21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Как ни крутись - без тестов не обойтись

25.08.2009 22:21 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Как ни крутись - без тестов не обойтись

До последнего школьного звонка остается не так уж много времени. И выпускников, и родителей, которые видят своих детей студентами вузов, наверняка волнует один из актуальнейших вопросов: как будет организовано централизованное тестирование? От его результатов зависит, станут ли вчерашние школьники обладателями студенческих билетов. Свои вопросы потенциальные абитуриенты, их мамы и папы адресовали гостю прямой линии газеты «Минский курьер» и «Радио-Минск» - директору Республиканского института контроля знаний (РИКЗ) Николаю Феськову

Юлия ВИНАР

Корр.: Николай Степанович, внесены ли какие-либо новшества в порядок проведения централизованного тестирования в 2007 году?
Н. Ф.: Должен успокоить абитуриентов и их родителей: изменений, касающихся перечня предметов, выносимых на тестирование, подведения итогов и процедур подачи сертификатов в высшие и средние учебные заведения, не будет. Но хочу обратить внимание на то, что резервным днем для сдачи тестов в этом году станет 4 июля, а не 12-е, как в прошлом году. Абитуриенты, проходившие тестирование в резервный день в 2006 году, не смогли подать документы в ряд вузов, например, в те учебные заведения, что находятся в ведении Министерства культуры, Министерства обороны, Министерства по чрезвычайным ситуациям. Мы не успели обработать бланки ответов. Чтобы подобного не произошло в нынешнем году, резервный день смещен.
Корр.: Коль уж вы упомянули о резервном дне, давайте познакомим наших читателей с датами проведения централизованного тестирования по всем предметам.
Пожалуйста. Итак, тестирование по белорусскому языку пройдет 12 июня, русскому - 13-го, истории Беларуси - 15-го, всемирной истории новейшего времени - 17-го, математике - 19-го, предмету «Человек. Общество. Государство» - 21-го, географии - 22-го, физике - 23-го, биологии - 25-го, иностранным языкам (английскому, французскому, немецкому, испанскому) - 27-го, химии - 28 июня. И, возвращаясь к резервному дню, напомню, что 4 июля можно будет пройти тестирование только по одному предмету и только на базе Белгосуниверситета. То есть иногородним абитуриентам надо будет приехать в столицу и здесь пройти тестирование.
Регистрация на тестирование, в том числе и иностранных граждан, пройдет со 2 мая по 1 июня.
Корр.: Уточните, пожалуйста: как скоро после тестирования будут известны результаты?
Не позднее чем через две недели с момента тестирования. Мы всегда стараемся обрабатывать тесты немного быстрее.
Дорогие абитуриенты, мамы и папы! По сути, мы - заложники технологии обработки заданий. Представьте, что в прошлом году, например, тестирование по русскому языку проходили около ста тысяч абитуриентов. Соответственно, фельдъегерская служба привозит нам для обработки сто тысяч бланков ответов. Львиная доля времени уходит на физическую работу - изъять все бумаги из мешков. Сканирование бланков, их компьютерная обработка идут очень быстро. Есть еще такая процедура, как верификация, на нее уходит много времени, но без этой процедуры не обойтись. Ведь иногда машина шестерку или девятку может принять за ноль. В прошлом году, например, даже «вытянутую» восьмерку машина читала как единичку. Чтобы избежать таких досадных ошибок, помочь технике правильно прочитать фамилию, номер паспорта и многое другое, бланки ответов просматривают верификаторы. Не сделаем мы эту работу - будут тысячи сертификатов, которые потом придется перепроверять, выдавать новые. Замечу, такая работа проводится не только в нашей стране. После процедуры верификации сам процесс обработки теста с выставлением баллов занимает минуты. Равно как и изготовление сертификата.
Есть новшества, улучшающие технологию проведения тестирования, обработки и объявления его итогов. Так, в нынешнем году мы усовершенствовали систему информирования абитуриентов об итогах каждого испытания. Напомню: с результатами репетиционного и централизованного тестирования можно ознакомиться на стендах в виде списков, на сайтах тех учреждений, где дети проходили тестирование, на сайте нашего института. Кроме того, начиная с 2007 года итоги можно будет узнать, воспользовавшись мобильным телефоном. Механизм таков. Каждому этапу тестирования присвоен номер: 1- первый этап репетиционного тестирования; 2 - второй этап репетиционного тестирования; 3 - третий этап репетиционного тестирования; 4 - централизованное тестирование, в том числе в резервный день. Как до, так и после прохождения теста вы можете послать SMS-сообщение на номер 5050. В нем указываете номер этапа, дату, серию и номер паспорта. Как только закончится проверка и обработка тестов, результаты будут переданы операторам сотовой связи и в автоматическом режиме отправлены на ваш мобильный телефон.
