Первый раундИтоги работы экономики страны в январе 2007 г. не подтверждают прогнозы скептиков, ожидавших кардинальных изменений в связи с ростом цен на энергоносители. Но повода расслабляться цифры не дают. Прошлый год создал экономике определенный запас прочности. По предварительным данным Минфина, в 2006 г. доходы бюджета составили 38,362 трлн. Br, или 48,4% к ВВП, а расходы — 36,638 трлн. Br, или 46,2% к ВВП. Профицит бюджета в 1,724 трлн. Br (2,2% к ВВП) — шаг вперед по сравнению с дефицитом 2005 г. в 0,432 трлн. Br (0,7% к ВВП). При этом в 2006 г. продолжилась тенденция усиления централизации бюджетных средств. Так, через республиканский бюджет было перераспределено 74,7% всех бюджетных доходов (69,1% в 2005 г.) и 62,1% расходов (60,8% в 2005 г.). Основная доля в общих расходах консолидированного бюджета приходилась на финансирование социальной сферы и отраслей национальной экономики. Внешний государственный долг Беларуси за январь 2007 г. увеличился на 0,8% и составил на 1 февраля 1807,6 млрд. Br (около 844 млн. USD) при утвержденном лимите 2 млрд. USD. Задолженность, гарантированная правительством, составляет 599,4 млрд. Br, или 33,2% всего внешнего долга. За январь данный показатель увеличился на 6,4%. Долг правительства составляет 1208,2 млрд. Br, или 66,8%. В январе этот показатель сократился на 1,7%. Внутренний госдолг за январь сократился на 3,2% и составил 5002,3 млрд. Br. В т.ч. задолженность, гарантированная правительством, уменьшилась на 1,8%, до 1107,3 млрд. Br (22,1% всего внутреннего долга). Задолженность правительства сократилась за январь на 3,5% и составила 3895,1 млрд. Br. Таким образом, запас платежеспособности есть. Укрепление бюджета продолжилось и в новом году. Республиканский бюджет (с учетом Фонда соцзащиты) исполнен в январе с профицитом 997,19 млрд. Br (16,6% ВВП). За январь в казну поступило 2,625 трлн. Br, расходы составили 1,628 трлн Br. Впрочем, по итогам I квартала или полугодия возможна корректировка бюджета в сторону сокращения расходов на 3-5% в связи с ростом субсидий на оплату энергоносителей. Если, разумеется, в этом будет необходимость. Пока же, по данным Министерства статистики и анализа, рост ВВП в сопоставимых ценах в январе 2007 г. составил 9,7% (в январе 2006 г. — 10,2%). При этом в январе 2007 г. по сравнению с декабрем 2006 г. объем ВВП снизился в текущих ценах сразу на 21,5%, до 6,014 трлн. Br. Промышленное производство в Беларуси в январе 2007 г. увеличилось в сопоставимых ценах на 8,5% (12,6% в январе 2006 г.) и составило 6,346 трлн. Br. Отметим, что этот результат достигнут не за счет топливной промышленности, в которой объем производства снизился на 0,4%. Зато в сельском хозяйстве этот показатель вырос на 7%. Инвестиции в основной капитал в январе 2007 г. составили 1,351 трлн. Br, что в сопоставимых ценах на 47,2% больше, чем в январе 2006 г., но в 2 раза меньше, чем в декабре 2006 г. (2,801 трлн. Br). Инфляция, характеризуемая индексом потребительских цен, в январе текущего года составила 101,8% (по прогнозу — 100,5% в среднем за месяц), в т.ч. на продовольственные товары — 101%, на непродовольственные товары — 100,6%, на платные услуги — 105%. При этом рост цен на продовольственные товары (исключая административно регулируемые и сезонные позиции) в январе 2007 г. по сравнению с декабрем 2006 г. дал 0,5% прироста сводного индекса цен, на непродовольственные товары — 0,2%, на платные услуги — 1,1% прироста сводного индекса цен. При этом цены на газо — и электроснабжение выросли на 20%, на отопление — 14,3, горячее водоснабжение — 12,3, бензин — 4,8%. Кроме того, сезонно увеличились цены на плодоовощную продукцию. Больше всего привлекает к себе внимание январский рост цен производителей промышленной продукции — на 12,6%. При этом за весь прошлый год цены на промышленную продукцию выросли лишь на 8,5%. Такой резкий рост цен в промышленном секторе был обусловлен прежде всего, конечно, ростом цен на энергоносители: на природный газ — более чем в 2,1 раза, тарифы на электроэнергию — на 20,8%, тепловую энергию — на 18,9%. По оценкам экспертов, сезонные факторы обеспечили в январе около 0,8% роста цен, а повышение стоимости газа и нефти — еще 8. Таким образом, чистое увеличение цен в промышленности — только 3,8%, что позволяет надеяться на замедление их роста в этом секторе. Тем более что превышение прогнозного индекса цен строго наказуемо. Реальные денежные доходы населения в 2006 г. выросли на 17,3% по сравнению с 2005 г. Повышение заработков закономерно влияет на розничный товарооборот, который в январе возрос на 22,5% и составил 2,585 трлн. Br. Правда, он по сравнению с предыдущим месяцем снизился на 21,9%. К сожалению, рост доходов не сопровождался адекватным прилежанием трудящихся: прирост производительности труда в расчете по ВВП (9,6%) был почти вдвое меньше роста реальной зарплаты (17,6%). А потому в 2007 г. правительство планирует увязать эти два параметра. Замминистра экономики РБ А.