Очень способные дети могут попасть в группу риска
Очень способные дети могут попасть в группу риска
Виктор Губкин, Елена Новицкая и Инна Пятницкая два часа учили читателей «Комсомолки» справляться с детскими проблемами.Фото: Николай СУХОВЕЙ Маленькие детки - маленькие бедки. Сначала вы переживаете, что он поздно начал говорить, потом расстраиваетесь из-за его школьных отметок, в итоге вместе с ним поступаете в институт. Каждый возраст приносит свои радости и свои проблемы. Но самое страшное для родителей - пропустить момент, когда ребенок оказывается в кризисе. Как пережить вместе с ребенком самые сложные периоды его жизни? Чем поддержать? Об этом с читателями «Комсомолки» на «Прямой линии» беседовали специалисты Минского городского детско-подросткового психоневрологического диспансера - заведующая психотерапевтическим отделением Елена НОВИЦКАЯ, психолог Виктор ГУБКИН, главный внештатный детских психиатр Минздрава Инна ПЯТНИЦКАЯ.
- За последние десять лет в Минске количество суицидальных попыток уменьшилось в три с половиной раза. Я думаю, что результаты дает то, что психологическая помощь сейчас доступна, что за ней может обратиться любой ребенок или взрослый. Что касается родителей, то мне кажется, что ваша помощь заключается не в разговорах о суицидах как профилактике, а просто в разговорах со своим ребенком о его проблемах, о его настроениях, во внимательном отношении к нему. Чтобы вовремя заметить возможную кризисную ситуацию и вовремя помочь. - А если ребенок замкнутый, ничего не рассказывает. Как из него информацию вытягивать? - В этом возрасте дети больше общаются со своими сверстниками, чем с родителями. Поэтому вы можете приглашать его друзей к вам домой, тогда вы сможете контролировать ситуацию. Когда ребенок взрослеет и становится подростком, родителям приходится менять стиль общения, становиться из родителей старшими друзьями. Можно не столько говорить и спрашивать, сколько слушать. Дать ребенку возможность высказаться, не давая оценок. - А все эти ужасные случаи не надо обсуждать? - Если возникла такая тема, надо поговорить о том, какие возможны были выходы из ситуации, как можно было бы поступить. Но только в том случае, если ребенок вас об этом спрашивает.
- Ваша дочка сейчас переживает реакцию горя. И это нормальная реакция на ненормальную ситуацию. Очень важно оказать сейчас психологическую помощь вашей девочке - побольше ее слушать, давать возможность ей выговариваться по поводу случившегося, объяснять, что ее одноклассница оказалась в критической ситуации и по каким-то причинам не обратилась за помощью. - Но все дело в том, что погибшая девочка была очень успешная - прошла на республиканской олимпиаде, отлично училась, в лицее прекрасная атмосфера, педагоги. - Очень способные дети и могут составлять группу риска. Их требования к себе столь высоки, что бывает тяжело соответствовать идеалу. Важно учить их ставить перед собой реальные цели, ценить успехи, даже небольшие, помочь выстроить приоритеты, грамотную иерархию ценностей. Вспомните, в книге о Гарри Поттере есть девочка-отличница, которая говорит: «Если вы не сделаете этого, вы можете погибнуть, или еще хуже - вас исключат из школы». А парень ей отвечает: тебе надо разобраться с приоритетами. У отличников еще часто возникает необоснованное чувство вины, а это самое плохое чувство. Надо доходчиво объяснять, что если ты, к примеру, не сделал уроки и пошел гулять с друзьями, помни об этом, приди и сделай. Нельзя заниматься самобичеванием. Это первое. Второе, у детей, у которых высок уровень учебных притязаний, может быть нарушена социальная адаптация, трудности в общении со сверстниками, они не могут заводить друзей. Поэтому их надо этому обучать, помогать. При высоких нагрузках происходит истощение нервной системы, что может вести к возникновению психических расстройств, например, депрессии. И еще одно. Важно обсуждать с детьми морально-нравственнные аспекты таких поступков, отношение церкви к суицидам. - Мы это тоже обсуждали с дочкой. Поверьте, дети из этого лицея совсем не простые. Особенно те, которые учатся в профильных гуманитарных классах. Они много читают серьезной литературы. - Это может привести к философской интоксикации - они еще дети, но уже перегружены информацией, которая не всегда является достаточно качественной и необходимой. И часто противоречива. Это как тот буриданов осел, который не смог выбрать между двух стогов сена и умер от голода. Важно научить выбирать главное, формировать собственное мнение. И в итоге, получать удовольствие как от учебы, так и от жизни в целом. Причин суицидального поведения может быть много, но чаще всего очень много факторов сливаются воедино, и потом последняя, самая незначительная мелочь может сработать. Может быть, в другой момент ребенок на нее не обратил бы внимания. Но в тот момент, когда подросток совершает суицид, он находится в кризисной ситуации.
