Пронести свой крест достойно
Пронести свой крест достойно
Трагедию Великой Отечественной войны он воспринимает как личную. И теперь ему нужно рассказать хотя бы часть правды о тех страшных годах. Речь - о самом известном из ныне живущих белорусских драматургов, об Алексее Дудареве Сергей ВИНОГРАДОВ Осколок Дударев считает, что, хотя он родился спустя пять лет после окончания войны, детство его прошло под знаком Великой Победы. Война живет в Алексее из рассказов отца. Тот ушел на фронт 26 июня 1941 года, участвовал в Сталинградской битве и закончил войну на Балканах. Отец вспоминал, например, такой эпизод. С фронтовым другом они находились в траншее, когда последовала команда: «Вперед!» Друг первым рванулся наверх, и в тот же миг его грудь пробил осколок снаряда. «А ведь я вполне мог оказаться на его месте», - говорил отец. Уже тогда Леша задумался о превратностях судьбы: случись такое, его бы попросту не было на свете… Тягу к творчеству Алексей Дударев объясняет стремлением прожить часть чужой, даже вымышленной жизни, как своей. Он с раннего детства постоянно сочинял, погружался в мир фантазий. Отец первым в деревне купил патефон и кипу пластинок. «Землянка», «Катюша», «Утро майское», «Вот солдаты идут» - эти и другие замечательные песни постоянно звучали в доме. Даже сегодня, когда Алексей Онуфриевич слышит их, на душе становится тепло и радостно. Выбор - Первая моя пьеса называлась «После» (в театрах ее впоследствии переименовали в «Выбор»). По ней был поставлен дипломный спектакль на актерском факультете, который я заканчивал, - рассказывает драматург. - А начиналось так. Было мне тогда лет 25. Еще студентом я писал рассказы. Руководитель курса Александр Иванович Бутаков предложил мне попробовать написать пьесу. Я уехал домой и сделал первые наброски. Вернулся в Минск, показал Бутакову. Ему понравилось - и я быстро дописал пьесу. Считаю эту удачу одной из главных побед в своей жизни. Дальше было проще. Не так давно вышел сборник избранных пьес. Я назвал его «Крест» и только потом понял, что это название подходит к любой моей пьесе: «Порог», «Вечер», «Рядовые», «Князь Витовт», «Полочанка»… Все мои герои несут свой крест. Крест есть у каждого - легкая ли судьба выпала, тяжелая ли. Лично я желаю только одного: выполнить в жизни хотя бы задачу-минимум - не ухудшить ту душу, с которой пришел в этот мир. И уж совсем было бы хорошо - хоть чуточку ее улучшить. Это и есть - пронести свой крест достойно. Где красота, которая спасет мир? - Вы - человеколюб? - Я, если можно так выразиться, человекосочувственник. Я сочувствую человеку. - Любому? - Любому. «Не судите да не судимы будете» - это не зря сказано, потому что человек не все может осилить и поднять. Если ты сострадаешь, можно надеяться, что сострадать будут и тебе. В современном искусстве о человеке говорят слишком много мерзостей. Однако Господь Бог приложил печать только к Каину, но не ко всему каинову семени. Сейчас не увидишь сразу, кто есть кто. Но даже в подонке остается, пусть крохотная, но божественная частичка... Поэтому есть только одно средство: постоянно уничтожать все темное в себе самом… - …Убивать дракона в себе. - Это и есть борьба со злом во вселенском масштабе. Помните, как у нас в сравнительно недавние времена воевали с индивидуализмом? Думать о своей семье, своих близких - это было признаком мещанства. Надо было любить все человечество в целом! А ведь это легче, чем, например, навестить больную старушку-соседку, вымыть полы в ее доме. Так появлялись моральные уроды с ангельскими лицами... - Мы к месту и не к месту произносим фразу «Красота спасет мир». В то же время телевидение, например, преподносит нам антиэстетику, а телезрители все это «кушают». В чем тут дело? - Есть народная мудрость: «Дурной пример заразителен». Привить человеку доброе и светлое гораздо сложнее, чем толкнуть его в объятия дьявола. Талант - редкость, а когда его нет, так называемые творцы, чтобы привлечь к себе внимание, прибегают к любым, даже самым отвратительным