Гарантированная покупка
Гарантированная покупка
Попытка починить вышедшую из строя бытовую технику, даже до окончания срока гарантии, порой оборачивается головной болью. При ремонте нередко возникает множество спорных ситуаций. О том, как покупателю защитить свои права, корреспонденту «МК» рассказала заведующая юридическим отделом Минского общества потребителей Наталья Карп Ольга БЕРЕСНЕВА - Бытовая и вычислительная техника, телевизоры, магнитофоны входят в список сложнотехнических товаров. Даже если такой товар вышел из строя спустя сутки с момента приобретения, продавец вправе потребовать вначале заключение сервисного центра о причинах поломки. Ведь потребитель мог неправильно эксплуатировать прибор, просто уронить его. Так, например, если эксперт сервисного центра разглядит на плате «гарантийного» мобильного телефона хоть мелкие, но признаки коррозии, - скорее всего, вас лишат гарантии. Рассчитывать на удовлетворение своих претензий покупатель может, если доказано, что поломка произошла не по его вине. - А можно ли быть уверенным в добросовестности специалистов, проводящих диагностику? - «Диагноз» того сервисного центра, с которым у продавца заключен договор, не является независимым. Если вы сомневаетесь в квалификации или добросовестности сотрудников этого центра, можете обратиться к тем специалистам, которым доверяете. Помните также, что при возникновении спора о причинах недостатка продавец обязан проводить экспертизу состояния товара за свой счет. Но если выводы будут не в пользу потребителя (недостатки возникли из-за нарушения покупателем правил пользования), то потребитель должен будет возместить продавцу расходы на диагностику. - Допустим, результаты заключения подтвердили вину производителя. На что может рассчитывать покупатель? - В течение всего гарантийного срока он вправе потребовать бесплатного ремонта, обмена бракованного товара на аналогичный или возврата денег. Однако в отношении дорогостоящих (стоимостью в 400 и более раз выше базовой величины) и сложнотехнических товаров эти требования могут быть удовлетворены только при наличии существенного недостатка. Что это значит? Речь идет о неоднократных поломках купленной техники и о таких ситуациях, когда устранение недостатка требует затрат времени, несоизмеримых с ценой товара (нужно заказывать новую деталь у производителя за рубежом), затрат крупных денежных средств (стоимость необходимой запчасти - больше половины всей цены товара). Но ведь вы купили вещь, чтобы ею пользоваться, а не ждать, когда ее починят. В таком случае сервисный центр признает ремонт нецелесообразным и потребитель вправе требовать возврата денег. После окончания гарантийного срока товара претензии продавцу правомочно предъявлять лишь по факту скрытого производственного брака либо из-за конструктивного недостатка. - Обязан ли покупатель, обращаясь к продавцу по гарантии, предъявить чек, сохраненную упаковку? - Отсутствие чека не является основанием для отказа в удовлетворении требований покупателя. То же и с упаковкой. Часто можно услышать от продавца: «Мы вернем вам деньги, если вы нам принесете товар в упаковке». Это неправомерно. Кстати, вы можете использовать любой документ, подтверждающий факт покупки именно у этого продавца, к примеру, отрывной или гарантийный талон. Если же все утеряно, доказать факт сделки бывает непросто. Тем более, при обращении в сервисный центр. - Если фабричный брак очевиден, обращаться лучше в сервисный центр или напрямую к продавцу? - Это выбор потребителя. По закону продавец обязан принять товар ненадлежащего качества. Но вы можете также самостоятельно обратиться в сервисный центр, адрес которого указан в гарантийном талоне, либо возложить эту обязанность на продавца. Если продавец отказывается - это прямое нарушение законодательства. В таком случае потребителю нужно документально подтвердить факт отказа в гарантийном обслуживании: написать заявление в двух экземплярах и потребовать подписи продавца. Если и в этом вам не идут навстречу - оставляйте претензию в Книге замечаний и предложений. А затем можете смело обращаться в организацию по защите прав потребителей. - В редакцию «МК» с жалобой обратился минчанин Александр. Его дорогостоящий мобильный телефон в сервис-центре сняли с гарантии и предложили отремонтировать платно, объяснив это тем, что при вскрытии обнаружили в аппарате следы влаги и песка. Читатель же уверяет, что бережно обращался с телефоном… - Мы всегда советуем: при сдаче в ремонт дорогостоящего сложнотехнического товара требуйте определить причину поломки в вашем присутствии. Если это невозможно - соглашайтесь только на диагностику неисправности, без проведения ремонта, потому что после него почти невозможно определить, были ли действительно в аппарате жидкость и песок. - Как скоро мастерская обязана произвести ремонт? - Недостатки в товаре должны быть устранены в срок до 14 дней с момента заявления. Если установлено, что ремонт нецелесообразен, деньги покупателю должны вернуть в течение 7 дней. К слову, не всем известно, что по закону продавец обязан на время ремонта предоставить гражданину замену - товар аналогичный сломанному. Исключение составляют крупные дорогостоящие товары: автомобили, мотоциклы, мебель… - Помимо выполнения обязательств, может ли потребитель потребовать от продавца возмещения морального ущерба? Как определяется этот ущерб? - К сожалению, оценку нравственных и физических страданий - а именно так интерпретирует закон моральный вред - может дать только суд. При этом продавцам и исполнителям услуг закон не запрещает добровольно компенсировать причиненный потребителю моральный ущерб. СПРАВКА «МК» По данным управления бытового обслуживания населения Мингорисполкома, сегодня в Минске услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой техники оказывают 116 мастерских и 43 индивидуальных предпринимателя, которые используют выездную форму обслуживания. Отремонтировать телерадиоаппаратуру можно в 63 ателье и у 18 индивидуальных предпринимателей. Гарантийное и послегарантийное обслуживание в городе осуществляют более 30 сервисных центров и мастерских по ремонту бытовой техники и 25 - по ремонту радиоэлектронной аппаратуры. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Попытка починить вышедшую из строя бытовую технику, даже до окончания срока гарантии, порой оборачивается головной болью. При ремонте нередко возникае |
|