21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Гарантированная покупка

25.08.2009 22:18 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Гарантированная покупка

Попытка починить вышедшую из строя бытовую технику, даже до окончания срока гарантии, порой оборачивается головной болью. При ремонте нередко возникает множество спорных ситуаций. О том, как покупателю защитить свои права, корреспонденту «МК» рассказала заведующая юридическим отделом Минского общества потребителей Наталья Карп

Ольга БЕРЕСНЕВА

- Купленный только вчера бытовой прибор приказал долго жить. В каких случаях покупатель имеет право обратиться с претензиями к продавцу?
- Бытовая и вычислительная техника, телевизоры, магнитофоны входят в список сложнотехнических товаров. Даже если такой товар вышел из строя спустя сутки с момента приобретения, продавец вправе потребовать вначале заключение сервисного центра о причинах поломки. Ведь потребитель мог неправильно эксплуатировать прибор, просто уронить его. Так, например, если эксперт сервисного центра разглядит на плате «гарантийного» мобильного телефона хоть мелкие, но признаки коррозии, - скорее всего, вас лишат гарантии. Рассчитывать на удовлетворение своих претензий покупатель может, если доказано, что поломка произошла не по его вине.
- А можно ли быть уверенным в добросовестности специалистов, проводящих диагностику?
- «Диагноз» того сервисного центра, с которым у продавца заключен договор, не является независимым. Если вы сомневаетесь в квалификации или добросовестности сотрудников этого центра, можете обратиться к тем специалистам, которым доверяете. Помните также, что при возникновении спора о причинах недостатка продавец обязан проводить экспертизу состояния товара за свой счет. Но если выводы будут не в пользу потребителя (недостатки возникли из-за нарушения покупателем правил пользования), то потребитель должен будет возместить продавцу расходы на диагностику.
- Допустим, результаты заключения подтвердили вину производителя. На что может рассчитывать покупатель?
- В течение всего гарантийного срока он вправе потребовать бесплатного ремонта, обмена бракованного товара на аналогичный или возврата денег. Однако в отношении дорогостоящих (стоимостью в 400 и более раз выше базовой величины) и сложнотехнических товаров эти требования могут быть удовлетворены только при наличии существенного недостатка. Что это значит? Речь идет о неоднократных поломках купленной техники и о таких ситуациях, когда устранение недостатка требует затрат времени, несоизмеримых с ценой товара (нужно заказывать новую деталь у производителя за рубежом), затрат крупных денежных средств (стоимость необходимой запчасти - больше половины всей цены товара). Но ведь вы купили вещь, чтобы ею пользоваться, а не ждать, когда ее починят. В таком случае сервисный центр признает ремонт нецелесообразным и потребитель вправе требовать возврата денег. После окончания гарантийного срока товара претензии продавцу правомочно предъявлять лишь по факту скрытого производственного брака либо из-за конструктивного недостатка.
- Обязан ли покупатель, обращаясь к продавцу по гарантии, предъявить чек, сохраненную упаковку?
- Отсутствие чека не является основанием для отказа в удовлетворении требований покупателя. То же и с упаковкой. Часто можно услышать от продавца: «Мы вернем вам деньги, если вы нам принесете товар в упаковке». Это неправомерно. Кстати, вы можете использовать любой документ, подтверждающий факт покупки именно у этого продавца, к примеру, отрывной или гарантийный талон. Если же все утеряно, доказать факт сделки бывает непросто. Тем более, при обращении в сервисный центр.
- Если фабричный брак очевиден, обращаться лучше в сервисный центр или напрямую к продавцу?
- Это выбор потребителя. По закону продавец обязан принять товар ненадлежащего качества. Но вы можете также самостоятельно обратиться в сервисный центр, адрес которого указан в гарантийном талоне, либо возложить эту обязанность на продавца. Если продавец отказывается - это прямое нарушение законодательства. В таком случае потребителю нужно документально подтвердить факт отказа в гарантийном обслуживании: написать заявление в двух экземплярах и потребовать подписи продавца. Если и в этом вам не идут навстречу - оставляйте претензию в Книге замечаний и предложений. А затем можете смело обращаться в организацию по защите прав потребителей.
- В редакцию «МК» с жалобой обратился минчанин Александр. Его дорогостоящий мобильный телефон в сервис-центре сняли с гарантии и предложили отремонтировать платно, объяснив это тем, что при вскрытии обнаружили в аппарате следы влаги и песка. Читатель же уверяет, что бережно обращался с телефоном…
- Мы всегда советуем: при сдаче в ремонт дорогостоящего сложнотехнического товара требуйте определить причину поломки в вашем присутствии. Если это невозможно - соглашайтесь только на диагностику неисправности, без проведения ремонта, потому что после него почти невозможно определить, были ли действительно в аппарате жидкость и песок.
- Как скоро мастерская обязана произвести ремонт?
- Недостатки в товаре должны быть устранены в срок до 14 дней с момента заявления. Если установлено, что ремонт нецелесообразен, деньги покупателю должны вернуть в течение 7 дней. К слову, не всем известно, что по закону продавец обязан на время ремонта предоставить гражданину замену - товар аналогичный сломанному. Исключение составляют крупные дорогостоящие товары: автомобили, мотоциклы, мебель…
- Помимо выполнения обязательств, может ли потребитель потребовать от продавца возмещения морального ущерба? Как определяется этот ущерб?
- К сожалению, оценку нравственных и физических страданий - а именно так интерпретирует закон моральный вред - может дать только суд. При этом продавцам и исполнителям услуг закон не запрещает добровольно компенсировать причиненный потребителю моральный ущерб.
СПРАВКА «МК»
По данным управления бытового обслуживания населения Мингорисполкома, сегодня в Минске услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой техники оказывают 116 мастерских и 43 индивидуальных предпринимателя, которые используют выездную форму обслуживания. Отремонтировать телерадиоаппаратуру можно в 63 ателье и у 18 индивидуальных предпринимателей. Гарантийное и послегарантийное обслуживание в городе осуществляют более 30 сервисных центров и мастерских по ремонту бытовой техники и 25 - по ремонту радиоэлектронной аппаратуры.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Попытка починить вышедшую из строя бытовую технику, даже до окончания срока гарантии, порой оборачивается головной болью. При ремонте нередко возникае
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика