Право на счастье
Право на счастье
В Беларуси 36 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них более трех тысяч живут в Минске. Горький опыт показывает, что около половины этих ребят, выйдя из-под опеки государства, так и не могут найти свое место в жизни. Положение не спасают ни социальные льготы, ни государственные дотации. Достигнув совершеннолетия, многие сироты повторяют судьбы своих нерадивых отцов и матерей. Герой этого материала - исключение. Рано потеряв родителей, прошел не один детский дом, потому о тамошней жизни знает не понаслышке. Сегодня Вячеслав Давыдович возглавляет Международную организацию «В помощь детям-сиротам» Алеся ШАБАН В следующем году в столице планируется открыть Центр психологической адаптации и реабилитации. Он будет рассчитан на сорок человек. В центре ребята смогут общаться с опытными педагогами и психологами, получать консультации юристов. Основные задачи центра - раскрыть способности детей-сирот, помочь обрести уверенность в своих силах, адаптироваться во взрослой жизни. Статус сироты определяется согласно Закону РБ от 21 декабря 2005 года «О гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Это очень емкий правовой документ, который определяет все основания для получения статуса сиротства. Среди причин, по которым дети становятся сиротами, основными являются гибель родителей и лишение их родительских прав. К сожалению, детей, осиротевших по последней причине, в столице около 80 процентов. Ощущение ненужности - Из класса, в котором учился, пожалуй, только у пяти - шести ребят жизнь сложилась удачно, - говорит Вячеслав Иванович. - Остальным так и не удалось избавиться от жесткого стереотипа: сирота - значит, неудачник. Трое из тридцати одноклассников покончили жизнь самоубийством. К тому, чтобы все было хорошо, Давыдович стремился с детства. В двенадцать твердо решил, что станет юристом, в шестнадцать мечтал о собственном доме, в восемнадцать - о семье. День за днем шел к осуществлению своих целей и со временем достиг многого, о чем мечтал. - В пору моего детства отношение к детям-сиротам было несколько иное, - вспоминает собеседник. - Директор Ястрембельского детского дома, в котором я воспитывался, Аркадий Иванович Михан, с десяти - двенадцати лет приобщал мальчишек к труду. Мы убирали территорию, что-то чинили, красили и за это получали деньги. В пятнадцать лет летом подрабатывали на хлопчатобумажном комбинате - понимали, что после окончания интерната нужно становиться на ноги. Так познавали жизнь. Сейчас все иначе. Достигнув совершеннолетия, современные дети-сироты оказываются неприспособленными к взрослой жизни. Понятия не имеют об элементарных вещах: убрать в комнате, постирать, приготовить. И не хотят учиться. Зачем? Все сделает персонал. Ребята не задумываются о будущем: около восьмидесяти процентов выпускников интернатов не знают, чем будут заниматься во взрослой жизни. От безысходности девочки стремятся поскорее выйти замуж. Парни, в лучшем случае, получают рабочие специальности, в худшем - идут по стопам родителей. Получается замкнутый круг: семейное неблагополучие, а большинство детей-сирот именно социальные сироты, порождает поколение неблагополучных. - На мой взгляд, причина этой проблемы вовсе не в генах, - продолжает Вячеслав Иванович. - Это происходит оттого, что изначально дети-сироты не получают родительского внимания, заинтересованности взрослых в их судьбе - тех обязательных факторов, благодаря которым происходит нормальное становление личности ребенка. Ощущение неполноценности, ущербности переносится детьми во взрослую жизнь. Нужно обладать очень сильной волей, чтобы суметь преодолеть этот психологический барьер. Кумиры и поклонники - В интернате, где я учился, - продолжает собеседник, - между ребятами существовало своеобразное братство. Был и «общак», куда каждый приносил, что мог, и взаимовыручка. Еды, конечно, не хватало - промышляли в садах и огородах, за что местные жители поминали нас недобрым словом. А вот взять без разрешения у своего считалось преступлением. Дрались, в основном, из-за девочек, старались опекать младших, а еще любили слушать и петь песни, как сейчас модно называть, в стиле городского шансона, проще говоря, блатные. Вообще, отношение к тюремной тематике и ее атрибутам у ребят, которые воспитываются в детских домах, неоднозначное и сегодня. Многие из них обожают слушать песни Михаила Круга, используют в речи слэнговые словечки, предпочитают характерные аксессуары, стиль одежды. Чем объяснить такой авторитет побывавших в заключении? То ли заунывные мотивы трогают душу, то ли влечет ребят сомнительная романтика? Но крутой зэк для некоторых малолетних - что герой современного детектива: загадочен и всемогущ. - К сожалению, многие воспитанники детских домов попадают в места лишения свободы, - говорит Вячеслав Иванович. - Получается, что средства, выделяемые государством на воспитание детей в учреждениях интернатского типа, тратятся впустую?! Достигнув совершеннолетия и выйдя из-под опеки государства, сирота не только не становится полезным обществу, но и, попадая в тюрьму, по сути, всю жизнь остается социальным иждивенцем. Как показывает практика последних лет, достойной альтернативой учреждениям интернатского типа стала семейная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это приемные и опекунские семьи, детские дома семейного типа, усыновление. Сегодня в республике в приемных и опекунских семьях живут 16 тысяч детей-сирот, общественное объединение «Семейный детский дом», возглавляемое Лидией Александровной Кузнецовой, объединяет 42 семьи, сведения об одиннадцати тысячах детей-сирот находятся в банке данных Национального центра усыновления. Дети, устроенные в семьи, уже не останутся без поддержки и внимания взрослых. - Проблема в том, что по достижении восемнадцати лет дети возвращаются жить по месту прописки, то есть к тем нерадивым отцам и матерям, от которых ребенка когда-то забрали, лишив их родительских прав, - продолжает Вячеслав Давыдович. - Согласно законодательству, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение социального жилья. Однако на практике его приходится ждать полтора-два года. Сегодня наша организация занимается тем, что помогает адаптироваться ребятам во взрослой жизни, найти в ней свое место и стать полезными обществу. Ребенок-сирота и так обделен родительским теплом и как никто другой имеет право на счастье. Очень хочется, чтобы все у этих ребят получилось. Справка «МК» После окончания Ястрембельской школы-интерната Вячеслав Давыдович учился в Слуцком профессионально-техническом училище № 9, затем служил в армии. Офицер. Имеет два высших образования. Долгое время занимался проблемами трудных подростков и детей-сирот. Работает над кандидатской диссертацией на тему «Девиантное поведение несовершеннолетних, совершивших преступления». Воспитывает сына. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В Беларуси 36 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них более трех тысяч живут в Минске. Горький опыт показывает, что окол
|
|