21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Не навреди! Природе и себе

26.08.2009 08:38 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Не навреди! Природе и себе

Эта  заповедь  взята  на  вооружение   не   только   экологами, но   и   промышленными   предприятиями   и   владельцами   авто 

Углерода оксид, серы диоксид, оксиды азота, углеводород, мелкодисперсные частицы... Нет, мы не на школьном уроке химии. Речь идет о состоянии воздушного бассейна Беларуси. Деятельность человека привела к тому, что сегодня в атмосфере может содержаться до тридцати восьми вредных компонентов. В предельно допустимых концентрациях, даже при ежедневном вдыхании, это не опасно ни для здоровья человека, ни для животного и растительного мира. Другое дело превышение нормы... Бить в набат, говорят экологи, все же не стоит. Реально оценивая обстановку не один год и десятилетие, они уверенно констатируют: небо над Беларусью чистое и с точки зрения уровня загрязнения атмосферы безопасное. 

На фоне Европы наша страна и вовсе выглядит благополучно. Дело в том, что норма предельно допустимых концентраций в воздухе отдельных вредных веществ согласно белорусскому экологическому законодательству в три раза ниже, а значит, жестче западноевропейской и рекомендуемой Всемирной организацией здравоохранения, рассказывает начальник специнспекции госконтроля за охраной атмосферного воздуха, озонового слоя и климата Сергей Завьялов. И год за годом вопросы сокращения лимита выбросов становятся все актуальнее и значимее. В последнее время внимание экологов обращено на то, как снизить выбросы оксида азота в атмосферу. Результаты целенаправленной деятельности есть, и уже давно. Так, по сравнению с 1985 годом количество выбросов в воздух вредного компонента уменьшилось на сорок процентов, озвучивает итоги многогранной работы Сергей Владимирович. 

Продолжать  в этом направлении следует и дальше, считает он, но только с еще большим усердием. И вот почему. Каждый гражданин Беларуси сегодня знает, что в стране разрабатывается концепция энергетической безопасности, где упор сделан на местные, природные виды топлива. Но, спохватились экологи, это ведь немалая нагрузка на атмосферу. Так, при сжигании угля, более «тяжелого» в отличие от газа топлива для воздушного пространства, содержание оксида азота в атмосфере значительно возрастет. 

Чтобы избежать подобного, в прошлом году было принято два стандарта, регламентирующие требования по величинам концентраций вредных веществ для всех видов топлива, в том числе биомассы. Специалисты отмечают, что чем выше будет единичная мощность сжигающего устройства, тем жестче станут предъявляемые к нему требования. Это закономерно. Ведь ясно, что чем больше энергетический объект, тем наиболее серьезные природоохранные мероприятия на нем можно реализовывать. 

Подобными вопросами озабочены не только белорусы, но и вся Европа. Отличие только в том, что в большинстве иностранных государств уже есть соответствующие современному уровню технические устройства, которые при использовании наименьшего количества топлива дают наибольшее количество тепловой энергии, не нарушая при этом экологическое равновесие воздуха. У нас таких устройств пока нет. Но это не повод опускать руки, считают специалисты. Наладить эффективный рабочий процесс можно и на имеющемся у нас энергетическом оборудовании. Конечно, если все организовывать разумно и по-хозяйски, говорит Сергей Завьялов. 

К сожалению,  Временное положение по обеспечению экологической безопасности котлоагрегатов, принятое еще в 2004 году Комитетом по энергоэффективности, регламентирующее в том числе и энергетическую безопасность малых котлов, работающих на местных видах топлива, взято на вооружение еще не в каждом хозяйстве. Бывают случаи, когда в топку идет сырая древесина, не подходящая по размеру. В одном из хозяйств Гомельской области госконтроль наблюдал такую картину: в неглубокую печь вставили четырехметровое полено. Естественно, целиком оно войти туда не смогло, потому выгорало только одним концом. Другой служил для проталкивания не захваченной огнем части в печь. А где же рачительность и экономия, о которой говорим на каждом шагу? Ведь и ребенку понятно, что такая работа печи не только нормально не обогреет, но и навредит атмосфере. 

Озабоченность специалистов вызывает сегодня и содержание твердых частиц в воздушном бассейне страны — пыли. Главные ее источники — предприятия по производству цемента, извести и других стройматериалов. Самой опасной считается та пыль, в которой содержится наибольшее количество мелкодисперсных частиц, так как именно они обладают наибольшей проникающей способностью в легкие человека (через дыхательные пути). Впрочем, строительная индустрия очень скоро должна... перестроиться, и ситуация изменится в лучшую сторону. Правительством Беларуси принято решение о реконструкции этих заводов. В ближайшие годы они не только увеличат производственные мощности, но и по примеру западных соседей начнут использовать в качестве топлива уголь. Конечно, при условии, что технология приготовления и сжигания его будет самой современной и экологически безопасной, как и методы очистки выбросов. 