- Сейчас у сына только 8-й класс, а в дневнике сплошные «двойки» и «тройки». Особенно по математике. Но самое тревожное, что забросил даже те предметы, которые всегда давались, - историю, литературу. - А нагрузки в школе большие? - Да, очень большие. - Похоже, речь идет об очень большой психологической и физической усталости. - Что делать? - Надо понимать, что в 14 лет у ребенка мотивация к обучению развита недостаточно. К этому возраста дети редко делают осознанный выбор будущей профессии, поэтому нужно ставить другие цели. Необходимо поддержать интерес к тем предметам, которые ребенок выбрал сам, в которых он успешен и не предъявлять завышенных требований к тем предметам, которые даются ему с трудом. - Я иногда, когда вижу, что настроение у него совсем на нуле, разрешаю один день пропустить школу. - Конечно, это не педагогично, но психологично. Если вы видите, что ребенок истощен, можно ему сделать такой «разгрузочный» день, но важно, чтобы он прошел с пользой.
- Переходный возраст - безусловно, особый период. Не всегда он проходит безболезненно. В это время ребенок пытается найти себя, свое место в жизни, происходит переоценка ценностей, падает авторитет родителей. Период сложный, но если грамотно к нему подойти, пережить его можно. - По телефону сложно все оговорить? А можно к вам попасть на прием? - Да, в нашем центре можно проконсультироваться. Запишитесь по телефону (017) 315-08-29.
- Моему сыну 12 лет. Оторвать от компьютера его невозможно. Муж поставил пароль на компьютер. Теперь сын может позвонить мне на работу и сначала попросить этот пароль, а потом начать его требовать. Может даже сказать: не дадите пароль, выброшусь из окна. Насколько серьезно нужно относиться к таким угрозам? - К любым угрозам со стороны детей надо относиться серьезно. Не зависимо от того, это действительно угроза или просто манипуляция родителями. В вашем случае нужно было гораздо раньше устанавливать ограничения на игры. Соберите семейный совет и решите, когда он может играть и как долго. Объясните, почему вы беспокоитесь. А если ребенок применяет шантаж, можете ответить тем же, сказать: знаешь, дорогой, мы волнуемся, что ты можешь покончить собой из-за компьютера, поэтому мы решили убирать компьютер вообще. - Об этих угрозах можно говорить откровенно? - А почему нет? Он ведь достаточно откровенно вам угрожает. И не бойтесь сами обратиться к врачам. Похоже, такая помощь вам действительно уже нужна. Помощь эта может быть и анонимной. При такой компьютерной зависимости необходимы совместные действия и врачей, и психологов, и психотерапевтов, обязательно изменение внутрисемейной обстановки, подхода родителей к воспитанию. Не ожидайте, что проблема решится сама собой. Помните, что если поведение уже сформировалось, а это произошло не вчера, столько же времени понадобится, чтобы его изменить. Но, отнимая компьютер, вы должны предложить ему что-то взамен. - Да. А то он будет лежать и тупо смотреть телевизор. - Направьте его в спорт, какую-нибудь секцию. И не бойтесь его этим занятием перегрузить.
«К поступлению нужно относиться с юмором» - В этом году мои дети будут поступать в вузы. Стоит ли говорить о нагрузках и волнении. Но я никак не могу убедить их принимать хотя бы валерьянку. А может быть, и не надо? - У вас есть какие-то опасения? - Сейчас, когда до поступления еще три месяца, нет. Но я помню экзамены за 9-й класс, тогда они еле справились с волнением. - То, что человек волнуется и тревожится, совершенно нормально. Определенный уровень тревоги помогает мобилизоваться, в таком состоянии ответы могут быть даже лучше. Поэтому давать валериану за несколько дней до экзамена нет смысла. А вот после экзамена можете поделать какие-нибудь успокаивающие чаи, чтобы снять стресс, который они получили во время экзамена. - Как правильно подготовиться к экзамену? - Главное - не перегрузить ребенка, чтобы он не переутомился. Иногда интеллектуально человек может справиться с нагрузкой, но истощение предэкзаменационное может привести к тому, что он не ответит даже то, что отлично знает. Поэтому за день до экзамена надо прекратить учебу, хорошо выспаться, прогуляться на свежем воздухе, чтобы восстановить силы. Конечно, можно попринимать витамины. Сейчас есть белорусские препараты с глицином, это аминокислота для клеток мозга, которая повышает устойчивость к стрессу. - С тех пор как ввели тестирование, результата нужно ждать не меньше двух недель. Все это время человек находится в таком напряжении, что ни о чем даже думать не может. Как пережить это время? - Надо с юмором подходить к происходящему. Не поступил в этом году, поступишь в следующем. Есть масса людей, которые высшее образование получают после 30 лет. Потом, с ребенком нужно дома обсуждать, что делать, если поступить не получится. Для того чтобы она знал, что родители его не осудят. В перспективе должно быть минимум девять вариантов. Реально наши люди могут найти три варианта. Надо расширять это поле. И делать это надо заранее. Не за три месяца до этой «предвыборной» ситуации. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Маленькие детки - маленькие бедки. Сначала вы переживаете, что он поздно начал говорить, потом расстраиваетесь из-за его школьных отметок, в итоге в |
|