектуры и строительства РБ от 7.09.2006 г. № 23» установлены размеры отчислений в инновационный фонд министерства, равные для всех организаций, являющихся плательщиками в инновационный фонд министерства в соответствии с Указом Президента РБ от 4.08.2006 № 499 при осуществлении деятельности в области строительства, промышленности строительных материалов. Так, отчисления от себестоимости работ, выполненных на территории РБ на основании договоров строительного подряда, производятся в равном размере — 13,5% как частными организациями, так и организациями, подведомственными Минстройархитектуры. Также равный размер отчислений — 4,5% как для частных организаций, так и для подведомственных организаций Минстройархитектуры установлен указанным постановлением при осуществлении иных видов деятельности (проектно-изыскательские работы, услуги по техническому надзору, техническое обслуживание оборудования, пусконаладочные работы, услуги по аренде строительных машин и механизмов с экипажем и т. д.) в области строительства. В целях недопущения роста цен на строительные материалы, сохранения конкурентоспособности организаций на внешнем и внутреннем рынке для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленности строительных материалов, министерством установлен также равный размер отчислений — 4,5% от себестоимости произведенных продукции, товаров как для организаций, подведомственных министерству, так и для частных организаций. Итогом рассмотрения проблемных вопросов, связанных с повышенным размером отчислений в инновационный фонд министерства, которые были поставлены республиканскими органами государственного управления, общественными организациями и объединениями стал установленный вышеназванным документом Минстройархитектуры также равный размер отчислений для подведомственных и частных организаций — 0,25%: от себестоимости произведенной продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг финансируемой (финансируемых) полностью (либо частично) за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов; от себестоимости произведенной продукции, товаров (выполненных работ, оказанных услуг), отвечающих критериям, предъявляемым к импортозамещающим товарам, продукции, технологиям и зарегистрированным в соответствии с действующим законодательством;от себестоимости произведенной продукции, товаров (выполненных работ, оказанных услуг) за пределами РБ или на экспорт, в том числе по договорам субподряда;от себестоимости строительных работ (нового строительства, ремонта, реконструкции, модернизации) выполненных организациями для собственных нужд;от себестоимости строительных работ (услуг), выполненных (оказанных) в области строительства культовых зданий и сооружений, памятников истории и архитектуры, музеев, государственных заповедников, заказников, добровольных общественных организаций и объединений, а также организаций, финансируемых полностью (либо частично) за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, при осуществлении финансирования указанных работ (услуг) за счет собственных средств этих организаций;от себестоимости произведенной продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг для организаций частной формы собственности, в уставном фонде которых отсутствует доля государственной собственности, находящихся в ведении Белорусского республиканского союза потребительских обществ, Федерации профсоюзов Беларуси, общественных объединений «Белорусское общество глухих», «Белорусское товарищество инвалидов по зрению», «Белорусское общество инвалидов» и других добровольных общественных организаций и объединений, осуществляющих деятельность в области строительства и промышленности строительных материалов.Необходимо отметить, что организации, подведомственные Минстройархитектуры, производят отчисления в инновационный фонд министерства не только от деятельности в области строительства и промышленности строительных материалов, но и от всех других видов деятельности согласно уставу организации, на которые распространяется действие Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год», то есть дополнительно производят отчисления в размере 4,5%. Кому выделяются средства из инновационного фонда Минстройархитектуры? В соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 14.05.2005 № 493 «Об утверждении положения о порядке зачисления, направлениях и целях использования средств инновационных фондов» средства из инновационного фонда выделяются участвующим в образовании этого фонда организациям на безвозвратной и возвратной основе, если иное не установлено Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ. Предоставление и возврат бюджетных займов и бюджетных ссуд осуществляется в соответствии с законодательством. Согласно статье 30 Закона РБ «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» решения о предоставлении бюджетных займов, бюджетных ссуд принимаются Правительством по согласованию с Главой государства. Руководствуясь вышеуказанными нормативными документами, Минстройархитектуры выделяет средства инновационного фонда хозяйственным обществам, в отношении которых министерство уполномочено управлять долями (акциями) в их уставных фондах, принадлежащими государству свыше 50% на безвозвратной основе, с увеличением доли государства в уставном фонде. Частным организациям, согласно указанным нормативным документам, выделение средств инновационного фонда может производиться только на возвратной основе в виде бюджетного займа и бюджетной ссуды со сроком возврата до 5 лет и с уплатой процентов за пользование в размере ставки рефинансирования Национального банка. В настоящее время министерство прорабатывает вопрос по обеспечению частных организаций необходимой высокопроизводительной