Первые шаги в этом направлении сделало РУП «Кричевцементношифер». Недавно там провели тендеры и сделали заявки на установку электрофильтров, выполненных по последнему слову природосберегающих технологий. Технологические нормативы выбросов до 2010 года планируется разработать для всех предприятий металлургической отрасли. Тогда разговор о состоянии воздушного бассейна нашей страны можно будет вести на другом уровне. 

И тем не менее даже при успешном выполнении поставленной задачи белорусской промышленности еще далеко до производственного опыта развитых стран. Сергей Владимирович приводит просто фантастический и, к сожалению, не сопоставимый с нашими реалиями пример. В воздухе рабочей зоны, то есть в наших с вами кабинетах, по нормативам должно быть не более шести миллиграммов пыли на кубический метр. Если вы находитесь, к примеру, в парке, показатель снижается до 0,3 миллиграмма на кубометр. А из трубы мусоросжигающего завода в Германии выделяется всего 0,29 миллиграмма пыли на каждый кубический метр дымовых газов!.. 

Не отстает от промышленности и автотранспорт. На его долю приходится от 72 до 85 процентов выбросов в общей их массе, в зависимости от наличия промышленных объектов, крупных магистралей, транзитных путей в городе или населенном пункте. Большой подвижкой в вопросе снижения вредного воздействия от транспорта на атмосферу стало то, что с 1997 года при получении дизельного топлива и бензина перестали использовать свинец. С тех пор медики фиксируют резкое и постоянное снижение содержания этого вещества в крови детей. 

Вообще, в производстве отечественного автомобильного топлива за последние годы удалось достичь немалых подвижек. Например,  содержание серы в топливе, производимом на ОАО «Нафтан» и Мозырском нефтеперерабатывающем заводе, уже снижено до уровня европейского норматива — от 0,005 до 0,001 процента. И точка не поставлена. Правительство также утвердило программу развития этих флагманов белорусской нефтеперерабатывающей отрасли. К 2011 году они должны начать производить бензин и дизтопливо, соответствующее и другим европейским нормам. Сергей Владимирович отмечает, что упор нужно сделать и на систему контроля качества топлива. 

Болевая точка — ненадлежащее техническое обслуживание транспортных средств. Нет гарантии, что автовладелец, отрегулировавший работу двигателя на станции, через пару дней не попадется инспектору-экологу и не заплатит штраф за превышение нормативов выбросов углеводорода. Примечателен в этом плане опыт Витебска. Там финансовые затраты в подобной ситуации понесет не владелец транспортного средства, а станция технического обслуживания, выдавшая квиток о проведенной регулировке. Однако, подытоживает Сергей Завьялов, проблема еще и в том, что нет пока у большинства белорусов культуры пользования автомобилем. Немало владельцев ремонтируют свои авто прямо во дворах, на зеленых зонах. А в итоге нечаянно пролитое масло, бензин смоются дождем в городскую канализацию, попадут на очистные сооружения, в грунтовые воды. Возле каждого ведь не поставишь инспектора, а потому контролером должен быть прежде всего сам человек. 

Сегодня профилактические меры по снижению воздействия на атмосферу — это целый комплекс мероприятий, дел, которые вкупе и дадут нам чистый, свежий, здоровый воздух. Задействованы здесь все. Так, правительство постановило, что крупные предприятия, образующие отходы, выбросы в атмосферу, должны находиться за пределами городской черты, как и товарные базы. Градостроители и дорожники работают в том направлении, чтобы построить первую трехуровневую развязку в столице на пересечении проспектов Дзержинского и Жукова, что снизит транспортные потоки и, как следствие, количество вредоносных веществ в воздушном пространстве города. В ближайшие два-три месяца экологи разработают инструкцию, которая в ценовом факторе будет определять ущерб от выбросов транспорта. Ну а в более далекой перспективе Минск, скорее всего, позаимствует опыт мировых столиц. Общественный транспорт заменит автовладельцам собственный. Подъезжая к городу, они будут оставлять «железного коня» на парковке. Передвигаться по городу можно будет на метро, трамваях, троллейбусах и автобусах, парк которых к тому времени обновится и расширится. Это позволит сохранить благоприятную воздушную обстановку. 

 
Теги: Витебск, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Эта  заповедь  взята  на  вооружение   не   только   экологами, но   и   промышл
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика