Экспорт прирастает стараниемВ январе-октябре 2006 г. республика экспортировала своих товаров на 16 463,8 млн.USD, что в фактических ценах на 26,6% больше, чем за тот же период прошлого года. Но еще больше — на 18 085,9 млн.USD (темп роста 36,4%) импортировала. Сальдо, таким образом, отрицательное в размере 1 622,1 млн.USD, что, в частности, ставит перед управленцами задачу осмысления предпосылок успеха предприятий, добившихся обратного соотношения. Одно из них — ЗАО «Пинскдрев», чья мебель занимает 18% от общереспубликанского экспорта. Здесь сальдо внешней торговли товарами составило 27,0 млн. USD со знаком «плюс». Сегодня на входящих в ЗАО производствах (всего 33 структурных подразделения) выпускают около 1500 наименований изделий — все виды бытовой мебели и большую номенклатуру товаров для общественных помещений, фанеру, гнутоклееные детали, спички, древесностружечные плиты, строганый шпон, пиломатериалы и др. По объему их производства предприятие — крупнейшее в СНГ. Естественно, что и в отечественной деревообработке оно лидирует по большинству позиций. Продукция ЗАО, несмотря на работу в условиях жесточайшей конкуренции (только в России, например, около 500 крупных производителей мебели, при этом, по оценке специалистов, до 40% рынка составляет теневой оборот), достойно противостоит аналогам иностранных производителей. Экспорт за те же 10 мес. 2006 г. составил 49,9 млн.USD, или 122,9% по отношению к аналогичному периоду 2005 г., при этом продажи мебели возросли на 25,2%, фанеры на 19,5%, ДСП — 14,6, спичек — на 25,9%. Динамика экспорта предприятия в 2002-2006 гг. представлена на диаграмме 1 (тыс.USD). Свою продукцию ЗАО в настоящее время экспортирует в более чем 30 стран, при этом 61,2% экспорта приходится на 3 государства: Россию (35,2%), Германию (15,2%) и Казахстан (10,8%), где реализуется 83,3% всей экспортируемой мебели, 30,8% фанеры, 28% спичек и 40,9% ДСП. В структуре экспорта ЗАО наибольший удельный вес (в январе-октябре 2006 г. — 56%) занимает мебель — наиболее технологичная продукция деревообработки, которая теперь поставляется более чем в 20 стран, в основном в Россию (52%), Германию (14,6%) и Казахстан (16,7%). К слову, большой удельный вес в экспорте России вынуждает пинчан диверсифицировать рынки сбыта. Не так давно первые партии изделий отправлены в Грузию, расширяются поставки в страны ЕС, Казахстан и Украину. Фанеру из Пинска (удельный вес экспорта 25%) импортируют 25 государств, больше всех — Германия (27,3% от общего объема экспорта) и Польша (21,1%). Серьезную конкуренцию в ее поставках составляют китайские и южноазиатские производители, имеющие доступ к российскому сырью, а также, разумеется, сама Россия. «Пинскдрев» в соперничестве с ними выигрывает прежде всего за счет высокого качества фанеры — специально для этого приобрели новое импортное оборудование, соответствующего сервиса и особенно — четкого выполнения договорных обязательств, что на Западе особенно ценят. Экспорт ДСП (12%) по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. в денежном выражении увеличился на 16,4%. Покупают их 15 государств, больше всего — опять же Россия (39,8% от общего объема экспорта) и Узбекистан (37,4%). По статистике, емкость рынка спичек ежегодно сокращается на 2%. Но пинчане, хотя это низкорентабельное и одновременно высокотехнологичное производство, не собираются уходить с него. Хотя бы потому, что многие российские предприятия не выдерживают конкуренции в этом сегменте и закрываются, освобождая пространство другим производителям, в т.