строительной техникой, которая будет доступна каждой такой организации для приобретения в аренду. Речь идет о создании республиканских унитарных предприятий управлений механизаций в областях республики и Минске для обеспечения строительными машинами и механизмами частных организаций. Имеет ли под собой серьезную основу утверждение, что средства инновационного фонда Минстройархитектуры «разбазариваются» и нерационально используются? Средства инновационных фондов направляются только на цели, указанные в главе 2 Положения о порядке начисления, направлениях и целях использования средств инновационных фондов, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 14.05.2005 № 493. Контроль за целевым использованием средств инновационных фондов осуществляется главными распорядителями этих средств. Вывод автора статьи о том, что 80% организаций не будут делать отчисления в инновационный фонд, поскольку занимаются жилищным строительством, некорректен. Как Указ, так и Инструкция предусматривают, что льготируются не организации, а себестоимость продукции, товаров (работ, услуг) по объектам жилищного строительства. Таким образом, частные организации, занятые на строительстве жилья, также имеют право получить установленные льготы. Всего объем подрядных работ в республике за 9 месяцев текущего года составил 7,3 трлн. Br, в т.ч. на строительстве жилья — 1,5 трлн. Br, что составляет только 20% в общем объеме подрядных работ. При этом, по данным Министерства статистики и анализа, в январе-сентябре 2006 г. на жилищное строительство было использовано 2,4 трлн. Br, или 18,9% от общего объема инвестиций в республике. В целях сокращения сроков и стоимости строительства Указом Президента РБ от 16.11.2006 № 676 «О некоторых вопросах управления строительной отраслью и ее функционирования» предусмотрен ряд компенсационных мер. В т.ч. принят ряд решений по совершенствованию процедур проектирования и экспертизы при строительстве объектов: установлена возможность включения обоснования инвестирования в строительство в состав проектной документации с проведением его обязательной государственной экспертизы, что дает возможность сократить сроки открытия финансирования и начала работ по строительству;сокращен перечень проектов жилых домов, подлежащих государственной экспертизе.Указанные меры способствуют сокращению инвестиционного цикла и затрат инвестора на проведение государственной экспертизы, а также повышению ответственности проектных организаций, обеспечивающих разработку таких проектов, и обеспечивают сокращение инвестиционного цикла на 4-6 месяцев, за счет чего достигается экономия средств инвестора от устранения инфляционных потерь до 2,4-3,6%. Для упрощения порядка проведения подрядных торгов вышеупомянутым Указом внесены изменения в Указ Президента РБ от 7.02.2005 № 58. Так, отменена обязательность проведения торгов при строительстве жилых домов по типовым проектам для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также при строительстве жилых томов в сельскохозяйственных организациях по типовым проектам и проектам повторного применения, утвержденным Минстройархитектуры. Это позволит сократить сроки строительства жилья на 1,5-3 месяца и, соответственно, получить экономию затрат инвестора на строительство (при существующих параметрах инфляции) на 1-3% от стоимости объекта. Внесены и другие изменения, упрощающие порядок проведения торгов при выборе субподрядчиков, закупке материалов для строительства, что также будет способствовать сокращению инвестиционного цикла. Указом также установлена возможность перехода от торгов к переговорам после двух несостоявшихся торгов, а по объектам жилья — после первых несостоявшихся торгов. На сокращение продолжительности инвестиционного цикла в части сроков выделения земельных участков и выдачи разрешений на строительство направлены нормы Указа Президента РБ от 14.11.2006 № 671 «О некоторых особенностях порядка изъятия и предоставления земельных участков». В частности, Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков в Минске и областных центрах юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строительства капитальных строений (зданий, сооружений), утвержденным вышеупомянутым Указом, предусмотрена совместная подготовка землеустроительной службой и территориальным органом архитектуры и градостроительства единого проекта решения исполнительного комитета об изъятии и предоставлении земельного участка и разрешении строительства объекта. На основании изложенного нетрудно сделать вывод о том, что позиция, изложенная в статье Д.Ермака не соответствуют действительности. Такой материал дезинформирует читателей и сеет панику среди субъектов хозяйствования. Его публикация не достойна издания, которое дорожит мнением своей читательской аудитории и своей репутацией. Считаем, что принятие на государственном уровне целого ряда нормативных документов, направленных на дальнейшее совершенствование работы строительного комплекса, позволит укрепить его материально-техническую базу. создать условия для эффективного выполнения Государственной инвестиционной программы и Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 гг., увеличить объемы жилищного строительства, активизировать инвестиционную деятельность в республике. Важно, что строители республики сегодня находятся в равных условиях хозяйствования, поэтому измышления наподобие «неравных условий» или «вытеснения с рынка» не имеют ничего общего с действительностью. Министр архитектуры и строительства Александр СЕЛЕЗНЕВЧтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Министерство архитектуры и строительства категорически не согласно с позицией, изложенной в статье Д.Ермака «Инновационное» решение. Строительную отра
|
|