КЛИЕНТ ГОТОВ
Клиент готов
Ярослав РОМАНЧУК http://www.belgazeta.by/20061211.49/040160241 По критериям ЕБРР Беларусь делит с Туркменистаном последнее место среди 29 переходных стран по глубине и степени проведения рыночных реформ. Подтверждения этому факту обнаруживаются в результатах опроса, проведенного Исследовательским центром ИПМ. Белорусы не готовы даже к тем реформам, которые поляки, литовцы или эстонцы прошли более 10 лет назад. НОСТАЛЬГИЯ Большинство белорусов, полностью солидализируясь с властью, продолжает считать, что в отдельно взятой стране можно построить социализм. Даже в Минске 17% населения считает СССР предпочтительной моделью для Беларуси. Сторонников нынешней модели - 23,6%. В городах - поменьше, в селах - гораздо больше половины. Для успокоения души ностальгирующее по прошлому большинство называет происходящие в стране экономические процессы рыночными реформами. 50% респондентов уверены, что экономическое положение их семей в ближайшее время останется без изменений; 37% настроено более оптимистично, считая, что оно несколько улучшится. Наибольшее количество оптимистов проживает в крупных городах, а в малых и поселках таких людей 32-36%. Такое распределение ответов тоже вполне объяснимо. В столице и областных центрах делятся основные бюджетные ресурсы. До провинции доходят крохи. На них веселым оптимистом не станешь. РЕФОРМЫ В БЕЛАРУСИ: ОЖИДАНИЯ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ Удовлетворить притязания наших сограждан совсем нетрудно. В конце 2006г. зарплата среднего белоруса составит примерно 200 евро, пенсия - 92. Соответствующий информационный фон, жестко регулируемые тарифы на ЖКУ и на целый ряд т.н. социально ориентированных товаров - и клиент готов. Если бы у европейцев, американцев или корейцев были такие запросы, весь мир застрял бы на уровне показателей середины XX в. 66% белорусов уверены, что за последние 10 лет наша страна достигла больших результатов в развитии экономики, чем большинство соседних государств. С этим не согласны только 34% населения. Людей, конечно, волнует рост цен, дорогое жилье и потеря работы, но главными они считают социальные проблемы: алкоголизм (44%), труднодоступность качественного медобслуживания (24%), низкую рождаемость и уменьшение численности населения (43%). О безграничной вере во власть говорит тот факт, что в конце лета 2006г. только 16% респондентов отметили возможный рост цен как проблему. СТОРОННИКИ РЫНКА И ГОСПРАВЛЕНИЯ ПО ОСНОВНЫМ СФЕРАМ РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ (Беларусь, 2006) КОНСЕРВАЦИЯ Для определения готовности населения Беларуси к рыночным реформам эксперты ИПМ использовали одиннадцать стандартных индикаторов ЕБРР. Ответы респондентов, выступающих за госрегулирование и за рыночные реформы, они наложили на реальную ситуацию. Людям задавали парные вопросы, чтобы определить, к какому лагерю они относятся - антирыночников или рыночников. Несмотря на высокой уровень одобрения текущей экономической политики и отсутствие прогресса в реформах, около 40% населения все-таки за реформы. Первая пара вопросов касалась малой приватизации. В Беларуси только 47% населения согласны с тем, чтобы малые предприятия находились в частной собственности и были объектами купли-продажи. Сельчане гораздо сильней противятся даже малой приватизации, не говоря уже о большой (51% против 39%). Даже в возрастной группе 24-34 года 36,6% антирыночников. 80% белорусов поддерживает развитие предпринимательства, но меньше половины - за малую приватизацию. Такой смысловой конфликт в менталитете еще как-то объясним для людей старше 65 лет. Гораздо труднее принять тот факт, что сразу 31,9% населения в возрасте 18-24 лет выступает против реальной частной собственности на уровне малой приватизации. Еще хуже отношение белорусов к приватизации крупных предприятий: 64% респондентов полагают, что «подавляющее большинство крупных предприятий должно находиться в госсобственности» и только 19% - за частную. Среди сельского населения 70% противников крупного частного бизнеса, в городах - 60%. В столице только 25% поддерживают приватизацию крупного бизнеса. Только 27% опрошенных