ч. «Пинскдреву», который, к слову, входит в тройку крупнейших производителей этой продукции в СНГ (удельный вес экспорта 7%). Покупатель, как известно, предпочитает брать самую лучшую продукцию. «Пинскдрев» сегодня — обладатель десятков различных призов и наград за высокий потребительский уровень своих изделий. Постоянный лауреат Премии Правительства республики за достижения в области качества, четырехкратный победитель конкурса за наивысшие достижения в развитии деревообрабатывающей отрасли республики и обладатель главного приза мебельщиков — «Серебряная ель», неоднократный лауреат международного конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации», обладатель Знака почета «Лидер национальной экономики 2006» и т. д. ЗАО первым в деревообрабатывающей отрасли внедрило систему менеджмента качества ИСО 9001-2001. Два крупнейших мебельных производства — СООО «Пинскдрев-Адриана» и фабрика экспортной мебели сертифицированы на соответствие требованиям международных стандартов ИСО 14000 и СТБ-18000. В настоящее время к внедрению этих стандартов готовятся и на других предприятиях общества. Наличие сертификатов соответствия выпускаемых изделий международным экологическим стандартам — важное конкурентное преимущество, позволяющее позиционировать свою продукцию не просто как добротную, качественную с конкурентной ценой, но и как продукцию экологически безопасную, чему конечный потребитель на Западе придает очень большое значение. Для успеха одного качества мало: нужно, чтобы такой продукции выпускалось много — тогда ниже будут издержки, следовательно, у производителя появится возможность держать на приемлемом уровне отпускную цену. Наглядное представление об объемах выпуска дает диаграмма 2. А за 10 месяцев нынешнего года товарной продукции на предприятии в сопоставимых ценах к соответствующему периоду 2005 г. произведено больше на 18,3% и почти на столько же — потребительских товаров. Увеличению экспорта пинским мебельщикам помогает т.н. брэндирование своей продукции на экспортных рынках (согласно исследованиям, проведенным независимым консалтинговым агенством «Сатио», каждые 9 из 10 опрошенных отечественных респондентов знают марку «Пинскдрев»). Способствует этому и формирование собственного фирменного стиля, проведение соответствующих маркетинговых исследований, особенно перед входом на новые рынки, постоянный мониторинг рыночной среды в целом. При этом обязательно учитывается специфика региона. Например в России, особенно в Москве, С.-Петербурге, Н.Новгороде и других городах-миллионниках очень востребованы дорогие кожаные гарнитуры, сложная, по сути, эксклюзивная продукция корпусной мебели из натуральных материалов (программы Верди, Венеция). Восточные соседи теперь активно поддерживают собственную экономику, в т.ч. деревообработку. В этой связи пинчане опасаются появления определенных проблем, связанных, например, с участием в тендерах на закупку мебели для российских госнужд — Минэкономразвития России планирует ограничить закупки белорусской мебели. В Пинске обеспокоены и слухами о перспективах введения каких-либо ограничений, например сертификации мебели, в первую очередь детской и для дошкольных учреждений. Все это мотивируется «соображениями» качества, экологии и т. д. Подобные «аргументы» в Пинске воспринимают с известной долей юмора, поскольку их изделия отвечают всем требованиям стандартов, в т.ч. международных — требования стран ЕС не менее жесткие, а между тем обьемы поставок в эти страны постоянно увеличиваются, но перспективы от введения различных ограничений более радужными не становятся. Трудно конкурировать с россиянами и в вопросах того же сервиса. Одно дело, когда потребитель находится, как говорится, на расстоянии вытянутой руки, и другое — за тысячи километров. Именно поэтому в Пинске настоятельно требуют от дилеров безоговорочного (в интересах конечного потребителя) исполнения договорных обязательств, в частности обеспечения стандартов сервиса, касающихся условий доставки его потребителю, сборки приобретенного товара и т. д. «Пинскдрев» первым в республике стал работать по системе изготовления мебели под заказ, что также дало очень интересные результаты. Заходит, скажем, на сайт ЗАО дистрибьютор из Кемерово и делает заявку на изготовление партии мебели. Уже в этот день она рассматривается и принимаются соответствующие необходимые решения. К слову, на базе сайта создана и система сбора и анализа информации, поступающей от потребителей. Каждый из них может высказать свое мнение о достоинствах и недостатках пинской мебели, предложить что-то по ее совершенствованию. Встречаются, конечно, и критические отзывы — с ростом предложений и возможностей выбора, с усиливающейся конкуренцией растут и