приемам. - И в театре, к сожалению, хватает «чернухи»… - Чтобы быть интересным современному образованному зрителю, надо выстрадать то, чем ты хочешь с ним поделиться. А если тебе не дано такое страдание, тогда что? Вот и начинают поднимать на сцене юбки, заставляя бедных актрис синеть от холода... Я не ханжа и считаю, что ничего запретного в искусстве нет, но любое действие, которое находится на грани фола, должно быть продиктовано логикой развития характеров. - Выходит, мы идем на поводу у дурного вкуса зрителей? - В сегодняшнем искусстве все большую роль играют деньги. А там, где деньги выходят на первый план, настоящего искусства быть не может. Не надо рая - Помните у Есенина: «Если скажет рать святая, кинь ты Русь, живи в раю…» Как бы закончил Алексей Дударев эту строчку? - Так бы и закончил: «…не надо рая, дайте Беларусь мою». Я патриот и не стесняюсь этого. Нигде не смог бы жить и работать. Только здесь. У нас самая лучшая страна, самая лучшая столица и самый лучший народ. Мы молодое государство, молодая нация, и у нас все получится. Театр в погонах - Что происходит с Драматическим театром Белорусской армии, который вы создали? - Благополучно здравствует и плодотворно работает. Когда завершится реконструкция правого крыла Дома офицеров, мы прочно поселимся там. Пока у нас в репертуаре всего три спектакля, сейчас ставим четвертый - «Воробьиную ночь» по Владимиру Короткевичу. И в Минске даем спектакли, и по армейским гарнизонам, где нас очень тепло принимают, ездим. Я бы назвал наш театр театром сильных и светлых чувств, которые адресованы в первую очередь молодым. - Как у художественного руководителя и режиссера Дударева складываются взаимоотношения с молодыми актерами? - Мне с ними очень интересно работать. Костяк труппы - это выпускники нашей Академии искусств и Университета культуры и искусств. У них - свежий взгляд на все, происходящее вокруг, в том числе и на свою профессию. Не только я их чему-то учу, но и они многое дают мне. - Очевидный факт: зритель любит театр, причем больше, чем вчера. Почему? - Мне лично кажется, что люди хотят живого общения, скучают по штучной продукции, им надоел ширпотреб на экране телевизионного ящика. Есть еще одна причина: кончился театр в реальной жизни. Лет пятнадцать, не меньше, мы смотрели этот спектакль. Наблюдали по телевизору, читали в газетах, слушали по радио и, в конце концов, сами участвовали в нем. Разве не так? Нынче все вернулось на круги своя. Потому театр вновь стал востребован. - Что изменилось с тех пор, когда драматург Алексей Дударев ходил по театрам и предлагал, словно коробейник, свой товар - пьесы? - «Своего» театра у меня нет, а есть Драматический театр Белорусской армии. Поэтому я не могу ставить все, что мне заблагорассудится. Я с восторгом приму хорошую пьесу любого драматурга, молодого или не очень, в жанре комедии или трагедии - это неважно. Главное - пьеса должна отвечать высоким требованиям искусства, вести серьезный диалог со зрительным залом. В то же время я не буду стыдливо прятать в стол собственные пьесы только потому, что фамилии Дударев окажется в репертуаре достаточно много. - И все-таки: не мешает ли художественное руководство театром Дудареву-драматургу? - По-настоящему хорошо и плодотворно я работаю только тогда, когда для этого нет ни условий, ни времени. Как худрук считаю необходимым всегда вникать в процесс - хотя бы для того, чтобы не сваливать на режиссера-постановщика провал спектакля. Уточню: вмешиваться в работу режиссера я, естественно, не буду, но честно предупреждаю: если произведение, простите за высокий штиль, будет расходиться с моим мировоззрением, с моим представлением о театре как кафедре, с которой связано воспитание и образование зрителя, то надо либо менять худрука, либо ставить спектакль в другом театре. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Трагедию Великой Отечественной войны он воспринимает как личную. И теперь ему нужно рассказать хотя бы часть правды о тех страшных годах. Речь - о сам
|
|