- Здравствуйте, беспокоит Ирина. Я учусь в минском медицинском колледже, но прописана в Молодечно. Не живу там уже пять лет. Подскажите, где я должна проходить централизованное тестирование?
Ирина, право выбора - только за вами. Зарегистрироваться и пройти тестирование вы можете как в Молодечно, так и в столице. Тестовые задания одинаковы по структуре и уровню сложности, независимо от того, где вы будете их решать.
- Куда мне нужно обратиться, если я все-таки решу писать тест в Минске?
Во-первых, есть пункты тестирования, которые определены Указом Президента. Кроме того, несколько позже мы разместим все адреса у себя на сайте и предоставим эту информацию в СМИ, в том числе и в «Минском курьере». Но уже сейчас я могу сказать, что центры и пункты тестирования остаются практически там же, где были в прошлом году.
- Добрый день, Николай Степанович. Татьяна Стегачева беспокоит. Сейчас идет репетиционное тестирование. Мой ребенок категорически отказывается участвовать в нем, говорит, раз сертификат не выдается, как было в прошлые годы, то и смысла «репетировать» нет. Мне такой подход не очень нравится, но силой на тестирование не потащишь. А что думаете вы?
Знаете, я все-таки посоветовал бы прийти на тестирование в апреле. Что дает репетиционное тестирование? Абитуриенты знакомятся с тематикой тестовых заданий и могут проверить уровень знаний на данном этапе по выбранным учебным предметам. Три этапа - в октябре, феврале и апреле - дают абитуриентам возможность посмотреть, как изменяется уровень их знаний, наметить пути более эффективной подготовки к экзаменам и устранения пробелов в материале. Кроме того, репетиционное тестирование - это и своего рода психологическая подготовка к предстоящим вступительным испытаниям. Еще один момент, крайне важный, - приобретение технических навыков заполнения бланка ответов. Ведь многие ошибки связаны именно с неверным заполнением. А даже случайные пометки компьютер при обработке может трактовать не в пользу абитуриента.
Репетиционное тестирование в октябре и феврале мы проводим по спецификации 2006 года. Содержание заданий не повторяется, но их структура и характер - такие же, как на централизованном тестировании-2006. А вот в апреле мы предоставляем участникам задания из базы данных, которая разработана специально для тестирования 2007 года.
Корр.: А чем, в таком случае, отличаются задания тестов?
Мы ежегодно вносим незначительные изменения в структуру тестов, немного изменяем характер заданий, но только в рамках школьной программы. Правда, многие понимают это так: если в тесте стоит задание не точь-в-точь такое же, как, например, в тексте учебника или сборнике задач и тестов, значит, от школьной программы мы отошли.
Корр.: Скажите, а с каким тестированием - репетиционным или централизованным - абитуриенты справляются лучше?
Результаты репетиционного тестирования выше примерно на 15-17 баллов. Возможно, это связано с тем, что на репетиционном тестировании ребята волнуются намного меньше. Соответственно, могут лучше сконцентрироваться.
- Добрый день. Меня зовут Елена. Николай Степанович, объясните, пожалуйста, такой момент. В этом году я заканчиваю педагогический колледж и собираюсь поступать в педуниверситет, сразу на третий курс. Должна ли я проходить тестирование?
Да, Елена, по существующим правилам вам надо будет обязательно проходить тестирование по русскому либо белорусскому языку.
- Здравствуйте, Николай Степанович. Моя племянница живет в Риге, школу заканчивает в этом году, а продолжить учебу хочет в Минске, в лингвистическом университете. Планируются ли для иностранцев дополнительные дни по тестированию? Могу ли я зарегистрировать ее для прохождения тестов?
