Малооптимистичный прогноз
Малооптимистичный прогноз
Любой нормативно-правовой акт отражает свое время и условия, в которых он создавался. Поэтому нет смысла предъявлять претензии авторам вновь принятых КоАП и ПИКоАП за несовершенства этих документов. Сегодня важнее попытаться спрогнозировать, как изменится правовой климат страны, какие последствия для граждан и субъектов хозяйствования будет иметь состоявшаяся наконец кодификация. Скорый суд Уровень защищенности прав граждан в нашей стране определяют не столько законы, сколько суды. К сожалению, административное производство не относится к числу сильных сторон судебной системы. Изменения, которые произошли в связи с принятием нового Административного кодекса, нельзя рассматривать в чисто юридическом аспекте. Да, какие-то нормы в кодексе прописаны более четко, учтены новые экономические реалии, хочется надеяться, что более адекватными содеянному стали размеры административных штрафов. Проблема, однако, в том, что даже самое качественное законодательство в конечном итоге применяется судами. А к административному судопроизводству в Беларуси всегда был сугубо формальный подход, не предполагающий какого- либо серьезного изучения и анализа обстоятельств дела. Все решается за 10-15 минут и приговор штампуется почти автоматом. Исключения — редкость. Можно объяснить такую практику советской традицией, очень хорошо вписавшейся в новые времена. К сожалению, нет сомнений, что и с принятием новых административного и процессуального исполнительного административного кодексов в судебном процессе не произойдет никаких изменений. А значит, и уровень защиты прав граждан останется на прежнем — для всех очевидно — невысоком уровне. Лилия ВЛАСОВА, ю. ф. “Власова и партнеры” Улучшения с оговорками Новые кодексы оставляют двойственное впечатление. Безусловно, произошло заметное улучшение административного законодательства. Но многие нормы документов трудно назвать корректными и цивилизованными. Важнейшими новеллами КоАП и ПИКоАП, на мой взгляд, являются установление административной ответственности для юридических лиц и введение в административное законодательство таких понятий, как “покушение” и “соучастие”. Здесь мы имеем, по сути, формальное копирование терминологии из теории уголовного права без соответствующей адаптации к требованиям административного законодательства. И все же именно данные нововведения будут в первую очередь определять практику применения норм обоих кодексов, а также покажут реальное отношение государства к обществу и его проблемам в целом, к физическим и юридическим лицам. Что касается улучшений, то в их числе хотелось бы выделить упорядоченность нормативных актов, устанавливающих административную ответственность; передачу большей части дел на рассмотрение суда, в том числе обжалование постановлений ряда должностных лиц и органов о наложении административной ответственности; уменьшение числа органов и организаций, имеющих право привлекать к административной ответственности; участие адвоката и многое другое. Александр СУХОВЕРКО, руководитель службы “Первая правовая помощь” Нет главного условия Новые кодексы расширяют права прокуроров и адвокатов, но сложившаяся практика применения норм административной ответственности, в том числе судами, вряд ли оставляет надежду на улучшение защиты прав граждан. Особенно когда дело носит политический оттенок. Понятно ведь, зачем срок административного ареста увеличен с 15 до 25 суток: за срок длиной почти в месяц впервые попавшего в заключение человека можно сломить морально. Такая санкция приближается к уголовной, а применить ее могут за то, что случайный прохожий имел неосторожность оказаться рядом с какой-нибудь протестной акцией. С другой стороны, наивно полагать, что в одних случаях судья и прокурор будут трактовать нормы закона, исходя из конъюнктурных политических соображений, а в других — руководствоваться принципами здравого смысла и гуманизма. Так не бывает. Если американский адвокат грубо нарушил правила дорожного движения, его, скорее всего, лишат лицензии. Единожды преступивший закон будет делать это постоянно. У нас, к сожалению, руководствуются совсем другими принципами. Поэтому Административный кодекс — это одно, а правоприменительная практика — совсем другое. Не стоит переоценивать и возможности адвоката по контролю за законностью административного процесса. Формально они, конечно, расширились. Только адвокат у нас по своему статусу — фактически тот же советский колхозник. Руководство коллегии имеет возможность очень быстро объяснить чрезмерно усердным защитникам прав граждан, в чем они ошибаются. А общий вывод такой: новые административные кодексы, несмотря на все их недостатки, могли бы сыграть весьма позитивную роль, если бы в Беларуси строилось правовое государство. А без этого основного условия само по себе улучшение законодательства не способно обеспечить позитивного результата. Александр П., адвокат Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Любой нормативно-правовой акт отражает свое время и условия, в которых он создавался. Поэтому нет смысла предъявлять претензии авторам вновь принятых
|
|