Нефтяные пятна на Даугаве все ближе к Риге
На фоне убаюкивающих рапортов об ударной ликвидации последствий аварии на российском нефтепродуктопроводе «Унеча-Вентспилс» в Витебской области обе пострадавшие стороны заявили о намерении выставить иски по компенсации ущерба, нанесенного окружающей среде, и затрат на аварийно-спасательные работы.
Белорусские спасатели работают не покладая рук, благодаря чему уровень загрязнения Западной Двины на границе с Латвией не превышает сейчас предельно допустимых концентраций. Об этом в интервью БелаПАН сообщила начальник специнспекции мониторинга и организации аналитического контроля Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Светлана Уточкина. По ее словам, с 26 по 28 марта наблюдался пик загрязнения Западной Двины дизельным топливом после аварии в Бешенковичском районе Витебской области. "Однако в последние два дня ситуация в реке заметно улучшилась и уровень загрязнения стал резко снижаться", — отметила С.Уточкина. Вместе с тем, по ее словам, специалисты Минприроды в течение ближайших нескольких дней продолжат мониторинг содержания нефтепродуктов в акватории реки. "Под председательством первого замминистра Александра Апацкого в Минприроды создана комиссия по оценке ущерба, нанесенного окружающей среде в результате аварии", — сказала С.Уточкина. Тем временем подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациям и аварийные спецбригады предприятий Беларуси и России продолжают работы по ликвидации последствий аварии, в которых заняты 231 человек и 77 единиц техники. На реках Улла и Западная Двина установлены 15 боновых заграждений протяженностью 2.680 метров, проведена рекультивация грунта на площади 1,8 гектара. На площади 1.500 квадратных метров проведена очистка береговой зоны Западной Двины в районе боновых заграждений. По акватории реки рассыпана одна тонна абсорбентов. В Западной Двине собрано 48 тонн смеси абсорбента и загрязненной воды. По данным МЧС Беларуси, с поверхности реки Улла собрано 490 кубометров водно-нефтяной эмульсии. На покрытие береговой зоны и водной поверхности мелиоративного канала и реки Улла использовано 38 тонн абсорбента. Завершены работы по выемке загрязненного грунта из котлованов-отстойников — после проведения экологической экспертизы почвы эти котлованы будут засыпаны. В то же время продолжается движение пятен нефтепродуктов вниз по Даугаве. Они достигли уже водохранилища Плявиньской ГЭС – то есть практически половина протяженности Даугавы/Западной Двины на территории Латвии загрязнена. Пятна плывущих из Беларуси нефтепродуктов, сообщает латвийская интернет-газета «Телеграф» встречает в районе ГЭС линия из морских защитных бонов, установленных в полукилометре от плотины. Как уже сообщали «Белорусские новости» латвийские спасатели обратились за помощью к коллегам из Швеции, Финляндии, Эстонии и Литвы. Просьбы не остались безответными – литовские специалисты приступили к работам у Даугавпилса, где монтируются защитные боны, присланные шведами. А в Айзкраукле, в район водохранилища Плявиньской ГЭС, где размещен еще один ряд бонов (всего на латвийском участке реки их три), откомандированы эстонцы. Им вместе с латвийскими спасателями предстоит встретить и обезвредить пропущенное у Даугавпилса нефтяное пятно. Для этой цели будет применяться препарат Hidro brek 2000. Сегодня, 30 марта, премьер-министр Айгар Калвитис провел оперативное совещание министров и руководителей ответственных служб по ситуации на Даугаве. По его итогам он заявил, что Латвия потребует у Беларуси возмещения ущерба, причиненного в результате загрязнения Даугавы. Определить размеры ущерба поручено Министерству охраны окружающей среды, а МИД затем подготовит соответствующее требование. В его сумму, сообщает информагентство LETA, войдет ущерб, причиненный окружающей среде, и затраты на меры по ликвидации загрязнения. Министр окружающей среды Раймонд Вейонис сообщил участникам совещания, что на сегодня до Латвии дошло не более 3,7 тонны дизельного топлива. По оценке специалистов, в месте утечки пленка дизельного горючего покрывает реку на 80-90 процентов водной глади, на участке до установленных на белорусской стороне бонов — на 70, на участке до бонов возле Даугавпилса — на 40, а за ними — на 5 процентов. Р.Вейонис проинформировал, что на территории Беларуси Даугава/Западная Двина покрыта нефтепродуктами на протяжении 230 км, поэтому в Латвию они будут поступать еще несколько недель. Уровень воды в реке, наблюдавшийся после весеннего паводка, падает, и ее течение замедляется, что облегчает сбор пятен солярки. Встревожены ситуацией власти Риги, к которой приближается загрязнение. Впрочем, специалисты Министерства окружающей среды страны заверили столичные власти, что качеству водопроводной воды, поступающей из водозабора на Рижской ГЭС, ничего не угрожает. Иное мнение у экологов, которые считают, что от загрязнения наверняка пострадают рыба и птицы. К тому же масляные пятна осядут на сухом прошлогоднем камыше и на берегу. Купаться и ловить рыбу в такой реке можно будет нескоро. В свою очередь власти Беларуси намерены выставить счет российскому АО "Югозападтранснефтепродукт" — владельцу нефтепродуктоправода «Унеча-Вентспилс». По словам главы МЧС Энвера Бариева, правительственная комиссия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций поручила всем ведомствам и предприятиям, которые участвовали в аварийно-спасательных работах в Бешенковичском р-не Витебской области и на Западной Двине, подсчитать все издержки. По словам Э.Бариева, окончательная сумма может быть определена только после полной ликвидации последствий аварии. Напомним, 23 марта в 18.20 на поле у деревни Быцево Бешенковичского района была обнаружена утечка дизельного топлива из магистрального трубопровода диаметром 377 миллиметров, залегающего на глубине 0,8 метра. Авария была локализована 23 марта в 23.00. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На фоне убаюкивающих рапортов об ударной ликвидации последствий аварии на российском нефтепродуктопроводе «Унеча-Вентспилс» в Витебской области обе пострадавшие стороны заявили о намерении выставить иски по компенсации ущерба, нанесенного окружающей среде, и затрат на аварийно-спасательные работы. ... |
|