Дополнительных дней не планируется. Девушке нужно подстроиться под график профильных испытаний - в зависимости от выбранной специальности. И, разумеется, она должна пройти обязательное тестирование по русскому или белорусскому языку. Есть еще и резервный день, 4 июля, которым зарубежные абитуриенты могут воспользоваться для сдачи одного из тестов. В столице вы можете зарегистрировать свою родственницу по копии документа, например, паспорта, в пунктах регистрации.
Они присутствуют в тестах по русскому и белорусскому языкам и учитывается в процессе обработки тестов.
Корр.: Есть еще одна особенность, которая смущает абитуриентов. Часто приходится слышать: вот я из 25-ти правильно ответил на 20 вопросов, а мой друг на 19, но балл у него выше…
Почти наверняка дело в том, что друг ответил на вопросы более сложные, которые, соответственно, были оценены выше. Однако это не всегда понимают абитуриенты и их родители.
Компьютерная программа позволяет определять уровень сложности задания в зависимости от количества правильных ответов на тот или иной вопрос. Чем больше правильных ответов на какой-то вопрос, тем ниже его стоимость. И наоборот. Это естественно, ведь более сложное задание выполнит меньшее количество абитуриентов.
- Здравствуйте, звонит Сергей Жодинов. Хотелось бы знать, кто и по каким критериям составляет вопросы тестов. Только ли на материалах школьной программы строятся тестовые задания? Или используется и дополнительный материал?
У нас имеется документ, содержащий требования к тестам по учебным предметам (спецификация), утвержденный Министерством образования Республики Беларусь. В нем оговорены структура теста, продолжительность, количество заданий, уровни сложности. Все это является неким алгоритмом для авторских коллективов. Кстати, сразу оговорюсь: сотрудники РИКЗ тесты не разрабатывают. За год-полтора до проведения очередного тестирования мы организуем по всей республике работу авторских коллективов. В них входят преподаватели вузов, лучшие учителя, авторы учебников. Следуя требованиям спецификации, они составляют тестовые задания. Мы сформировали институт экспертизы. Его сотрудники оценивают качество тестовых заданий по каждому из предметов, проверяют соответствие представленных заданий спецификации, школьной программе. Иногда материалы возвращаются авторам для доработки. Но в который раз повторю: уровень сложности тестовых заданий по всем предметам соответствует требованиям программы средней школы. Две трети тех, кто получает невысокий балл, ищут проблему не в себе, не в своей низкой конкурентоспособности, а в тестах.
Корр.: Ситуации, когда эксперты отправляют задания тестов на доработку, происходят часто?
Нет. В основном это касается лишь отдельных авторских коллективов, которые впервые предлагают нам свои работы. Напротив, я с удовольствием наблюдаю, как растет в последние годы качество тестовых заданий. Под качеством подразумеваю не только отсутствие или наличие ошибок. Это, прежде всего, сама структура задания. Согласитесь: в зависимости от того, как будет сформулирован тот или иной вопрос теста, во многом зависит и ход решения, и правильность ответа.
- Вас беспокоит мама абитуриента, Елена Короб. Сын собирается поступать в экономический университет на заочное отделение. Должен ли он пройти обязательное централизованное тестирование по русскому языку?
Да, Елена, должен. Правилами, вступившими в силу в прошлом году, предусмотрено обязательное участие в централизованном тестировании абитуриентов, поступающих на эту форму обучения.
Корр.: Николай Степанович, отражаются ли на тестах изменения в школьной программе?
Ну, не так уж часто меняется школьная программа. Но любые изменения нами тут же учитываются. Более того, в прошлом году в тестировании участвовали около пятисот человек, которые в рамках эксперимента оканчивали двенадцатилетнюю школу. Так вот, содержание тестов строилось таким образом, чтобы учитывать особенности программы, по которой занимались эти ребята.
- День добрый, Николай Степанович. Мой брат учится на первом курсе университета. Учеба дорого стоит, семье приходится нелегко. Андрей учится очень хорошо, но перспектива перевода на бесплатное обучение весьма призрачна. Может быть, ему стоит попробовать еще раз пройти централизованное тестирование? Такое, в принципе, возможно?
Ежегодно значительное число студентов первых и вторых курсов платных отделений принимает участие в тестировании. Вашему брату я советую подойти в ректорат или деканат вуза, где он занимается. Вполне возможно, что перед тем, как он примет участие в тестировании, ему необходимо будет уйти из вуза. А это, в общем-то, рискованно. Ведь он может написать тест с результатом, который не позволит ему поступить на бюджетное отделение. При этом и предыдущее место будет потеряно.
