СЛАВЯНЕ ОБТОРГОВАЛИСЬ
Славяне обторговались
Темпы экспорта Беларуси в Россию падают Ярослав РОМАНЧУК http://www.belgazeta.by/20070312.10/040180241 В 2006г. самым важным локомотивом экономического роста в РБ стала торговля с Россией. Если из нашего экспорта исключить минеральные продукты, то доля экспорта в Россию с 34,7% увеличивается до 56,7%, а без удобрений - 62,6%. Фантастическая зависимость. В 2006г. Беларусь в полной мере реализовала свои сравнительные преимущества в торговле с Россией. У нас были лучшие условия входа на рынок, более благоприятная конъюнктура и очень точное попадание в нашу структуру производства. Тем не менее темпы роста экспорта в Россию в 2006г. оказались ниже, чем в целом по внешней торговле (19,8% против 23,5%). Импорт из РФ вырос на 29,3% при общем повышении ввоза товаров на 33,6%. НА ЖИВУЮ НИТКУ Больше всего россияне покупают в Беларуси товаров по статье «средства наземного транспорта». В 2006г. мы продали восточным соседям продукции на $1336 млн. - на 29,8% больше, чем в 2005г. По этой позиции с РФ складывается самое большое положительное сальдо. Однако по мере открытия новых заводов по производству легковых машин и грузовиков импорт из России будет расти. Поскольку всем нашим товарам есть прямые российские аналоги, удержать нишу будет крайне трудно, особенно если против наших производителей начнут использовать меры нетарифного регулировании (квоты, сертификаты и т.д.) или же откажут в праве участвовать в российских тендерах по закупке техники за бюджетные деньги. После спада экспорта химических волокон и нитей в РФ в 2005г. (на 18,8%) белорусские производители сумели продать в физическом выражении на 18,6% больше. Однако особого оптимизма этот показатель у правительства не вызывает. Продажа 75,5 тыс. т химволокон и нитей принесла $175 млн., а вот импорт товаров данной группы вырос в ценностном выражении на 42,1% и составил $573 млн. Так что торговый баланс с Россией по этой позиции резко ухудшился - до $398 млн. Спасает экспорт товаров химической отрасли в другие страны, но при новых ценах на энергоресурсы и нашей налоговой нагрузке даже повторить результат 2006г. будет нелегко. В 2006г. мы продали в Россию 17,1 тыс. тракторов (в физическом выражении на 42% больше, чем за 2005г.). В результате - резкий рост претензий российских производителей на неравные условия торговли с МТЗ как на российском, так и на белорусском рынках. Для сравнения: в 2005г. отмечалось падение экспорта на 15%. Грузовых автомобилей в физическом выражении продано практически столько, сколько и в 2005г. (8916 штук, или на 0,7% больше). Почти $500 млн. выручки за них - важнейшая опора МАЗа и работающих с ним в одной производственной цепочке предприятий. Если же наши заводы перестанут получать господдержку и будут административно потеснены с российского рынка, повторение результата 2006г. проблематично. V ИМПЕРИЯ НАНОСИТ ОТВЕТНЫЙ УДАР Сильной позицией экспорта в Россию остается дорожная техника. В 2006г. наши производители продали в РФ 2432 единицы, на 38,3% больше, чем годом раньше. Адаптация к новому режиму уплаты НДС закончилась успешно. Предприятия этого сектора работают нормально, но их стремительному корпоративному взлету наверняка помешают новые цены на энергоресурсы и более высокие ставки налогов. Перечисленные факторы отразятся и на производителях двигателей (рост физического экспорта в Россию - 15%) и трансформаторов (51,5%). Торговые и политические распри между властями Беларуси и Кремлем им явно не на руку. Их поддерживают белорусские металлурги, которые даже в благополучном 2006г. сократили объем физического экспорта черных металлов на 13,3% (в 2005г. - рост на 10,8%). Еще больше оснований для тревоги вызывает динамика российского рынка у производителей холодильников и телевизоров. «Атлант» в 2006г. продал в РФ 776,1 тыс. шт. (на 13,5% больше от уровня 2005г.), однако выручка выросла всего на 9,9%. В 2007г. российские производители еще более агрессивно будут атаковать белорусские холодильники на прилавках своих магазинов. Последние столкнутся с ситуацией, в которую уже попали наши производители телевизоров: в 2006г. они продали в РФ только 435,2 тыс. шт. (на 27,9% меньше, чем в уже неблагополучном 2005г., когда падение физического объема экспорта составило 9,8%). НЕ ОСТАТЬСЯ ЗА «ГОРИЗОНТОМ» Очевиден процесс, ставший типичным для многих белорусских промпредприятий. Сначала они чувствовали себя комфортно на рынке России, не думали о диверсификации сбыта и технологических инновациях. Россия не стала строить из себя супердержаву в области производства телевизоров и запустила у себя банальную конвейерную сборку глобальных брендов. Продукция оказалась дешевле и