Тур на пресс-конференции 8 февраля сказал: «По нашим прогнозам, реальная заработная плата в 2007 г. вырастет на 8-9%, при этом производительность труда должна вырасти на 8,5-9,5%. Уровень заработной платы в среднем в экономике составит 340 USD в рублевом эквиваленте и 300 USD в бюджетной сфере. Причем бюджетные статьи — заработная плата, пенсии, пособия — не будут пересматриваться из-за изменения цен на энергоносители». При этом, по информации миссии Международного валютного фонда, которая работала в Беларуси в феврале 2007 г., предприятия пока не получают в этом году указаний со стороны властей относительно необходимости дальнейшего роста заработной платы. Напротив, в случае ухудшения показателей возможно сокращение премий, надбавок и других выплат. Тем более что правительство уже заявило о намерении упорядочить систему дополнительных выплат, с тем чтобы различие в зарплате руководителей и работников не было слишком значительным. В любом случае заработки зависят от успешной работы предприятий. А здесь проблем еще хватает. В прошлом году в промышленности рентабельность реализованной продукции, работ, услуг составила 15,5% против 15,4% в 2005 г. При этом убыточными в 2006 г. были 369 промышленных предприятий, или 16,4% от их общего числа против 6% за 2005 г. В то же время следует отметить, что 58,9% отечественных предприятий или убыточны, или работают с минимальной рентабельностью (до 5%). Таким образом, административные меры, направленные на финансовое оздоровление предприятий (реструктуризация долгов, составление бизнес-планов и т. п.) пока не дали ожидаемого результата. Впрочем, с одной стороны, бизнес-планы не на полгода пишутся, а с другой — в них закладывались совсем другие цены на энергоносители. Но планы можно скорректировать и даже выполнить. Особенно если найти для топ-менеджеров дополнительные стимулы, кроме постановления № 555. В 2006 г. Беларусь сформировала рекордное отрицательное сальдо торговли товарами и услугами в размере 1,663 млрд. USD, в т.ч. отрицательное сальдо торговли товарами — 2,384 млрд. USD. В январе эта тенденция сохранилась: во внешней торговле товарами за январь 2007 г., по данным Минстата, отрицательное сальдо достигло 362,5 млн. USD. Причем импорт увеличился на 29,5% к январю 2006 г., до 1,75 млрд. USD, тогда как экспорт практически не изменился и составил в январе 1,388 млрд. Отметим, что несмотря на все разногласия, экспорт товаров в Россию в январе вырос на 23,7% по сравнению с январем 2006 г. и достиг 563,2 млн. USD, а импорт почти не изменился — 869 млн. Такая динамика внешней торговли чревата возможным ухудшением ситуации на валютном рынке и, как следствие, ускорением темпов инфляции. Поэтому правительство сейчас активно разрабатывает план мер по выходу в 2007 г. на положительное внешнеторговое сальдо в размере не менее 0,5 млрд. USD. Итак, в январе 2007 г. белорусской экономике удалось сохранить высокие темпы роста по сравнению с предыдущим годом. В то же время даже постепенное увеличение стоимости российских энергоносителей чревато повышением спроса на валюту, ростом цен и снижением эффективности реального сектора. Впрочем, любые прогнозы сбываются лишь постольку, поскольку их воплощают в жизнь. Например, эксперты МВФ, как сообщают информационные агентства, не видят в решениях правительства необходимой для сохранения макроэкономической стабильности в 2007 г. стратегии. Правда, эти оценки были высказаны до того, как премьер-министр страны Сергей Сидорский дал поручения органам государственного управления, основным концернам и предприятиям-экспортерам по более активному продвижению внешнеэкономических интересов государства. Речь идет, в частности, об увеличении наукоемкого, высокотехнологичного экспорта и экспорта услуг, совершенствовании страновых стратегий экспорта, развитии товаропроводящих сетей за рубежом. В тот же день министр экономики Н.Зайченко сообщил журналистам, что правительство намерено добиваться увеличения экспорта услуг, прежде всего строительных, транспортных и IT. Соответствующее решение об увеличении прогнозных показателей для этих и других отраслей Министерство экономики уже подготовило. Пусть МВФ смотрит повнимательнее Леонид ФРИДКИН Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Итоги работы экономики страны в январе 2007 г. не подтверждают прогнозы скептиков, ожидавших кардинальных изменений в связи с ростом цен на энергоно |
|