- Здравствуйте, меня зовут Олег Васильевич. В прошлом году при подготовке к централизованному тестированию моему внуку здорово помог сборник «Централизованное тестирование 2005: Анализ. Выводы. Рекомендации. Тесты». В будущем году тестирование будет проходить младший внук. А сможет ли он воспользоваться аналогичным сборником, только более «свежим»? Сохраняете ли вы практику издания подобных книг?
Спасибо за вопрос, мне очень приятно отвечать на него. Сборник, о котором вы говорите, был пробным. Там, помимо прочей информации, давался анализ характерных ошибок, допущенных абитуриентами во время ЦТ-2005. Отзывы о книге мы получаем неплохие, поэтому продолжим практику выпуска таких сборников, хотя это выходит за рамки наших обязанностей. Так что у вас есть возможность приобрести это пособие, чтобы и второй внук успешно поступил в вуз. Желаю, чтобы так и произошло.
- Здравствуйте. У меня, если можно так выразиться, криминальный вопрос. Не было ли случаев, когда сертификат результатов централизованного тестирования пытались подделать? И вообще, есть ли у этого документа степени защиты?
Сертификаты нам изготавливает предприятие Гознак. Они защищены водяными знаками, специальной нитью. За все время был лишь один случай подделки. У членов приемной комиссии сертификат вызвал подозрение, и они тут же обратились к нам. Подлинность этого документа можно проверить буквально за секунды, причем и сам сертификат не нужен. Сверив серию принесенного в комиссию поддельного документа с компьютерной базой данных, в которой хранятся электронные копии сертификатов, мы легко установили истинного владельца. А «поддельщика» привлекли к уголовной ответственности. Так что сами принимайте решение, насколько целесообразно следовать подобному примеру.
Корр.: Николай Степанович, сколько молодых людей получили за тестирование максимальную оценку?
В прошлом году в тестировании участвовали 433.549 человек. Из них семнадцати абитуриентам было выдано 18 сертификатов с оценкой в сто баллов - абитуриентка из Могилева получила абсолютные баллы по английскому и русскому языкам. Это второй случай в истории нашего института. В позапрошлом году парень из Солигорска получил сто баллов за тесты по физике и математике.
- Здравствуйте. Меня зовут Тамара Григорьевна. Поясните, почему на тестирование по математике ребенок не может взять с собой калькулятор? Попробуйте-ка некоторые синусы, косинусы, градусы, вычислить просто так. Калькулятор ускоряет процесс вычисления, а на тестировании каждая секунда дорога.
Понял ваш вопрос. Тем не менее, абитуриентам разрешено пользоваться калькуляторами только на тестировании по химии и физике, где знания физических и химических законов и правил необходимо подтвердить расчетами с большим количеством десятых и сотых в числах. Что касается математических тестов, то задания здесь подобраны таким образом, что расчеты забирают минимум времени. Кроме того, тест предусматривает и проверку вычислительных навыков у абитуриентов.
Корр.: Николай Степанович, может ли абитуриент подать апелляцию?
Да, если во время проведения тестирования абитуриент обнаружил опечатку в текстовом задании, неуместный знак, букву либо дефект бланка ответов… Если что-то не решается, через ответственного организатора он заявляет: в таком-то варианте в таком-то задании нет правильного ответа. Или - некорректны условия задания. Организатор вносит соответствующую запись в протокол. Протоколы приходят к нам вместе с тестами. И если мы видим, что ошибка произошла по нашей вине или связана со сбоем в работе техники, это задание засчитываем как правильное всем абитуриентам, которые его выполняли. Но такое случается крайне редко. Это и есть форма апелляции на централизованном тестировании.
И еще один важный момент. Результаты тестирования не пересматриваются, так как компьютерная ошибка в выставлении баллов исключена. Сотрудники РИКЗ не выставляют баллы за тесты, никто из нас не может вмешаться и определить, сколько «стоит» то или иное задание - все эти функции выполняет компьютерная программа. Вмешаться в результат невозможно, он не зависит ни от чьей воли.
