В БОЙ ЗА РАБОЧЕЕ ДЕЛО
В бой за рабочее дело
Расклад недели Сергей ЖБАНОВ http://www.belgazeta.by/20061211.49/040110421 Борьба за права трудящихся между Евросоюзом и Беларусью входит в решающую стадию. Так и не добившись от властей республики строгого соблюдения прав профсоюзов, Еврокомиссия рекомендовала отменить торговые льготы, предоставляемые белорусским экспортерам. В ответ МИД РБ призывает Европу не вводить «экономические санкции против белорусского народа», а продолжить диалог о путях развития профсоюзного движения. Но дискуссия явно затянулась, поскольку к теме наказания Беларуси за систематическое нарушение профсоюзных прав трудящихся Совет ЕС приступил два года тому назад. Так и не дождавшись прогресса, подавляющее большинство членов рабочей группы экспертов Евросоюза проголосовало за исключение республики из Генеральной системы преференций (ГСП), предусматривающей возможность снижения таможенных пошлин в среднем на 10%. Благодаря ГСП белорусские товары стали более конкурентоспособными на европейском рынке. Тем труднее будет расставание с преференциями, поскольку в течение последних трех лет доля Евросоюза в белорусском экспорте постоянно росла, превысив 50%. Безымянные эксперты уже подсчитали, что если принять объем экспорта из Беларуси равным 3 млрд. евро, предполагаемый ущерб республики от введенных санкций составит 300 млн. евро. Однако уже в т.г. европейские страны приобретут белорусских товаров более чем на 6 млрд. евро, поэтому прямой ущерб республики от отмены преференций, очевидно, тоже увеличится в два раза. Впрочем, и этот вариант подсчета не совсем корректен, поскольку при обычном уровне таможенных пошлин европейский рынок станет просто недоступным для некоторых белорусских товаров. Даже экспорт белорусских нефтепродуктов в Европу может (при стечении известных обстоятельств) потерять свою экономическую привлекательность. Например, сумма ущерба резко возрастет, если действие европейских санкций, пусть и отложенных до марта 2007г., совершенно случайно совпадет с введением Россией экспортных пошлин на поставки нефти. Ведь пока нет никаких указаний на то, что белорусско-российская проблема унификации и раздела пошлин на нефтепродукты близка к разрешению. Заявления официальных лиц с обеих сторон становятся жестче и непримиримее, а вторая попытка согласовать топливно-энергетический баланс якобы «союзного государства» на 2007г. потерпела неудачу точно так же, как и первая. В складывающейся ситуации ссылки официального представителя МИД РБ на «неэффективность и несостоятельность проводившейся на протяжении почти 10 лет политики ограничений и санкций со стороны Европейского союза в отношении республики» звучат неубедительно. Наступают новые времена: Европа заявляет о санкциях вслед за Россией, выдвинувшей жесткие рыночные условия будущего торгово-экономического сотрудничества с Беларусью. Поэтому опыт противостояния с Западом, накопленный республикой в прошедшем десятилетии, вряд ли пригодится в будущем. Минску нужно заключить «сепаратный мир» хотя бы с одной из заинтересованных сторон. Иначе всей белорусской экономике придется туго, а не только текстильной индустрии. Поэтому председатель комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности Николай Чергинец лишь немного преувеличил, когда посчитал, что «лишение Беларуси торговых преференций затронет до 40% белорусского экспорта». Конечно, подобный удар по экспорту республики возможен лишь в том случае, если правительство проявит неуступчивость и развяжет дипломатическую войну сразу на два фронта. Только тогда и сбудется кошмарное предсказание Чергинца о том, что «существенная часть трудового населения» потеряет работу и зарплату. Для этого до марта 2007г. белорусским властям даже предпринимать ничего не нужно в области выполнения рекомендаций Международной организации труда, а просто следует дождаться исключения Беларуси из ГСП. Потом можно смело начинать действовать в точном соответствии с рекомендациями уважаемого сенатора. По его наблюдениям, «на белорусских границах по дороге в Евросоюз задерживают десятки и сотни больных СПИДом, подозреваемых в терроризме и создании преступных групп». Принимая во внимание столь благоприятные обстоятельства, Чергинец допускает возможность изъятия части средств, затрачиваемых пока на охрану границы, и их перевода на поддержание «жизненного уровня той части населения, на которую направлен удар». А далее, если следовать логике сенатора, отчаянные исламские террористы тут же рванут через недофинансированную белорусскую границу в сторону беззащитного ЕС, после чего «европейские избиратели не скажут спасибо своим парламентариям». А без доброго слова и до парламентского кризиса недалеко. Много ли надо для дестабилизации сытой жизни в демократической стране? Коварно задумано. И благородно по отношению к соотечественникам, потерявшим работу. Однако часть сэкономленных на охране границы денег следует все же приберечь для отражения потенциальной угрозы с Востока. И тогда план сенатора отлично стыкуется с намечаемым комплексом президентских мер по десятикратному повышению тарифов на транзит российских грузов через территорию Беларуси в случае увеличения цен на природный газ до европейского уровня. Сэкономленные средства пригодятся для превращения белорусско-российской таможенной границы в непреодолимый Восточный вал, в то время как западную продолжаем держать открытой, лишь изредка поглядывая через колючую проволоку и отфильтровывая здоровых белорусов в толпе спидоносцев, бегущих на Запад. Надо же кому-то и здесь остаться, чтобы трудиться на благо многоукладной национальной экономики. В остальном план сенатора, следует признать, практически безупречен. Никаких реформ и уступок. Наше дело правое - победа будет за нами! Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Борьба за права трудящихся между Евросоюзом и Беларусью входит в решающую стадию. Так и не добившись от властей республики строгого соблюдения прав пр |
|