ПОКА МАЗУТ НЕ ИССЯК
Пока мазут не иссяк
Расклад недели Сергей ЖБАНОВ http://www.belgazeta.by/20061218.50/040160421 Бюджет союзного государства только крепнет на фоне крайнего обострения взаимоотношений стран-участниц союза - рост 20%. Причем этот финансовый документ был впервые принят до начала следующего года. И на заседании Высшего госсовета союзного государства, состоявшегося 15 декабря 2006г., его благополучно утвердили. Это хороший подарок на память о союзе. Но у Александра Лукашенко были гораздо более серьезные причины для посещения Москвы, чем утверждение бюджета союзного государства, говорить о скорой кончине которого стало хорошим тоном. Ради бюджета пусть даже союзного государства, но с размером всего в $150 млн. двигатели президентского «Боинга» заводить не стоило. Белорусский президент очень стремился в столицу России, чтобы провести переговоры не о судьбе союза, а о судьбе двусторонних торгово-экономических отношений. И прежде всего о введении таможенных пошлин при поставках нефти в Беларусь в 2007г., которое может лишить белорусский госбюджет доходов в $2 млрд. Конечно, шансы договориться у Лукашенко были невелики, но и их упускать явно не стоило. Ведь утвержденный белорусский бюджет рассчитан с учетом действующих схем оплаты нефти, а использование Россией экспортных пошлин пробьет в нем дыру величиной в 5-6%. Причем скорость и решительность, с которой российское правительство ввело пошлины, продемонстрировали, что на этот раз Москва готова пойти до конца, не ограничиваясь наведением порядка только в торговле нефтью. И это настораживает, заставляя опасаться повторения истории 2004г. с отключением газа. Ведь сегодня уже нет независимых поставщиков, которые могли бы помочь с альтернативными экспортными поставками в случае отсутствия контракта к началу 2007г. С учетом данного неприятного обстоятельства официальному Минску ничего не остается, кроме как демонстрировать безудержный оптимизм, информируя о ходе переговоров. А для пущей убедительности не грех рассказать о том, как крепка броня национальной энергетики. Например, начальник управления стратегического развития и инвестиций Минэнерго Владимир Бобров на днях сообщил, что белорусская энергетика «не ощутит негативных последствий от введения...экспортных пошлин на сырую нефть». А потом, видимо, поразмыслив, пояснил, что эта напасть «в первое время на белорусской энергетике никак не отразится». Из-за теплой зимы запасов мазута навалом - больше плана, и компромисс в газовых переговорах будет скоро найден, поскольку Россия тоже заинтересована «во взаимной безопасности в энергетической сфере». В Минске делают вид, что не верят в возможность прекращения поставок газа. И нам хотелось бы разделить эту уверенность, но мешает жесткость, с которой Москва добивается своих целей на этот раз, вынуждая белорусскую сторону выбирать между плохими и очень плохими вариантами финансового исхода переговоров: по нефти, газу, а также условиям доступа белорусских товаров на российский рынок. Переговорные позиции российской стороны таковы, что белорусское согласие на их выполнение не даст облегчения ни по одному пункту переговоров, кроме газа. О преференциях прежних лет можно смело забыть, а создание газотранспортного СП подарит лишь временное облегчение. И продать в этих условиях 50% акций больше чем за $2 млрд. вряд ли удастся, хотя за контрольный пакет акций «Белтрансгаза» можно выручить сумму и поприличнее. Тогда и переход к цене в $200 за 1 тыс. куб. м газа будет плавным. Пользуясь безвыходной для РБ ситуацией, активизировался даже обычно вялый Евросоюз, обещая 20 декабря объявить санкции, которые обойдутся в копеечку для экономики Беларуси. И Украина тоже не прочь заработать, пообещав поставлять электроэнергию, но только по рыночным ценам в зависимости от времени года. Вот попали, так попали с рыночным социализмом в отдельно взятой стране! Похоже, его, как и чистый социализм, невозможно построить в кольце враждебного окружения и без собственных залежей энергоносителей. В общем, накопилось много вопросов, которые, по словам Лукашенко,«тяжелы для нас». И существует два принципиальных подхода к их решению. Первый предполагает согласие белорусского президента на фундаментальные российские требования: сначала введение единой валюты, а потом принятие Конституционного акта. Без выполнения этих условий Кремль не будет серьезно обсуждать ни один экономический вопрос. Поэтому как знак доброй надежды прозвучали слова белорусского президента о том, что «в результате наших тяжелых и длительных переговоров мы вроде бы нашли нить, за которую мы можем уцепиться». Видимо, Лукашенко имел в виду подход к тем самым вопросам, которые решил, встречаясь с Путиным месяц тому назад. Второй вариант выхода из создавшегося положения предполагает строительство подлинной рыночной экономики и создание присущей ей системы управления. Тут и до демократии недалеко. Но на это надеяться не приходится. И даже не потому, что власть не умеет пользоваться экономическими рычагами, а потому, что не хочет, предпочитая жесткое администрирование и жесткий контроль над всеми политическими и экономическими процессами в стране. Не для того белорусский президент сражался с олигархической Россией, чтобы своих олигархов плодить. Лукашенко согласится на разведение в бизнес-инкубаторах собственных магнатов с прирожденным чувством социальной ответственности, особо устойчивых к произволу властей и восприимчивых к госидеологии, если только очень припрет. Но мазут ведь еще не закончился, и этот эксперимент Беларуси пока не грозит. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Бюджет союзного государства только крепнет на фоне крайнего обострения взаимоотношений стран-участниц союза - рост 20%. Причем этот финансовый докумен |
|