в возрасте до 24 лет и 21% - до 34 лет поддерживают большую приватизацию. Аналогичная ситуация в отношении к приватизации банков и отраслей инфраструктуры: 57% населения считает, что «крупнейшие банки должны находиться в госсобственности и выполнять госпрограммы », 27% полагает, что «регулирование деятельности банков должно опираться на международные нормы », 65% - что энергетика, телекоммуникации, ЖКХ, дорожное хозяйство должны находиться в собственности государства, и только 25% уверено, что частные компании должны иметь доступ в эти сектора. Тот факт, что белорусский Интернет - один из самых дорогих в регионе, респонденты не увязывают с монополией государства. Сострадание белорусов и желание помочь слабым отражается на количестве желающих помогать убыточным и неконкурентоспособным предприятиям: 40% согласны с тем, что государство должно их субсидировать, 44% опрошенных поддерживают утверждение о том, что «жизнеспособность предприятий должна определяться способностью производить конкурентоспособную продукцию ». Таблица Следующий важный индикатор рыночности белорусов - отношение к ценам и ценообразованию. 49,7% белорусов - сторонники жесткого ценового регулирования и согласны с тем, что «большинство цен должно устанавливаться и контролироваться государством». Только 36,5% подписываются под утверждением, что «большинство цен должно устанавливаться на основе спроса и предложения без госвмешательства». Белорусы часто жалуются на высокие цены и низкое качество товаров и услуг, но рьяно поддерживают жесткое ограничение конкуренции со стороны импорта: 49% населения считает, что «экспорт, импорт и торговля валютой должны жестко контролироваться государством ». В целом по стране только 32% поддерживают минимальное регулирование данных экономических операций в соответствии с международными нормами. Наиболее прорыночными белорусы выглядят в вопросах по рынку труда. С утверждением «занятость и зарплата должны жестко регулироваться государством даже на частных предприятиях » согласно 34% респондентов. 51% настроен более либерально, считая, что «вопросы занятости и зарплаты должны быть предметом трудового договора между работником, нанимателем и профсоюзом ». Отношение к земле очень красноречиво говорит о пристрастиях людей. 56,7% согласны с тем, что «земля должна находиться в собственности государства за исключением небольших участков, купля-продажа которых также должна быть ограничена ». Только 30% поддерживают тезис, что «за небольшим исключением земля может свободно покупаться и продаваться, в т.ч. иностранными гражданами ». СТРАНА ПОШЛА НАЛЕВО Преобладание в обществе ностальгии по СССР становится еще более очевидной при сравнении ответов белорусов с уровнем реформирования одиннадцати сфер ЕБРР. По малой и большой приватизации, регулированию цен, торговле и валютному рынку, банковской, финансовой и земельной реформам страны Центральной и Восточной Европы и Балтии де-факто обошли уровень рыночности, который демонстрируют белорусские сторонники реформ. Европейские постсоциалистические страны провели более глубокие реформы, чем того хотели бы сегодня рыночно настроенные белорусы. А левые Польши, Венгрии, Чехии или стран Балтии настроены гораздо более прорыночно, чем белорусские т.н. «либералы». «Люди выступают за «большое» государство, регламентирующие цены, материальные и финансовые потоки, за государственную собственность и отсутствие приватизации », - застрявший в конце 80-х тип советского белоруса чаще встречается на селе, в преклонном возрасте и на госпредприятии. При таком электорате и сохранении основных параметров экономической политики (в первую очередь дотаций со стороны России) официальному Минску не угрожают никакие политические кампании. Его экономические и идеологические взгляды реально отражают мнение большинства. В противном случае придется «ломать через колено» установки и стереотипы, которые тщательно формировались в течение последних 10 лет. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
По критериям ЕБРР Беларусь делит с Туркменистаном последнее место среди 29 переходных стран по глубине и степени проведения рыночных реформ. Подтвержд |
|