Честное служение песне
Честное служение песне
ОНА знала, о чем пела, и самое главное — чувствовала. Для нее песня всегда была искренним монологом. — А можно ли лгать самой себе? — удивляется заслуженная артистка Беларуси Тамара РАЕВСКАЯ. И в то же время признается, что разрывалась между сценой и семьей. Теплый пирог в ее доме есть всегда… — Тамара Григорьевна, что сейчас происходит в вашей жизни? — В доме идет объемный капремонт. Когда он начался, самая большая проблема возникла с книгами. Их было около 3 тысяч. Набралась смелости и позвонила в Национальную библиотеку. Значительную часть работники отобрали для «сокровищницы». Еще сейчас готовится книга о Е.А.Глебове. У меня есть что вспомнить об этом композиторе и человеке, об отношение к которому всегда было уважительно-благодарным и очень теплым. Жду весну, когда поеду на дачу в Вязынку. Это — мой Эдем, где чувствую себя частью природы и осознаю, я бы сказала даже, физически остро — как хорошо жить! С годами научилась по-особому ценить жизнь. Замечаю и радуюсь распускающейся почке, журавлям. От нас они улетают стройными рядами, а возвращаются на родину врассыпную, радостно курлыча… Пою — во сне: выхожу на сцену и забываю слова. Ощущение жуткое! — Эдита Пьеха отметила на сцене свое 70-летие. А вы исчезли? — Возможности купить новую песню, аранжировку у меня нет. Петь под фонограмму «плюс», то, что называют «фанерой», приходилось — но ощущение пренеприятное, и это еще мягко сказано… Когда-то мы на телевидении пели вживую, даже в концертах на Москву. Приглашают меня для выступлений в День Победы. А в программах любимого белорусского радио можно услышать мои песни и сегодня. — Желание выходить на сцену осталось? — Может быть, оно несколько притупилось, потому что нет наработок — новых песен. Было выступление 2 декабря, пела «Бабулiн вальс». Вышла на сцену — и в который раз поняла: какое же это мое, как же я люблю сцену. Очень хорошо чувствую «живую» тишину зала, вижу лица, глаза, иногда слезы… Но никогда не выкрикну публике: «Я люблю вас!». Все говорю в песне и песней. 30 лет на сцене — одна сплошная радость. Совершенно не жалею, что не стала врачом, как когда-то хотела. Зато моим мужем стал врач, сын — врач. — Было ли такое, что вы отказывались петь, так как с чем-то не соглашались? — Капризной меня никто не назовет. Иногда сопротивлялась, когда предлагали материал, который не ложился на душу. Однако в конце концов соглашалась, потому что мне говорили: «Надо». Например, поддержать молодого, неизвестного автора. Правительственные концерты всегда были действом, почетным, но тяжким. Потому что в один день проходило три концерта — сначала для Министерства культуры, потом для ЦК, а вечером правительственный концерт. Во время первых двух начальники «выворачивали наизнанку» артистов. — Как вы относитесь к нынешней эстраде? — Мне не хотелось бы быть жестким критиком, но и вправду очень многое не нравится. Cегодня и песню, и «звездность» можно купить. У нас все было по-другому: композитор писал песню и видел, «слышал» того, кто ее будет исполнять. Евгений Александрович Глебов, Игорь Михайлович Лученок, Юрий Владимирович Семеняко писали для конкретного исполнителя. Сегодня я редко вижу на эстраде личность. Может, потому, что очень неплохо знаю свою профессию, не прощаю мелочей. Для меня важны законченность музыкальной фразы, грамотное ударение в слове, оправданные жесты… Не могу понять, каким образом вычурная подтанцовка помогает песне. Сейчас мало думают, о чем поют, тогда как для песни важен смысл. Пусть стихи и музыка были не мои, но я их «примеряла», пропуская песню через себя.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Она знала, о чем пела, и самое главное — чувствовала. Для нее песня всегда была искренним монологом. — А можно&nb |
|