не хуже белорусской, которая состоит из тех же импортных комплектующих. В складывающейся ситуации оптимальный выход для белорусских телезаводов не их объединение в одно государственное ОАО, а продажа иностранным инвесторам с правом полной смены профиля деятельности. Попытки сохранить телевизионную отрасль дотациями, налоговыми льготами или дешевыми энергоресурсами отсрочат неизбежное банкротство. Стоит вспомнить судьбу первого крупного банкрота страны - Минского часового завода, ныне имеющего на складах бытовых часов в 21 раз больше месячного объема производства. Политический конфликт с Россией ускорит процесс вытеснения белорусских предприятий с российского рынка. В него будут втянуты тысячи организаций с жесткими социально-экономическими последствиями, в первую очередь для регионов и малых белорусских городов. Производители игрушек, осветительного оборудования, мебели, проводов, подшипников, корсетных изделий, шин, пластмассовой тары, мясных и молочных продуктов, для которых 2006г. на российском рынке был вполне удачным, едва ли быстро смогут принять на работу сотни тысяч людей с госпредприятий, находящихся в зоне риска. КУПЛЯЙЦЕ РАСЕЙСКАЕ! Главной статьей белорусского импорта из России были и еще долго будут минеральные продукты. В 2006г. мы ввезли их в стоимостном выражении на 31,4% больше. В физическом выражении переработка 20,9 млн. т (на 8,7% больше, чем в 2005г., при росте цен на сырую нефть на 22,9% и на экспортные нефтепродукты на 26,4%) стала золотой жилой белорусской торговли и экономики в целом. В 2007г. повторить этот результат нереально. Резкое сокращение объема внешней торговли произойдет в первую очередь за счет данной позиции торгового баланса. Кстати, разница между затратами на покупку сырой нефти в России ($5608 млн.) и выручкой от экспорта минеральных продуктов ($7667 млн.) составила более $2 млрд. А ведь была еще продажа продуктов нефтепереработки на внутреннем рынке (только бензина реализовано 692 тыс. т, не считая солярки и мазута). НЕ СЪЕШЬ - НЕ ВЫПЛЮНЕШЬ В 2006г. в Беларуси сломался еще один внешнеторговый тренд. Традиционно по статье «готовые пищевые продукты» страна имела положительное сальдо с Россией. В 2006г. же оно составило $53 млн. в пользу восточного соседа. Даже по многим традиционно благополучным позициям не все так однозначно. Да, сухого молока и сгущенных сливок продано России на $212,5 млн. - на 15% больше, чем годом раньше (при росте объемов физического экспорта на 24,5%), сливочного масла - на $104 млн. (на 12,3% больше), сыра и творога - на $215 млн. (прирост стоимостного экспорта на 38,9%, физического - на 26,7%), зато было отмечено снижение экспорта мяса домашней птицы и молока. Упали продажи на российском рынке кондитерских изделий (в физическом объеме на 15,5%), шоколада (на 17,6%), колбас (на 11,4%). В 2006г. выручили товары из группы «продукция животного происхождения», но они не компенсировали потери торгового баланса по статье «недрагоценные металлы и изделия из них». Здесь Россия прибавила стоимостной импорт на 32,8% при увеличении белорусского экспорта на 14,1%. В результате образовался торговый дефицит в $1,12 млрд. Резервов для улучшения положения у белорусских производителей практически нет. ДРУЖБА В МИНУС По итогам 2006г. с Россией сложился отрицательный торговый баланс по товарам на рекордную величину в $6234 млн. По сравнению с 2005г. он увеличился на $1832 млн. (на 41,6%). При таком давлении импорта и резком падении валютной выручки от продажи нефтепродуктов правительство и Нацбанк почти не имеют шансов сдержать девальвацию более 6-9 месяцев. Кредиты и ГКО могут лишь оттянуть монетарный негатив, но не нейтрализовать его. Таблица Манипуляции с показателем инфляции или обменного курса при валютной интервенции могут временно спасти быстро исчезающую стабильность, но вернуть былую конкурентоспособность белорусских товаров на российском рынке они не в состоянии. Стоит признать этот очевидный факт. Даже сильно ограниченная доза экономической свободы России вкупе с дешевыми энергоресурсами, гораздо меньшими налогами и бюрократическим произволом позволила нашему восточному соседу одержать над нами целый ряд важных корпоративных побед, в т.ч. в финансовой сфере. Поэтому если власти не начнут системные рыночные реформы, они не только не отрастят второе внешнеторговое крыло - на Запад, но и еще больше ослабят российское крыло, которое до сих пор остается нашей главной несущей, тянущей и толкающей экономической тягой. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В 2006г. самым важным локомотивом экономического роста в РБ стала торговля с Россией. Если из нашего экспорта исключить минеральные продукты, то доля |
|