требования. И все же основная масса обращений на форум — желание поблагодарить производителей, пожелать им успехов, сделать какие-то замечания. Например, в некоторых случаях нет «гармонии» между современным дизайном изделия и устаревшей фурнитурой. Встречаются просьбы оснастить кухни какими-то новыми приспособлениями. Все это учитывается и при обоснованности принимается к исполнению. Основой успеха экспорта белорусской мебели было и остается оптимальное сочетание цены и качества, т. е. высокое качество и современный дизайн при сравнительно низких по сравнению с западными аналогами ценах. Практически вся она, в т.ч. для внутреннего рынка, изготавливается «на одном потоке» с экспортной. В мебели, как и в других сегментах нашего быта, сейчас в особой моде изделия, выделяющиеся «индивидуальностью». В частности, мягкая мебель со сложным кроем чехла, с использованием декоративных накладок из массива дорогих пород дерева. Разумеется, она недешевая и предназначена в основном для людей состоятельных. Такие изделия уже выпускаются и в Пинске (наборы мягкой мебели «Малага», «Оксфорд» и др.), для чего приобретено уникальное импортное оборудование. Заказами на них предприятие обеспечено на длительный период. Постоянно обновляется ассортимент — ежегодно в производство запускаются, в зависимости от направления, от 14 до 20% новых изделий, примерно столько же, не пользующихся спросом, снимаются «с конвейера». Пинские мастера пытаются предугадать новые тенденции в мебельной промышленности и создают коллекции, которые затем апробируют на выставках-ярмарках. То, к чему потенциальные потребители проявляют интерес, по определенной схеме выводится на рынки, включая зарубежные. Что не оправдало первоначальных ожиданий — отправляется «в архив». Успехи пинских производителей могли бы быть гораздо весомее, если бы не некоторые издержки. Например, одним из условий экспорта в Российскую Федерацию является применение нулевой ставки НДС. Из-за сложности ее подтверждения ЗАО приходится на неопределенное время отвлекать собственные оборотные средства. И чем выше его экспорт в Россию — тем больше проблем. Сложна и забюрократизирована процедура заявления таможенной стоимости и ее «доказательства», что приводит к росту таможенной стоимости закупаемого импортного сырья (используемого, например, в производстве качественной мягкой мебели). В связи с этим растет себестоимость готовой продукции, что в свою очередь ведет к увеличению цены и уменьшению конкурентоспособности изделий. С завидным постоянством растут фиксированные ставки таможенного оформления. Например, если ранее оформление экспорта одной автофуры с фанерой стоило 7,5 EUR, то сегодня — 35. Как следствие, сумма таможенных платежей за последнее время на «Пинскдреве» увеличилась в 4 раза. К слову, в России ставки сборов за таможенное оформление по сравнению с белорусскими меньше в 4-5 раз. Да и количество документов при оформлении экспорта там не более 5, у нас — от 11 до 18. В республике практически не производятся обивочные материалы и поролон, необходимые для производства эксклюзивной мягкой мебели. Предприятие вынуждено заводить их из-за пределов республики. Чиновникам, отвечающим за реализацию программы импортозамещения, следовало бы подумать о господдержке таких производств. Несмотря на огромные усилия, которые «Пинскдрев» прилагает для развития собственной товаропроводящей сети, ему частенько приходится прибегать к услугам отечественной госторговли. Жаль только, что из-за низкой исполнительской дисциплины в ней надолго «застревают» оборотные средства предприятия, что в свою очередь не самым лучшим образом сказывается на темпах его развития. И все же на «Пискдреве» оптимизма не теряют. Есть стабильное, отлаженное производство, «раскрученный», подтверждаемый высоким качеством продукции брэнд, многочисленные награды, доброе имя коллектива — с таким «багажом» работать хуже просто непозволительно. Федор ЗАЯЦ Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В январе–октябре 2006 г. республика экспортировала своих товаров на 16 463,8 млн.USD, что в фактических ценах на 26,6% больше, чем за тот же период пр |
|