- Беспокоит вас постоянная читательница «Минского курьера» Ирина Жук. Николай Степанович, я не первый год слушаю и читаю прямые линии, участником которых вы становитесь. Скажите, а директор Республиканского института контроля знаний сам не пробовал отвечать на вопросы тестов родственного ему профиля? Если да, то насколько успешно это у вас получилось? И еще: вы уверены, что каждый учитель сможет выполнить эти задания с высоким результатом? Спасибо.
Базовое образование у меня географическое. И пусть эти слова прольются бальзамом на душу абитуриентов и оппонентов, я не уверен, что набрал бы абсолютный результат. И не все учителя смогут это сделать. Однако тестовые задания соответствуют уровню школьной программы, там есть вопросы и простые, и более сложные. Я уже как-то говорил, что когда наши эксперты проверяют задания, у них левая рука лежит на школьной учебной программе, а правая рука проверяет задания авторских коллективов.
Может быть, вам знакома ситуация, когда уважаемый ученый, кандидат химических наук выполнил тест на 79 баллов и раскритиковал сложность заданий. Но был один неопровержимый аргумент не в его пользу. В каждой области Беларуси немало абитуриентов написали тот же тест с результатом выше 79 баллов. Дело, вероятно, в том, что абитуриент усиленно штудирует учебники, тогда как ученый обычно специализируется в некоей узкой области знаний. Получается, что сдать тест, который охватывает множество областей одной дисциплины, с налету не так-то просто. Но, в конце концов, дети должны быть и лучше, и умнее нас.
Корр.: Оправдывает ли себя стобалльная система?
Да, и это не только мое мнение. Например, вузы, которые зачисляют абитуриентов только по результатам трех сертификатов, в частности, медицинские, на ура приняли такую систему. Процесс зачисления абитуриентов здесь занимает полдня.
Тогда как перевод тестов в десятибалльную систему со стобалльной все-таки сопряжен с трудностями. Например, возникает проблема пороговых значений. 79 баллов переводятся как «восьмерка», и 87 тоже «восьмерка». При использовании стобалльной системы такие обидные моменты исключены.
Корр.: Можно ли говорить о том, что результат теста напрямую зависит от того, где именно - в гимназии, лицее или обычной средней школе - учился ребенок?
Безусловно. Сейчас первые места у нас занимают выпускники гимназий и лицеев. Несколько лет назад лидировали именно гимназии. Но это естественно: здесь профильное обучение начинается раньше, чем в обычных школах. Далее следуют ученики общеобразовательных школ, студенты первых-вторых курсов, которые при желании повторно пишут тесты, выпускники лицеев и колледжей системы среднего специального образования и, наконец, учащиеся профессионально-технических училищ. С точки зрения проживания абитуриентов, высшие строчки рейтинга - преимущественно у столицы и областных городов. Впрочем, в прошлом году на первое место выходили и отдельные районные центры. И еще замечу, сейчас активно сокращается разрыв в уровне подготовки сельских и городских школьников. Причем эта тенденция касается всех предметов.
Корр.: Николай Степанович, думаю, вам не раз приходилось отвечать на вопрос, насколько идеальна такая система проверки знаний, как тестирование. Если раньше оно проходило по желанию, то уже третий год подряд является обязательным. Вы уже говорили, что постоянно оттачиваете эту систему, стремитесь ее усовершенствовать, откорректировать. И сейчас я вновь прошу вас ответить: насколько она хороша?
Конечно, тесты - это не единственная и не идеальная форма проверки знаний, но существует ли в принципе идеальная? Тестирование - удобная, экономичная и достаточно объективная форма контроля знаний. С ее принятием сократились сроки проведения вступительных экзаменов, а все абитуриенты, вот что наиболее ценно, благодаря однотипности заданий, единой шкале оценок находятся в равных условиях. При этом на результаты сдачи тестов не влияет субъективный человеческий фактор.
Корр.: Николай Степанович, благодарим вас за участие в прямой линии.
Спасибо. Я тоже благодарю вас за возможность еще раз пообщаться с нашими родителями и абитуриентами и в их вопросах услышать то, что необходимо для совершенствования работы нашего института в будущем.

 
Теги: Минск, Могилев
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
До последнего школьного звонка остается не так уж много времени. И выпускников, и родителей, которые видят своих детей студентами вузов, наверняка вол
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика