Накануне обновления
Накануне обновления
В 2006 году Евросоюз приходил в себя от потрясений 2005-го, прозванного комментаторами “ужасным годом”. Слишком хорошо помнились уроки чрезмерных надежд и последовавшее за ними горькое отрезвление еврооптимистов по поводу мечты о Конституции ЕС, единства европейских ценностей и усиления внешнеполитической роли Союза. Мария САДОВСКАЯ Последние 12 месяцев Союз искал выход из кризиса идей и готовился к новым глобальным планам — без спешки, но с пониманием неотвратимости перемен. В уходящем году звучало меньше громких заявлений об успешности европейской идеи и больше конкретных предложений о том, каким образом разрешить проблему европейской идентичности и установить границы Союза, а также изменить его имидж в глазах “третьих” игроков на международной арене. Политики ЕС пытались не потерять лицо перед энергетически подавляющей континент Россией, конкурирующими экономически США и стремящимися к европейской идее Балканами, Турцией и странами бывшего СССР. Решалась задача вернуть собственным гражданам доверие к европейским институтам. Год начался с газового спора между Россией и Украиной. В то время как Москва и Киев обменивались угрозами сорвать поставки газа, европейские столицы “неожиданно” вспомнили, что энергетическая зависимость ЕС от России увеличивается из года в год. Результатом этого осознания стала разработка концепции энергетической безопасности Евросоюза, первые постулаты которой будут озвучены уже в январе 2007 года. В рамках усилий по обеспечению энергетической стабильности Евросоюз старался наладить диалог с Россией. Однако в этой сфере единство ЕС подверглось серьезному испытанию: Польша заблокировала старт переговоров по новому временному соглашению между ЕС и Россией, потребовав от Брюсселя поддержать ее позицию в споре по поводу эмбарго на ввоз в Россию мясных продуктов с польской территории. Вопрос о вступлении Болгарии и Румынии в состав Союза занимал первые полосы европейских газет намного реже. Брюссель ограничился ролью “сторожевого пса” копенгагенских критериев. Софии и Бухаресту разрешили вступить в Союз 1 января 2007 г., однако это решение сопровождалось угрозой наложить санкции в случае недостаточно быстрого хода реформ в первые два-три года членства. Вопрос будущего вхождения в ЕС Турции все чаще подвергался сомнению. Хотя формально “добро” на переговоры было дано более года назад, главным препятствием для Анкары остается непризнание Турцией статуса Кипра и недостаточно быстрые темпы проведения основных реформ. Однако несправедливо было бы назвать уходящий год годом евроскептицизма. 2006-й принес решение внутренних проблем, которые казались почти неразрешимыми еще год-два назад. Окончательно закреплены суммы бюджета на 2007-2013 гг., найдено согласие по механизмам оказания поддержки третьим странам. Во многом достигли прогресса страны — новички ЕС: в июле принято решение о том, что Словения первой из стран “десятки” введет в начале будущего года евро. Возросла прозрачность действий еврочиновников: 86% министерских встреч Cовета ЕС во второй половине 2006 г. транслировалось в режиме онлайн. Как никогда активной в этом году была коммуникация между Евросоюзом и Беларусью. Год начался с призывов Брюсселя к честным и справедливым президентским выборам в Беларуси, а после негативной оценки выборов международными наблюдателями ЕС выступил с целевыми санкциями в адрес белорусских чиновников. Параллельно Евросоюз подчеркивал, что его программы открыты для белорусских граждан и продемократических институтов. Более четко ЕС сформулировал свою позицию в предложениях для Беларуси, озвученных в Минске 21 ноября. Главная их идея — Европа не закрывает двери перед белорусским народом, однако открыть их перед белорусскими властями сможет только в случае выполнения официальным Минском международных обязательств в области основных прав и свобод человека и начала осуществления экономических реформ. Активно в этом году звучала из уст европейских и союзных чиновников самых высоких рангов тема освобождения белорусских политических заключенных и прекращения преследования независимых СМИ в Беларуси. Вручение А. Милинкевичу премии имени Сахарова и окончательное решение об исключении Беларуси из Общей системы торговых преференций за нарушения прав трудящихся еще раз подчеркнули принципиальную позицию Брюсселя: никакой подмены политического дискурса экономическими играми быть не может. Это — основа любых будущих переговоров. 2007-й станет для ЕС годом обновления: новый состав — 27 стран-членов, новая бюджетная перспектива, новые возможности для реализации внешнеполитических стратегий. Изменит ли Беларусь свою позицию стороннего наблюдателя за общеевропейскими процессами на новый, более заметный и достойный статус полноправного соседа Евросоюза? Увидим в 2007-м. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В 2006 году Евросоюз приходил в себя от потрясений 2005-го, прозванного комментаторами “ужасным годом”. Слишком хорошо помнились уроки чрезмерных наде |
|